Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Светашова Марина Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа  XXI  века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

              Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

__________/Гусева И. В./

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

__________/Ефименкова О.А./

Приказ №                 от

                                

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «окружающий мир»

        для обучающихся   2  в  класса

        МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

               Энгельсского муниципального района  Саратовской области                        

    на 2013/2014 учебный год

                                                                                

                                               Составитель:

                                                        Светашова Марина Владимировна,                                                          учитель начальных классов

                                                        первой квалификационной                                                                         категории

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе программы «Окружающий мир»  автора Виноградовой Н.Ф.  (Программы общеобразовательных учреждений.  Начальная школа 1- 4 классы. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией   Н.Ф.Виноградовой,  – М.: Вентана –Граф,  2012 г.)

Программа построена в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

         Программа адресована обучающимся 2 в класса .

Цель:  представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Специфика. Предмет «Окружающий мир»   несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Программа дает возможность обеспечения наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации, что является ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность. Формирование целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Образовательные и педагогические  технологии:

-- игровые технологии;

- технология проектного обучения;

- технология коллективного взаимообучения (работа в парах) и сотрудничества (работа в группах);

- информационные технологии;

- технологии уровневой дифференциации;

- здоровьесберегающие технологии;   

- тестовые технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов;

-технология развития критического мышления;

- технология исследовательской деятельности;

Формы обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, уроков – исследований, экскурсий, защиты проектов и т. д. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Планируемые результаты.

        Предметные результаты.

Обучающийся научится: 

-Описывать кратко особенности разных органов чувств.

-Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.

-Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

-Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

-Характеризовать значение особенности физической культуры, закаливания.

-Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила         поведения при возникающих опасностях.

-«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

-Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

 -Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе и.взаимоотношениях членов семьи.

 -Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

-Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

-Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

-Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

-Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

-Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

-Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы.

-Описывать признаки животного и растения как живого существа.

-Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

-Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

-Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу

-Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.

-Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям).

-Различать плодовые и ягодные культуры.

-Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Обучающийся получит возможность научиться:

-  «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании)  изученные  сведения  из  истории  Москвы;

- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система» «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

        Метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-понимание причин успеха в учебе;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих

-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

-представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-интереса к познанию окружающего мира;

-ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-принимать роль в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-смысловому восприятию познавательного текста;

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

-устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

-строить сообщения в устной форме;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-навыкам взаимоконтроля.

-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования различных точек зрения.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Что тебя окружает

1 ч.

2.

Кто ты такой?

14 ч.

3.

Кто живет рядом с тобой?

6 ч.

4.

 Россия – твоя Родина

13 ч.

5.

Мы – жители Земли

7 ч.

6.

Природные сообщества

20 ч.

7.

Природа и человек

2 ч.

8.

 Резерв

5 ч.

                                            Итого:

68 ч.

Содержание учебно – тематического плана

(68 часов)

Введение. Что окружает человека (1ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.  

    Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы.

Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух - трёх народов.

Мы — жители Земли (7 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (20 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. (Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада

и огорода.

Природа и человек (2 ч)        

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.        

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга, «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Календарно – тематический план.

№ п /п

Тема урока

Дата проведения

Условные обозначения

По плану

По факту

«Что тебя окружает» ( 1 ч.)

1

Повт. Живая и неживая природа.

Окружающий нас мир.

Бывают ли на свете чудеса.

Экскурсия.

Экс.

«Кто ты такой?» ( 14ч.)

2

Повт. Мы – школьники.

Я, ты, он, она… Все мы – люди.

3

Повт. Правила гигиены.

Человек – живой организм.

4

Повт. Правила охраны  органов чувств.

Наши помощники – органы чувств.

5

Поговорим о здоровье.

Секреты здоровья.

6

Режим дня.

Практическая работа « Составление режима дня для будней и выходных».

Практ. р.

7

Физическая культура.

8

Закаляться может каждый.

9

Почему нужно правильно питаться.

10

Умеем ли мы есть?

11

О витаминах.

Подготовка проекта   « Витамины:  польза или вред?»

12

О правилах питания.

Тестирование по теме «Правильное питание»

Тест

13

Почему нужно быть осторожным.

Защита проекта « Витамины:  польза или вред?»

Защита проекта

14

Чтобы избежать неприятностей.

Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

Практ.р.

15

Контрольная работа по теме « Кто ты такой?»

К. р.

« Кто живет рядом с тобой?» ( 6 ч.)

16

Что такое семья.

Практическая работа «Составление семейного «древа»

Практ.р.

17

Кто занимается домашним хозяйством?

18

Чем занимается семья в свободное время?

19

О правилах поведения.

Какие бывают правила.

20

Правила поведения в театре.

21

О дружбе.

« Россия – твоя Родина» ( 13 ч.)

22

Родина – что это значит?

23

История рассказывает о прошлом.

24

Как Русь начиналась.

25

Москва – столица России.

26

Города России.

27

Древние города России.

28

Контрольная работа по тексту администрации.

К. р.

29

Родной край – частица Родины.

Экскурсия по улицам города.

Экс.

30

Как трудятся россияне.

О занятиях наших предков.

31

Все профессии важны.

 Подготовка проекта «Профессии представителей моего рода»

32

Мы – граждане России.

Права граждан России.

33

Права детей – граждан России.

Обязанности граждан России.

34

Россия – многонациональная страна.

Защита проекта «Профессии представителей моего рода»

Защита проекта

« Мы – жители Земли» ( 7 ч.)

35

Твое первое знакомство со звездами.

Солнечная «семья».

36

Земля – планета Солнечной системы.

37

Луна – спутник земли.

Глобус – модель Земли.

Практическая работа с глобусом.

Практ. р.

38

 « В некотором царстве…»

Бактерии.

39

Грибы.

Практическая работа с муляжами грибов.

Практ. р.

40

Какие животные живут на Земле.

41

Какие бывают растения.

Тестирование по теме « Мы – жители Земли»

Тест

« Природные сообщества» (20 ч.)

42

 Среда обитания – что это такое?

43

Лес и его обитатели.

Экскурсия в парк.

Экс.

44

Лесная аптека.

45

Животные леса. Звери леса.

46

Птицы – лесные жители.

47

Пресмыкающиеся – обитатели леса.

48

Насекомые леса.

Тестирование по теме « Лес и его обитатели».

Тест

49

Что мы знаем о воде. Свойства воды.

Практическая работа « Определение свойств воды»

Практ. р.

50

Повт. Секреты здоровья. Закаливание.

Круговорот воды в природе. Какие бывают водоемы?

Подготовка проекта «Воду надо беречь»

51

Повт. Как правильно питаться. О витаминах.

Обитатели пресных вод. Рыбы.

52

Повт. Земля – планета солнечной системы.

Водоплавающие–жители водоема.

53

Повт. Лекарственные растения.

Растения пресных водоемов.

54

Повт. Что значит соблюдать правила поведения.

Обитатели соленых водоемов.

Защита проекта «Воду надо беречь»

Защита проекта

55

Контрольная работа по тексту администрации.

К. р.

56

Повт. Условия роста и жизни растений.

Луг и его обитатели. Экскурсия. 

Экс.

57

Повт. Грибы.

Растения луга.

Тестирование по теме «Водоемы. Обитатели водоемов»

Тест

58

Повт. Среда обитания.

Животные луга.

59

Повт. Виды животных.

Поле и его обитатели. Полевые растения и зерновые культуры.

60

Повт. Виды растений.

Животные поля.

61

Повт. Почему нужно быть осторожным.

Сад и его обитатели.

Экскурсия.

Экс.

« Природа и человек» ( 2 ч.)

62

 Повт. Россия – твоя Родина.

Человек – часть природы.

63

Повт. Права и обязанности граждан России.

Правила взаимодействия с природой.

Красная книга России.

64

Резервный урок

65

Резервный урок

66

Резервный урок

67

Резервный урок

68

Резервный урок

Информационно - методическое обеспечение

Учебно – методический комплект

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:  2 класс: Учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – 5 – е изд., доработ. - М.:Вентана-Граф, 2012 -  ( Начальная школа ХХIвека)  

2. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 2 класс: Рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2012  -

( Начальная школа ХХIвека)

Литература для учителя

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программ: 1 – 4 классы/ Н. Ф.   Виноградова. – М. : Вентана – Граф, 2012. – 192 с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.

3. Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010, - 320 с. (Начальная школа XXI века).

4. Исакова О.А. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, 2-е изд., перераб. и испр. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

5. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.: (Начальная школа: результаты обучения).

6. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: учебное пособие для преподавателей, Новосибирск: НГТУ, 1999 г. – 83 с.

7. Соболева Е.И. Окружающий мир. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой – Волгоград: Учитель – АСТ, 2008. – 112 с.

8. Статьи из журналов и газет. Усова А.В. Чтобы учение стало серьёзным и успешным // Педагогика. – 2000 г., - №4. стр. 30-33.

Литература для обучающихся

1. А. А, Бирюкова, Е. И. Синицина. М., Слово, 1996 г. Начальная школа. Справочник школьника. Справочник. Под редакцией Виноградовой Н. Ф.

2. А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Филологическое общество «Слово», АСТ 1995 г.

3. А.А. Плешаков. Энциклопедия для младших школьников, М.: Просвещение, 1995 г.

4. Р. Ротенберг. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1996 г.

5. Н.В. Чудакова. Я познаю мир. – М.: ТКО «АСТ», 1996г.

6. Начальная школа. Справочник школьника. – М.: Филологическое общество «Слово», АСТ 1996г.

Образовательные диски

  • Демонстрационный урок с диска дистанционного обучения Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс.84×120 … 784×1122soft.klerk.ru 
  • Обучающая программа " Окружающий мир в  начальной школе 2-й класс. 85×85 … 430×430 www.compumir.ru 
  • 1С / ООО "Мультимедийные образовательные системы" Окружающий мир 200×202 … 500×495  www.web4price.ru 
  • Диск PC-CD Начальная школа: Окружающий мир 2 класс. 200×200 … 750×750 marioland.ru 
  • Диск PC-CD Начальная школа: Окружающий мир 2 класс. 200×200 … 750×750 marioland.ru 
  • Новый мультимедийный учебник по окружающему миру для начальной школы.144×206 … 515×732 window.edu.ru 
  • Образовательные программы. Окружающий мир. Начальная школа. 2 класс.160×161 … 600×610 www.meloman.kz 
  • Начальная школа Окружающий мир 2 класс Диагностические работы для проверки...240×314 … 400×524 www.wwww4.com 
  • Диск PC-CD Начальная школа: Окружающий мир 2 класс. 200×200 … 750×750 marioland.ru 
  • Образовательные программы / 1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 кл. 200×200 … 500×50 www.magmag.ru 
  • Начальная школа - Интернет-магазин лицензионных дисков "5 Элемент. 200×202 … 694×699

Адреса электронных ресурсов

1.«Единая  коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

к учебникам «Окружающий мир» в начальной школе Плешакова А.А.,                   (http://school-collection.edu.ru/

Адреса сайтов в интернете:

2.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

3.http://www.megabook.ru/ - учебные материалы и словари на сайте   «Кирилл и Мефодий».

4.http://www.n-shkola.ru/ -журнал «Начальная школа»

5.http://nsc.1september.ru/index.php

6.http://www.uchportal.ru/load/46 - « Учительский портал»

7.http://www.viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...