КТП 21 век Окружающий мир, 2 класс (с православным компонентом)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, стандарта православного компонента начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН № 58 от 18.05.2010г.,учебного плана ООП НОУ Православный центр образования на 2014-2015 уч. год, авторской программы, авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 21 века»).
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
- Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература основная:
- Окружающий мир. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2013.
- Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2014 г.
- Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2014г.
- Окружающий мир 2 класс .Рабочая тетрадь для проверки знаний Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2014г
Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами.
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Содержание программы
Введение. Что окружает человека (1 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
- Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (11 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
- Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой (8 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
- Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина (13 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
- Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли (33 часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
- Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 часа).
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
- Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 часа).
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
- Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Особенности контроля и оценки учебных достижений
по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Класс | I | II | III | IY | Всего |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Формы и средства контроля:
Планируемые результаты обучения.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Учебно-тематический план.
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1 | Введение.Что окружает человека | 1 |
2 | Кто ты такой | 11 |
3 | Кто живёт рядом с тобой | 8 |
4 | Россия — твоя Родина | 13 |
5 | Мы — жители Земли | 33 |
6 | Повторение | 2 |
Итого | 68 |
Учебный предмет «Окружающий мир» введены знания основ православного мировоззрения, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, коммуникативные функции, эрудицию, творческие способности, и в то же время оставаться личностью духовно –нравственной, осознающую свою роль в православном мире.
Задачи включения православного компонента:
• ознакомление с основами Православной веры, и культуры;
• изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
• привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания;
• воспитание жертвенного служения и любви через примеры жизни святых
Планируемые личностные результаты освоения православного компонента являются:
1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;
2) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи),;
3) наличие исторической памяти как чувства сопричастности с родным народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
4) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
5) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
6) ответственность и прилежание в учебе;
7) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества;
8) развитие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
9) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
10) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
11) наличие бережного отношения к природе и всему живому.
Метапредметные результаты освоения православного компонента являются:
1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;
2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
3) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
14. Предметные результаты освоения православного компонента являются:
1) понимание, систематизацию православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию;
2) усвоение основ вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия);
Используемая литература:
1) Рассказы для детей. Б. Ганаго, 2003г.
Рассказы для детей. Б. Ганаго, 2009г.
2) Готово ли сердце. Б. Ганаго,2006г.
3) Библия для детей,2012г.
4) Кладовая радости. Детский православный календарь, 2012г.
5) Библейские истории. Иеромонах Иов(Гумеров),2006г.
6) Детям о православной вере. З. Зинченко,2008г.
7) Евангельская история. Н .Горбачева,2007г.
8) Православный букварь. Книга для семейного чтения, 2009г.
9)Ушинский Родное слово,2012
Тема урока | № урока | Православный компонент |
Что тебя окружает
| 1 | Сотворение Мира |
Я, ты, он, она... Все мы люди | 2 | Библейские притчи о человечестве и смешении языков. Твоя жизнь только ли твоя” “Уроки о здоровье и доброделании» |
Физическая культура | 6 | Митрополит Антоний( Сурожский) Православная антропология: « неразрывное единство духовного и телесного в человеке» |
Почему нужно правильно питаться. | 7 | Питание в пост. |
Можно ли изменить себя | 12 | Заповеди Божьи. |
Что такое семья? «Составление семейного «древа». | 13
| Чтение отрывка из «Домостроя»: « 19. КАК ВОСПИТАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ …» |
О правилах поведения | 18 | Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас», говорим о правилах поведения в храме. |
Родина – что это значит | 21 | Прослушивание песни: Валентина Рябкова. «На небе много лучезарных звезд, |
Из истории нашей Родины. | 23 | О крещение на Руси, значении этого события. Князь Владимир «Красно-солнышко» |
Солнечная система. | 33 | Библейское повествование о сотворении Мира |
Царства живой природы. | 36
| «Потоп и Ноев ковчег» |
Города России. Москва | 30 | Святыни наших городов (виртуальные экскурсии) |
Древние города России | 31 | Виртуальное путешествие по "Серебряному кольцу России" (Великий Новгород и Псков, Кижский погост и Валаамский монастырь в Карелии, Кирилло-Белозерский монастырь Беломорья , Соловецкие острова) |
Свойства воды. | 57 | Духовнообучительное значение воды. |
Будем беречь нашу Землю. | 66 | Создание мира Богом |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Планируемые Результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Введение. Что тебя окружает | |||||||
1. | Что тебя окружает. | Вводный урок | Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа». | Называние объектов «живой», «неживой» природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
Кто ты такой | |||||||
2. | Я, ты, он, она... Все мы люди… | Урок изучения нового материала. | Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества». | Рассказ о себе, составление словесного портрета. | Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
3. | Наши помощники – органы чувств. | Комбинированный урок. | Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)». | Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». | Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
4. | Что такое здоровье? | Урок-исследование | Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня. | Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
5. | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных». | Урок-практикум. | Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха. | Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. | Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
6. | Физическая культура. | Урок применения знаний на практике. | Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека. | Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
7. | Почему нужно правильно питаться. | Урок-проект. | Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
8. | Здоровье и питание. | Урок-диалог. | Создание условий для углубленного знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». | Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
9. | Умеешь ли ты есть? | Урок-проект. | Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
10. | Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы). | Урок-практикум. | Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. | Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
11. | Здоровье и осторожность. Солнечный удар. | Комбинированный урок. | Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. | Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
12. | Можно ли изменить себя. | Урок-исследование. | Создание условий для обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодо-левать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. | Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
Кто живет рядом с тобой | |||||||
13. | Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа». | Урок вхождения в новую тему. | Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. | Воспитание любви к своей семье. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
14. | Труд в семье. Как семья отдыхает? | Урок-проект. | Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции». | Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
15. | Проверочная работа. | Контрольный урок. | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Достижение необходимых результатов обучения по программе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
16. | Твои друзья – взрослые и дети. | Урок-праздник. | Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. | Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. | Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
17. | Твои друзья – взрослые и дети. | Урок-театрализация. | Создание условий для объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
18. | О правилах поведения. | Урок-проект. | Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице, в храме | Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
19. | О дружбе. | Урок-диалог. | Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
20. | О дружбе. Настроение. | Урок-практикум. | Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы». | Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
Россия — твоя Родина | |||||||
21. | Родина – что это значит? | Урок-исследование. | Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к Родине. | Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
22. | Родной край – частица Родины. | Урок погружения в тему. | Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. | Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование основ российской гражданской идентичности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
23. | Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей. | Урок-экскурсия. | Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. | Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
24. | Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | Урок-путешествие. | Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне. | Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Понимание особой роли России в мировой истории. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
25. | Зачем человек трудится? | Урок-исследование. | Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. | Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. | Понимание роли человека в обществе. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
26. | Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. | Урок-игра. | Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца. | Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
27. | Как работают в пекарне (на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие. | Урок-экскурсия. | Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб. | Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
28. | Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта. | Урок закрепления и систематизации знаний. | Обобщение знаний о значении труда в жизни человека. | Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
29. | О труде фермера и экономиста, программиста. | Урок-диалог. | Создание условий для знакомства с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
30. | Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей. | Урок-экскурсия. | Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком. | Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
31. | Древние города России. Проверочная работа | Урок | Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
32. | Мы – граждане России. Народы России. Виртуальная экскурсия в музей народов России. | Урок-исследование. | Создание условий для знакомства с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России. | Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
Мы — жители Земли | |||||||
33. | Солнечная система. | Урок вхождения в новую тему. | Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет. | Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
34. | Земля – планета Солнечной системы. | Урок-исследование | Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. | Воспроизведение. Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
35 | Глобус – модель Земли. | Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше. | Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
36 | Царства живой природы. Бактерии. | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях. | Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
37 | Грибы. | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о грибах. | Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | ||
38 | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | Урок-диалог. | Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
39 | Как животные воспринимают мир. | Урок-проект. | Создание условий для систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни. | Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
40. | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | Урок-квест. | Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных. | Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
41. | Как животные воспитывают потомство. | Урок-проект. | Создание условий для знакомства с особенностями воспитания животными своих детенышей и играми с потомством. | Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
42. | Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности). | Урок изучения нового материала. | Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Осознание разнообразия растительного мира. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
43. | Органы растения и их значение для его жизни. | Урок-исследование | Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
44 | Практическая работа с гербариями (части растений | Урок-проект | Создание условий для создания своего проекта о растении (листья, корень, стебель, цветы, плоды). | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
45. | Что такое лес? Экскурсия. . | Урок-экскурсия | Обобщение знаний учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
46. | Как развиваются растения. | Урок применения знаний на практике. | Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием. | Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
47. | Деревья леса. | Урок-исследование. | Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями. | Понимание, что такое «паспорт» дерева. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
48. | Кустарники леса. | Урок-наблюдение. | Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках). | Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
49. | Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. | Урок применения знаний на практике. | Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме. | Понимание, что такое травянистые растения. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
50. | Лесная аптека. | Урок-игра. | Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. | Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
51. | Проверочная работа. | Контрольный урок. | Оценить результаты освоения программы. | Достижение необходимых результатов освоения программы. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность | ||
52. | Звери леса. | Урок-загадка. | Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками. | Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
53. | Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | Урок-вопрос. | Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. | Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
54. | Насекомые леса. | Урок-исследование. | Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. | Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
55. | Мы пришли в лес. Экскурсия. | Урок-экскурсия. | Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу | Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
56 | Путешествие капельки. | Урок-сказка. | Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
57. | Свойства воды. | Урок-исследование. | Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. | Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
58. | Рыбы – обитатели водоёмов. | Урок-проект. | Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. | Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
59 | Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. Экскурсия на водоем. | Урок-экскурсия. | Создание условий для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных. | Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. | Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | |
60 | Болото – естественный водоём. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема). | Урок-исследование. | Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот. | Узнавание и называние нескольких обитателей болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
61 | Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). | Комбинированный урок. | Создание условий для знакомства с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. | Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
62 | Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | Комбинированный урок. | Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром полей. | Узнавание и называние нескольких обитателей поля, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира поля. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
63. | Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада). | Комбинированный урок. | Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром сада. | Узнавание и называние нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
64. | Будем беречь природу. | Урок – защита проектов. | Создание условий для знакомства с представителями Красной книги. | Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
65. | Проверочная работа. | Контрольный урок. | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами получения, анализа и обработки информации. | |
66. | Будем беречь нашу Землю. | Урок-праздник. | Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. | Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
67- | Повторение изученного | Урок - викторина | Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. | Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | |
68 | Повторение изученного | Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. | Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Примечания к программе:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православный компонент в курсе "Окружающий мир"
Данная таблица поможет учителям, исповедующим Православие, работающим в православных гимназиях, говорить о Боге на уроках "Окружающего мира"...
Воспитательная программа по духовно-нравстенному воспитанию с православным компонентом
Воспитательная программа по духовно-нравстенному воспитанию с православным компонентом...
Православный компонент на уроках английского языка
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования....
рабочая программа ОРКСЭ (православный компонент)
рабочая программа...
ВНЕДРЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ практикум
ВНЕДРЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (практикум)...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Библия" (Основы православной культуры и светской этики), 4 класс
Тип урока: открытие «новых» знанийЦель урока: формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Дать ...
ВПР по окружающему миру (Задание 10. Региональный компонент).
Типовое задание по ВПР окружающий мир (задание 10). 1 листо - 2 копии....