Рабочая программа по предмету: "Окружающий мир" 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009г.);
примерной программы по учебным предметам в начальной школе (стандарты второго поколения), 2011г.; программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК "Школа России"), 2011г.
Авторские концепции и принципы обучения данной программы и УМК наиболее полно отражают соответствие государственному статусу школы, образовательным потребностям и запросу общества, особенностям обучающихся.
2. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование:
- целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
3. Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2014 — 2015 учебный год на изучение Окружающего мира» в 3 классе отводится 70 часов в год (35 учебных недель, 2 часа в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 68 часов, то дополнительный 1 час выделены на раздел «Путешествие по городам и странам».
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Личностные результаты:
- - осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- членом общества и государства; чувство любви в своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- -способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- -установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- Метапредметные результаты:
- -способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- -умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);
- -способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Предметные результаты:
- -усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- -сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- -владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- -умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- -владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- -овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- -понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- -понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- -понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
- Информационная грамотность: уметь
- - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
- -наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений.
5. Содержание программы.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Разделы программы:
Как устроен мир-7ч.
Эта удивительная природа-19ч.
Мы и наше здоровье-10ч.
Наша безопасность-8ч.
Чему учит экономика-12ч.
Путешествие по города и странам-13ч.+1 час дополнительный
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
планир. | коррект. | |||
1 четверть -16 часов Как устроен мир 7 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
1. | Что такое природа? | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; Сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.09.-05.09. | |
2. | Человек. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
3. | Общество. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. Работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. | 08.09.-12.09. | |
4. | Наши проекты. «Богатства, отданные людям». | В ходе выполнения проекта дети учатся. Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете. Подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), Изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект. Оценивать результаты работы. | ||
5. | Что такое экология. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы. Описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.09.-19.09. | |
6. | Природа в опасности. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий. Работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждать, как каждый может помочь природе. Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе; участвовать в природоохранных мероприятиях; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
7. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир». | Выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | 22.09.-26.09. | |
Эта удивительная природа - 19 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
8. | Тела, вещества, частицы. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
9. | Разнообразие веществ. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 29.09.-03.10. | |
10. | Воздух и его охрана. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
11. | Вода. Свойства воды. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать результаты проведенных опытов. Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию. Работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 06.10.-10.10. | |
12. | Превращения и круговорот воды в природе. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; Высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Работать в паре: анализировать рисунок- схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
13. | Берегите воду. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; Моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Обсуждать способы экономного использования воды. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 13.10.-17.10. | |
14. | Что такое почва. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
15. | Разнообразие растений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны. Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку. Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. Используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 20.10.-24.10. | |
16. | Солнце, растения и мы с вами. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
2 четверть – 16 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
17. | Размножение и развитие растений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 04.11.-07.11. | |
18. | Охрана растений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее. Создать книжку-малышку «Береги животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
19. | Разнообразие животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания;— полученные в 1 —2 классах. Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. Работать с электронным приложением к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 10.11.-14.11. | |
20. | Кто что ест. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
21. | Наши проекты. «Разнообразие природы родного края». | В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края». | 17.11.- 21.11. | |
22. | Размножение и развитие животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
23. | Охрана животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 24.11.-28.11. | |
24. | В царстве грибов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа- определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
25. | Великий круговорот жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.12.-05.12. | |
26. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». | Выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Мы и наше здоровье - 10 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
27. | Организм человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 08.12.-12.12. | |
28. | Органы чувств. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
29. | Надежная защита организма. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа: изучить свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при повреждениях кожи. Работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей; Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 15.12.-19.12. | |
30. | Опора тела и движение. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его. Выполнять физкультминутки. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
31. | Наше питание. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 22.12.-29.12. | |
32. | Наши проекты. «Школа кулинаров». | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Составлять и презентовать меню здорового питания. | ||
3 четверть - 20 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
33. | Дыхание и кровообращение | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системе. Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 12.01.-16.01. | |
34. | Умей предупреждать болезни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать факторы закаливания. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Работать с терминологическим словариком; Регулярно проводить закаливание своего организма. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
35. | Здоровый образ жизни. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 19.01.-23.01. | |
36. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Мы и наше здоровье». | Выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Наша безопасность. (8 часов). (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
37. | Огонь, вода и газ. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; Работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 26.01.-30.01. | |
38. | Чтобы путь был счастливым. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах. Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
39. | Дорожные знаки. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1 —2 классах. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 02.02.-06.02. | |
40 | Наши проекты. «Кто нас защищает». | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | ||
41. | Опасные места. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 09.02.-13.02. | |
42. | Природа и наша безопасность. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать опасности природного характера. Находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ужа. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
43. | Экологическая безопасность. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 16.02.-20.02. | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Наша безопасность». | Выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Чему учит экономика. (12 часов). (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
45. | Для чего нужна экономика. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 23.02.-27.02. | |
46. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
47. | Полезные ископаемые. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1 —2 классах. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 02.03.-06.03. | |
48. | Растениеводство | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
49. | Животноводство | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работать с терминологическим словариком. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 09.03.-13.03. | |
50. | Какая бывает промышленность. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
51. | Наши проекты: «Экономика родного края». | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | 16.03.-20.03. | |
52. | Что такое деньги. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
4 четверть – 16 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
53. | Государственный бюджет | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 01.04.-03.04. | |
54. | Семейный бюджет. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными. Моделировать семейный бюджет. Работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
55. | Экономика и экология. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 06.04.-10.04. | |
56. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика». | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
Путешествие по городам и странам 13 часов. (2 ч в неделю по учебному плану школы) | ||||
57. 58. | Золотое кольцо России. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 13.04.-17.04. | |
59. | Наши проекты. «Музей путешествий». | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | 20.04.-24.04. | |
60. | Наши ближайшие соседи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком с помощью дополнительной литературы. Готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
61. | На севере Европы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 27.04.-01.05. | |
62. | Что такое Бенилюкс? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
63. | В центре Европы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Выполнять задания по электронному приложению к учебнику. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 04.05.-08.05. | |
64. | Путешествие по Франции и Великобритании | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям. Составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции и Великобритании. Работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции и Великобритании. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
65. | На юге Европы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах. Работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | 11.05.-15.05. | |
66. | По знаменитым местам мира. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Путешествие по городам и странам». | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
| 18.05.-22.05. | |
68-70. | Что мы узнали и чему научились за год. | Выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | 25.05.-29.05. |
7. Перечень учебно — методического обеспечения.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-5-е изд.- перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 400.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 025230-0.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 223с.- (Школа России). - ISBN 978-5-09- 025564-6.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. /А.А.Плешаков.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2006.- 141с.: ил.- (Зеленый дом).- ISBN 5-09-015013-3
- Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. / А.А.Плешаков. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 3 класс. Изд.3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006.-368с.- (В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-288-5.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения.
Аудиторская доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц.
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп.
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Натуральные объекты.
Коллекции полезных ископаемых.
Живые объекты (комнатные растения).
Оборудование класса.
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № .
МО учителей начальных классов
от «___»_____________ 2014г.
СОГЛАСОВАНО |
Зам. директора по УВР |
_________(Сорокина Н.А.) |
от «___» ___________ 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....