Рабочая программа по окружающему миру, 1-4 классы. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.
рабочая программа по окружающему миру по теме

Щербакова Ирина Васильевна

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру 1-4 классы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой "Окружающий мир". Москва. "Вентана-Граф", 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1-4.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой

                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                        решением педагогического совета

                                                                                        от 30 августа 2013  года протокол № 13

                                                                                        Председатель педсовета

                                                                                         _____________   Назаров С.С.

                                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    окружающему миру

Уровень образования (класс)  начальное  общее, 1 – 4 классы

Количество часов   135             

Учитель   Щербакова И. В.

Программа разработана на основе  авторской программы по окружающему миру  1-4 классы  Н.Ф.  Виноградовой,  Г.С.  Калиновой «Окружающий мир».   Москва.  «Вентана-Граф», 2012 год.  

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по окружающему миру  1-4 классы  Н.Ф.  Виноградовой,  Г.С.  Калиновой «Окружающий мир».   Москва.  «Вентана-Граф», 2012 год.  

   Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

Рабочая программа

по классам

1кл.

2кл.

3кл.

  4 кл.

1 класс

66

33

33

1.

Раздел I. Введение. Этот удивительный мир

1

1

1

2.

Раздел II.  Мы -  школьники

2

2

2

3.

Раздел III.  Твоё  здоровье.

6

3

3

4.

Раздел IV.  Я и другие люди.

3

3

3

5.

Раздел V. Труд людей

6

3

3

6.

Раздел VI.  Родная природа.

31

12

12

7.

Раздел VII.  Семья

2

2

2

8.

Раздел VIII.  Наша страна – Россия. Родной край.

15

7

7

2 класс

68

34

34

1.

Раздел I. Введение. Что окружает человека.

1

1

1

2.

Раздел II. Кто ты такой.

14

7

7

3.

Раздел III. Кто живёт рядом  с тобой.

6

3

3

4.

Раздел IV.  Россия – твоя Родина.

13

6

6

5.

Раздел V. Мы – жители Земли.

9

4

4

6.

Раздел VI. Природные сообщества

23

11

11

7.

Раздел VII. Природа и человек.

2

2

2

3 класс

68

34

34

1.

Раздел I.  Введение. Земля – наш общий дом

7

1

1

2.

Раздел II.  Человек изучает Землю

4

3

3

3.

Раздел III.  Царства природы.

26

12

12

3.1

Тема 1. Бактерии. Грибы. Растения.

7

3.2

Тема 2. Животные.

5

4.

Раздел IV. Наша Родина: от Руси до России.

11

4

4

5.

Раздел V. Как люди жили в старину.

12

6

6

6.

Раздел VI. Как трудились в старину.

7

8

8

4 класс

65

34

34

1.

Раздел I. Человек – живое существо

16

8

8

2.

Раздел II. Твоё здоровье

12

6

6

3.

Раздел III. Человек – часть природы

2

2

2

4.

Раздел IV. Человек среди людей

5

2

2

5.

Раздел V. Родная страна: от края до края.

10

5

5

6.

Раздел VI. Человек – творец культурных ценностей.

12

6

6

7.

Раздел VII. Человек – защитник своего Отечества.

5

2

2

8.

Раздел VIII. Гражданин и государство

3

3

3

Общее количество часов:

267

135

33

34

34

34

2. Общая характеристика учебного предмета

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального пси-хического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

    Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами

и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В связи с тем, что в авторской программе в первом классе отводится 66 часов при проведении в неделю 2 часов, а в базисном плане школы - 1 час,  то возникает необходимость составления рабочей программы по причине уменьшения количества часов по базисному плану школы. Во 2 классе программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 недели(34 часа в год).  В 3 - 4 классах прохождение предмета рассчитано на 2 часа в неделю, 35 недель (70 часов в год).

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную дея-тельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); 

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  1. Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч.)

Введение. Этот удивительный мир (1 ч.)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы – школьники (2 ч.)

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения  на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье (3 ч.)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Я и другие люди (3 ч.)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою. Радоваться успехам друзей.

Труд людей (3 ч.)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (12 ч.)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья (2 ч.)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна – Россия. Родной край (7 ч.)

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). памятные места нашего города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и на улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работы с аквариумом, террариумом, инсектарием.

2 класс (34 ч.)

        Введение. Что окружает человека (1 ч.)

        Окружающий мир: неживая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

        Кто ты такой (7 ч.)

        Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

        Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств.

        Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

        Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

        ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

        Кто живёт рядом с тобой (3 ч.)

        Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

        Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

        Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

        Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

        Россия – твоя Родина (6 ч.)

        Что такое Родина. Почему человек любит твою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

        Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. образование городов.

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера, профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы – жители Земли (4 ч.)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (11 ч.)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 ч.)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

3 класс (34 ч.)

        Земля – наш общий дом (1 ч.)

        Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

        Солнечная система. Солнце - звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

        Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

        Человек изучает Землю (3 ч.)

        Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

        Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

        Царства природы (12 ч.)

        Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

        Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

        Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

        Животные – живые тела (организмы). Проведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

        Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

        Как человек одомашнил животных.

        Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

        Растения – живые тела, (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

        Охрана растений.

        Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

        Наша Родина: от Руси до России (4 ч.)

        Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

        Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

        Как люди жили в старину (6 ч.)

        Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

        Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

        Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

        Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

        Как трудились в старину (8 ч.)

        Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

        Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.) Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

        Торговля. Возникновение денег.

        Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

        Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

        Экскурсии  

         В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

        Практические работы

        Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс (34 ч.)

        Человек – живое существо (организм) (8 ч.)

        Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

        Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

        Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

        Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

        Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

        Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. закаливание.

        Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

        Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

        Твоё здоровье (6 ч.)

        Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

        Вредные привычки.

        ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

        Практические работы

        Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

        Человек – часть природы (2 ч.)

        Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

        Человек среди людей (2 ч.)

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна: от края до края (5 ч.)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек – творец культурных ценностей (6 ч.)

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I , во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Бажова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан, и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.С.Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).

        Человек – защитник своего Отечества (2 ч.)

        Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

        Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

        Экскурсии

        В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (3 ч.)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символика государства.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 класс

33

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Введение. Этот удивительный мир

1

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Мы — школьники

2

Определять время по часам с точностью до часа.

 Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Родная природа

12

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Семья

2

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Труд людей

3

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Наша страна — Россия.

Родной край

7

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения.  Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Твоё здоровье

3

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Я и другие люди

3

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

2 класс

34

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Введение.

Что окружает человека

1

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Кто ты такой

7

Описывать кратко особенности разных органов чувств.  Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Кто живёт рядом с тобой

3

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Россия — твоя Родина

6

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»; называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Мы — жители Земли

4

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Природные сообщества

11

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоёмы как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Природа и человек

2

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

3 класс

34

Где и когда ты живёшь.

Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле

Земля — наш общий дом

1

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет).

Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы.

Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Человек изучает Землю

3

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.

Растения и человек.

Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные

12

Объяснять отличия грибов от растений.

Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать животное как организм.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

Приводить примеры (конструировать) цепи  питания.

Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных.

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни.  

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.

Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена

Наша Родина: от Руси до России

4

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.

Узнавать символы царской власти.  

Знать имя президента современной России.  

Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины

Как люди жили в старину

6

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.  

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Как трудились в старину

8

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.  

Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности. Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

4 класс

34

Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Человек — живое существо (организм)

8

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Твоё здоровье

6

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Человек — часть природы

2

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость

Человек среди людей

2

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Родная страна:  от края до края

5

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.

Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Культура в разные исторические времена

Человек — творец культурных ценностей

6

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Человек — воин. Героические страницы истории

Человек — защитник своего Отечества

2

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Гражданин и государство

3

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

1.Виноградова Н.Ф. Программа четырёхлетней начальной школы по окружающему миру.-М.: Вентана-Граф. 2012г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1-М.: Вентана-Граф. 2011г.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:  1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч2-М.: Вентана-Граф. 2011г.

 4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2012г.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2012г.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобра-зовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2013г.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2013г.

2.

Научно-познавательные, художественные книги для чтения.

3.

Детская справочно-библиографическая литература.

2.Печатные пособия

4.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения. - М.: Вентана-Граф. 2011г.

3.Технические средства обучения

5.

Магнитная доска

1

6.

Мультимедийный проектор

1

7.

Компьютер

1

4.Экранно-звуковые пособия

5.Оборудование класса

8.

Коллекции плодов и семян растений.

3

9.

Муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы)

1

10.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.

14

СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания МО

учителей начальных классов

от  30  августа 2013 года  № 1

__________Е.А.Полубояринова

      СОГЛАСОВАНО:

                Зам. директора по УМР

            ___________ Е.Г.Громова

            30  августа 2013года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа, календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа  разработана на основе УМК "Начальная школа 21 века" под  ред. Н.Ф. Виноградовой и в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: п...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. ОС "Школа 2100". ФГОС с КИМами.

  Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по окружающему миру  («Начальная школа» / [...

Рабочая программа по окружающему миру 1- 4 классы (Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по окружающему миру 1- 4 классы  (Начальная школа XXI века)...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. УМК "Школа XXI века"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС в соответствии с программой  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса.Начальная школа 21 века.

Данная программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (основного общего образования, среднего (полного) общего...