Как животные готовятся к зиме
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цели:
- изучить особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;
- развивать речь детей;
- развивать умение анализировать и обобщать;
- взаимодействовать с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Как животные готовятся к зиме (первый урок).
Цели:
- изучить особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;
- развивать речь детей;
- развивать умение анализировать и обобщать;
- взаимодействовать с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки, эталон - образец для проверки работы, презентация, компьютер, проектор, экран.
Используемые технологии: деятельностный метод
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты:
Предметные:
- изучили особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
- рассмотрели причины перелёта птиц в тёплые края.
Метапредметные:
- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные:
- понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.
Содержание | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности | |
Учитель задаёт вопросы. - Какой урок? (Слайд 1) - Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? - Надо ли нам всё это изучать, пригодится ли это в жизни? - Много вы знаете? - Всё ли вы изучили? - Сегодня на уроке узнаем новое, будем применять новое знание на уроках и в повседневной жизни. | Дети отвечают. - Урок окружающего мира. - Изучаем окружающий нас мир: растения, животных… - Всё это пригодится в жизни: мы видим растения, некоторых животных, но очень мало знаем про них. Надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. - Много. - Не всё ещё мы изучили, нам ещё много надо узнать, изучить. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии | |
1. Фронтальная работа по актуализации знаний. - В начале урока повторим то, что мы знаем. Посмотрите на экран. (Слайд 2) - Назовите одним выражением, что видите на картинах? - Какое время года идёт сейчас? - Какое время года вам больше нравится? Почему? - А я люблю лето, когда светит яркое солнце, тепло, всё цветёт, растёт… - Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки. - В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения. - Посмотрите на экран, какой закон нарушен здесь? - Восстановим порядок. (На слайде 3 появляется правильный порядок времён года) - Приход зимы – это хорошо или плохо? Объясните в группах: 1 группа – хорошо, 2 группа – плохо. (Для кого? Почему?) - Проверим, что вы приготовили. - Даже если мы считаем, что это плохо, зима всё равно приходит, к её приходу нужно готовиться. 2. Создание проблемной ситуации. - Расскажите, как готовятся к зиме: (слайд 4)
- Проверим. | Появляются изображения времён года: весна, лето, зима, осень. Дети рассматривают картинки. - На картинах изображены времена года. - Сейчас идёт зима. Дети отвечают. - Порядок смены времён года. Дети называют правильный порядок времён года. Дети обсуждают (по рядам). Выступает один ученик из группы. Дети выполняют задания по группам. Один учащийся из группы отвечает. |
3. Выявление места и причин затруднения | |
- Почему нет точных ответов о том, как птицы готовятся к зиме? | - Догадались, но точно не знаем. Не знаем, почему улетают, какие птицы улетают, какие нет. |
4. Построение детьми проекта выхода из затруднения | |
Учитель помогает сформулировать тему урока, определить цели. - О чём будем говорить на уроке? Назовите тему. - Что хотим узнать? - На какой вопрос сначала ответим? Потом? - Как можем найти ответы на вопросы? Что нам поможет в изучении темы урока? | - Как птицы готовятся к зиме. - Какие птицы улетают, а какие нет? - Почему улетают? Дети отвечают. - Учитель, учебник, хрестоматия, тетрадь, карандаши, одноклассники. |
5. Реализация проекта | |
- Откройте учебник на странице 30. Рассмотрите рисунки слева в учебнике. - Почему этих птиц разделили на две группы? - Назовите птиц на верхнем рисунке. - Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные. - Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами. (Слайд 5) - Каких ещё перелётных птиц вы знаете? - Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы? - Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные. - Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. (Слайд 6) - Каких ещё зимующих птиц вы знаете? - Выясним, почему некоторые птицы улетают. Поработаем в группах: найдите причину, почему улетают птицы, расставьте картинки по порядку. - Проверим. (Слайд 7. После выступления групп показываю и называю птиц: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.) - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. - Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему? - Какие птицы улетают потом? Почему? - Какие птицы улетают последними? Почему? - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. - Улетают птицы по-разному. - Кто из вас видел, как летят птицы? - Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей. (Слайд 8) - Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком. - Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв? - Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв. - На все вопросы ответили? - Узнаем о зимующих птицах. - Чем же питаются птицы зимой? Узнаем из хрестоматии (стр. 19). Задания группам: 1) Прочитать первый абзац. 2) Прочитать второй абзац. 3) Прочитать третий абзац. Выполните задания в группах. - Проверим. О каких птицах вы узнали? (Слайд 9) Что они делают? - Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус. Физкультминутка (Слайд 10) Утята привыкли к порядку, Утром делают зарядку. Для начала бег на месте, Крылья врозь, лопатки вместе. | Дети рассматривают рисунки. - Одни птицы улетают от нас, другие остаются. - Здесь изображены: аист, жаворонок, скворец, ласточка. Дети выбирают название. - Гусей, уток, грачей, журавлей, стрижей, лебедей … - Здесь ворона, сорока, воробей, синичка. Дети выбирают название. - Дятла, галку, клеста, поползня. 1 группа: картинка птицы с насекомым в клюве, летний лес, осенний лес, зимний лес. 2 группа: водоплавающая птица, рыба, водоём летом, застывший водоём. 3 группа: птица, поле осенью, колосья пшеницы, зимнее поле. Дети высказывают свои мнения. Дети оценивают свою работу. - Насекомоядные, потому что насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут. - Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало. - Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы замерзают. Дети оценивают свою работу. Дети отвечают. - Птицам очень трудно. Они устают. - Ответили на все вопросы. У детей листочки с напечатанными абзацами, они идут к учителям, чтобы те им прочитали тексты. Один ученик из группы рассказывает. Дети оценивают свою работу. Учащиеся встают, бегают на месте, выполняют упражнения. |
6. Первичное закрепление во внешней речи | |
- Какое затруднение испытали в начале урока? - Теперь знаем? - Выполните работу в печатной тетради (с. 22-23, зад. 21). - Отметьте рисунки с теми птицами, которые улетают с наступлением холодов. - Проверим. (Слайд 11) - Оцените свою работу. | - Не знали, почему птиц разделили на две группы. - Знаем. Дети отмечают рисунки с ласточками, скворцами, лебедями, журавлями, жаворонками, утками. Дети проверяют задание. Оценивают себя и фиксируют результат на полосках. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | |
Объясняет задание для самостоятельной работы. - Найдите снегиря и синицу среди всех птиц (в тетради) - Как они выглядят? - Раскрасьте изображения снегиря и синицы. Проверка работы по эталону (Слайд 12). | Дети находят снегиря и синицу. У снегиря – ярко-красная грудка, чёрная шапочка, чёрные хвост и крылья. У синички – жёлтая грудка, тёмно-серые с синим спинка, крылья и хвост. Дети раскрашивают рисунки. Проверяют работу, оценивают себя. |
8. Включение в систему знаний и повторение | |
Работа в паре. «Орнитологическое домино» - Проверим работу. (На доске домино на магнитиках) - Оцените свою работу. | Учащиеся складывают верную цепочку. Называют птиц, к какой группе они относятся. Оценивают свою работу. |
9. Рефлексия деятельности | |
- Назовите тему урока - Какую цель ставили? - Что узнали? - Где может вам это пригодится? - Посмотрите на свои листочки с плюсиками и минусами. - Поднимите руки те, кому было легко и понятно. - Поднимите руки те, кому было трудно. - Что было трудно? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".
Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...
Урок по окружающему миру "Как животные готовятся к зиме"
урок по окр. миру...
Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс
Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....
Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива
Презентация к уроку по теме Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива...
Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"
План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...
Как животные готовятся к зиме
познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; развивать практические н...
Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....