Как животные готовятся к зиме
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Давыдова Ольга Анатольевна

Цели:

- изучить особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;                                                                                            

- развивать речь детей;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- взаимодействовать  с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема:  Как животные готовятся к зиме (первый урок).

Цели:

- изучить особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;                                                                                            

- развивать речь детей;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- взаимодействовать  с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, ручка,  простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки, эталон - образец для проверки работы, презентация, компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии: деятельностный метод

Методы и приёмы: словесный, наглядный,  практический.

Планируемые результаты:

Предметные:

- изучили особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

- рассмотрели причины перелёта птиц в тёплые края.

Метапредметные:  

- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;

- осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные:

- понимают, что полученные знания на уроке   окружающего мира пригодятся  в практической деятельности.

                                                                             

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация  к учебной деятельности

Учитель задаёт вопросы.

- Какой урок? (Слайд 1)

- Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?

- Надо ли нам всё это изучать, пригодится ли это в жизни?

- Много вы знаете?

- Всё ли вы изучили?

- Сегодня на уроке узнаем новое, будем применять новое знание на уроках и  в повседневной жизни.

Дети отвечают.

- Урок  окружающего мира.

- Изучаем окружающий нас мир: растения, животных…

- Всё это пригодится в жизни: мы видим растения, некоторых животных, но очень мало знаем про них. Надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

- Много.

- Не всё ещё мы изучили, нам ещё много надо узнать, изучить.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

1. Фронтальная работа по актуализации знаний.

- В начале урока повторим то, что мы знаем. Посмотрите на экран. (Слайд 2)

- Назовите одним выражением, что видите на картинах?

- Какое время года идёт сейчас?

- Какое время года вам больше нравится? Почему?

- А я люблю лето, когда светит яркое солнце, тепло, всё цветёт, растёт…

- Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки.

- В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения.

- Посмотрите на экран, какой закон нарушен здесь?

- Восстановим порядок.

(На слайде 3 появляется правильный порядок времён года)

- Приход зимы – это хорошо или плохо? Объясните в группах: 1 группа – хорошо, 2 группа – плохо. (Для кого? Почему?)

- Проверим, что вы приготовили.

- Даже если мы считаем, что это плохо, зима всё равно приходит, к её приходу нужно готовиться.

2. Создание проблемной ситуации.

- Расскажите, как готовятся к зиме: (слайд 4)

  • растения _________________________________
  • изображение человека _____________________
  • птицы ___________________________________

- Проверим.

Появляются изображения времён года: весна, лето, зима, осень. Дети рассматривают картинки.

- На картинах изображены времена года.

- Сейчас идёт зима.

Дети отвечают.

- Порядок смены времён года.

Дети называют правильный порядок времён года.

Дети обсуждают (по рядам).

Выступает один ученик из группы.

Дети выполняют задания по группам.

Один учащийся из группы отвечает.

3. Выявление места и причин затруднения

- Почему нет точных ответов о том, как птицы готовятся к зиме?

- Догадались, но точно не знаем. Не знаем, почему улетают, какие птицы улетают, какие нет.

4. Построение детьми проекта выхода из затруднения

Учитель помогает сформулировать тему урока, определить цели.

- О чём будем говорить на уроке? Назовите тему.

- Что хотим узнать?

- На какой вопрос сначала ответим? Потом?

- Как можем найти ответы на вопросы? Что нам поможет в изучении темы урока?

- Как птицы готовятся к зиме.

- Какие птицы улетают, а какие нет?

- Почему улетают?

Дети отвечают.

- Учитель, учебник, хрестоматия, тетрадь, карандаши, одноклассники.

5. Реализация проекта

- Откройте учебник на странице 30. Рассмотрите рисунки слева в учебнике.

- Почему этих птиц разделили на две группы?

- Назовите птиц на верхнем рисунке.

- Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные.

- Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами. (Слайд 5)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы?

- Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные.

- Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. (Слайд 6)

- Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

- Выясним, почему некоторые птицы улетают. Поработаем в группах: найдите причину, почему улетают птицы, расставьте картинки по порядку.

- Проверим. (Слайд 7. После выступления групп показываю и называю птиц: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.)

- Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус.

- Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему?

- Какие птицы улетают потом? Почему?

- Какие птицы улетают последними? Почему?

- Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус.

- Улетают птицы по-разному.

- Кто из вас видел, как летят птицы?

- Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей. (Слайд 8)

- Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком.

- Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв?

- Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв.

- На все вопросы ответили?

- Узнаем о зимующих птицах.

- Чем же питаются птицы зимой? Узнаем из хрестоматии (стр. 19).  

Задания группам:

1) Прочитать первый абзац.

2) Прочитать второй абзац.

3) Прочитать третий абзац. Выполните задания в группах.

- Проверим. О каких птицах вы узнали? (Слайд 9) Что они делают?

- Кто справился с заданием, поставьте себе на листочке плюсик, кто не справился – минус.

Физкультминутка (Слайд 10)

Утята привыкли к порядку,

Утром делают зарядку.

Для начала бег на месте,

Крылья врозь, лопатки вместе.

Дети рассматривают рисунки.

- Одни птицы улетают от нас, другие остаются.

- Здесь изображены: аист, жаворонок, скворец, ласточка.

Дети выбирают название.

- Гусей, уток, грачей, журавлей, стрижей, лебедей …

- Здесь ворона, сорока, воробей, синичка.

Дети выбирают название.

- Дятла, галку, клеста, поползня.

1 группа: картинка птицы с насекомым в клюве, летний лес, осенний лес, зимний лес.

2 группа: водоплавающая птица, рыба, водоём летом, застывший водоём.

3 группа: птица, поле осенью, колосья пшеницы, зимнее поле.

Дети высказывают свои мнения.

Дети оценивают свою работу.

- Насекомоядные, потому что  насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут.

- Потом улетают зерноядные, потому что  с полей убирают зерно, семян очень мало.  

- Последними улетают водоплавающие,  потому что   водоёмы замерзают.

Дети оценивают свою работу.

Дети отвечают.

- Птицам очень трудно. Они устают.

- Ответили на все вопросы.

У детей листочки с напечатанными абзацами, они идут к учителям, чтобы те им прочитали тексты.

Один ученик из группы рассказывает.

Дети оценивают свою работу.

Учащиеся встают, бегают на месте, выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление  во внешней речи

- Какое затруднение испытали в начале урока?

- Теперь знаем?

- Выполните работу в печатной тетради (с. 22-23, зад. 21).

- Отметьте рисунки с теми птицами, которые улетают с наступлением холодов.

- Проверим. (Слайд 11)

- Оцените свою работу.

- Не знали, почему птиц разделили на две группы.

- Знаем.

Дети отмечают рисунки с ласточками, скворцами, лебедями, журавлями, жаворонками, утками.

Дети проверяют задание.

Оценивают себя и фиксируют результат на полосках.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Объясняет задание для самостоятельной работы.

- Найдите снегиря и синицу среди всех птиц (в тетради)

- Как они выглядят?

- Раскрасьте изображения снегиря и синицы.

Проверка работы по эталону (Слайд 12).

Дети находят снегиря и синицу.

У снегиря – ярко-красная грудка, чёрная шапочка, чёрные хвост и крылья. У синички – жёлтая грудка, тёмно-серые с синим спинка, крылья и хвост.

Дети раскрашивают рисунки.

Проверяют работу, оценивают себя.

8. Включение в систему знаний  и повторение

Работа в паре. «Орнитологическое домино»

- Проверим работу. (На доске домино на магнитиках)

- Оцените свою работу.

Учащиеся складывают верную цепочку.

Называют птиц, к какой группе они относятся.

Оценивают свою работу.

9. Рефлексия деятельности

- Назовите тему урока

- Какую цель ставили?

- Что узнали?

- Где может вам это пригодится?

- Посмотрите на свои листочки с плюсиками и минусами.

- Поднимите руки те, кому было легко и понятно.

- Поднимите руки те, кому было трудно.

- Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....

Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива

Презентация к уроку по теме Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива...

Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"

План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...

Как животные готовятся к зиме

познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью  в связи  с подготовкой к зимнему периоду;  обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; развивать практические н...

Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....