Окружающий мир "Природа в опасности!"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Иконникова Любовь Михайловна

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности" составлен с применением проблемно-диалогической и здоровьесберегающей технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

педагог:         Иконникова Любовь Михайловна, учитель начальных классов МБУООШ №7 г.о. Тольятти.

   

Тип урока:  систематизация знаний.  

Технология построения урока:  проблемно- диалогической, здоровье сберегающей  технологии с  использованием ЭОР.

Тема урока: Решаем жизненные задачи. "Природа в опасности!"

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и воды от загрязнения,  восстановления лесов, охране растений и животных;
  • развивать логическое мышление,  активное и целенаправленное восприятие, грамотную речь, наблюдательность;
  • воспитывать экологическую  и санитарно-гигиеническую культуру, патриотические чувства, любовь  к природе.

Оборудование:

  • технологическая карта урока;
  • ноутбук с выходом в интернет;
  • карточки для теста, переданные файлом ;
  • карточка для проверки теста №1
  • запись голосов леса для проведения физкультминутки;
  • справочный материал;
  • цифровая документ-камера .

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности;

Цель:

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята улыбнулось.

Глазки тихо закрываем.
Ручки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

- Давайте подарим друг другу

улыбки и хорошее настроение.

Пусть сегодня царит на уроке теплая дружеская атмосфера.

II. Организационный момент.

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место".

 - Почему это важно?

III. Постановка учебной проблемы

Цель:

Формулирование темы урока для исследования.

-Демонстрация видео  ролика на интерактивной доске.

Притча. "Все в твоих руках".

- "Все в твоих руках? Как вы это понимаете?

 Художественная фотография - Igor Zenin " PixelBrush - Портал о дизайне. Скачать фото, картинки, обои, рисунки, иконки, клипарты,

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

IV. Актуализация

- Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме.

- О чем вы хотели вы поговорить? О чем спросить?

Цель: организовать работу поиска и решения проблемы в специально организованном диалоге.

- Откройте ноутбуки, войдите в интернет, и в поиске введите слова: "Картины родной природы".

- Полюбуйтесь красотами нашей страны.

- Но так ли все хорошо с нашей природой в жизни? Тема нашего урока звучит очень тревожно: "Природа в опасности".

- Природа это что?

- Кому угрожает опасность при нарушении экологического равновесия в природе?

V. Работа в группах.

  • задания разно уровневые;
  • на парте  дополнительная (иллюстрированная) литература по теме

Задание для 1 группы:

"Однажды обходил лесник свои владения, видит, выскочила из воды рыбка и  молвит: "Не хочу больше возвращаться в воду. Не могу там больше жить!"

- Почему рыбка не хочет оставаться в воде, ведь там ее дом?

 Ответ подготовить в виде схем, плакатов, рисунков.

Задание для 2 группы учащихся:

В конверте карта Тольятти

Водные маршруты самарской луки - Карты водоёмов,Gps. - Карты…

-Рассмотреть карту;

- Много ли водоемов на территории нашего города?

- Ваше мнение о состоянии водоемов на территории нашего края.

- Подготовить рассказ ( с помощью дополнительной литературы)   о государственном природном национальном парке "Самарская Лука" и об одном из  самых первых объектов экологического туризма в этом  заповеднике.

 Задание для 3 группы учащихся:

- Кому и зачем  нужен воздух?

- Что загрязняет воздух?

- Охрана воздуха!

- Что мы можем сделать для охраны воздуха?

Ответ оформить в рисунках, схемах и т.д.

VI. Физкультминутка

Цель: применение здоровьесберегающей технологии.

Включаю шум моря.

Учащиеся стоя выполняют медленные упражнения

VII.Продолжение решения учебной проблемы (работа в группах)

Цель: организовать возможное использование разных видов деятельности:
Для каждой группы приготовлен файл с тестовым заданием.

Тест №1 - Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или другого животного?

а) Буду громко звать на помощь;

б) Постараюсь отогнать это животное;

в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.

- Если встретишь в лесу маленького зайчонка то:

а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь;

б) возьмешь его на руки, чтобы лучше рассмотреть;

в) заберешь его домой;

В лесу во время экскурсий следует  ходить по тропинкам, чтобы...

а) не вытоптать траву под деревьями;

б) не терять друг друга из видов;

в) не споткнуться о корни, коряги, камни.

Самопроверка.

 Ответы проектируются на доску.

Тест №2 Ситуации:

1) Ты видишь в лесу слабо горящий костер. Твои действия.

2) Ты видишь на лесной тропинке маленького птенца , не умеющего летать. Твои действия.

3) Ты видишь, что на стволе дерева кем-то сделан надрез и из него вытекает сок. Твои действия  

VIII.  Решение проблемы

- Составьте план проекта, который вы применили бы для решения главной проблемы - сохранения природы.

- Представьте план своих действий.

IХ. Рефлексия

Как вы считаете, достигли мы своей цели?

- Что вас удивило на уроке?

-О чем вы сегодня на уроке задумались? (Выслушиваю мнения учащихся)

- Какое место вы бы отвели урокам окружающего мира при решении жизненных проблем на экологическую тему?

- Что вы хотите сейчас, в конце урока, пожелать друг другу?

Х.Домашнее задание

Запись домашнего задания.

В Самарской области всерьез задумались над развитием экологического туризма. Одним из первых объектов стало «Ведьмино озеро» в заповеднике Самарская Лука. Пройдя по экологической тропе туристы смогут попасть в настоящий заколдованный мир. Маршрут к этому месту пролегает недалеко от поселка Бахилово в Александровском лесничестве. По преданиям, дошедших до наших дней,раньше на этом месте жили знахари и колдуны, а ведьмы на озере устраивали свои шабаши. Посетив это уникальное место можно заметить, что даже деревья здесь необычной формы. Любой из приехавших под большим дубом может загадать желание, привязав на нем ленточку.

При проведении оформления экологического маршрута «Ведьмино озеро» были сделаны фигурки сказочных персонажей – леших, ведьм, чертей и многих других, что сделает экскурсии по Ведьминому озеру намного интереснее. Все туристы приехавшие на экскурсию могут передвигаться только по определенным маршрутам. А вот поставить палатку можно будет в специально отведенных местах. Как пишет SamRU.ru на протяжении всего маршрута установлены информационные аншлаги, где размещены сведения о флоре и фауне Самарской Луки, а также исторические свидетельства о жизни и обычаях коренного народа – мордвы-мокша. Отметим, что за последние десять лет развитие экологического туризма является одним из главных направлений деятельности заповедника Самарская Лука.

"Ведьмино озеро" новая веха в развитии экотуризма. Фото: ecofriendly.ru

Самарская Лука национальный парк в Самарской области

«Самарская Лука» — государственный природный национальный парк на территории Самарской Луки, в пределах Волжского, Ставропольского и Сызранского районов Самарской области.Символ национального парка «Самарская Лука» на Могутовой горе. Парк создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» (с изменениями от 9.10.1995 г.) Реально парк начал работу лишь 24 июля 1985 года. В течение этого года происходило на территории парка продолжалось активное уничтожение экосистем (рубки деревьев, браконьерство).

Общая площадь парка — 127 186 га (в том числе водная акватория — 1844 га). Национальный парк расположен на склонах Приволжской возвышенности в районе Жигулей, в излучине Волги. В северной части к территории парка примыкает Жигулёвский заповедник им. Спрыгина и город Жигулёвск. На территории национального парка расположен 31 сельский населённый пункт и два посёлка (в этих населённых пунктах проживает около 25 тыс. человек). Также на территории парка «Самарская Лука» находится три музея: дома-музеи поэта Александра Ширяевца и художника Ильи Репина и этнографический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир "Лесные опасности" 1 класс

 Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени....

Урок окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс

Разработка урока окружающего мира по теме "Лесные опасности" 2 класс "Школа России" Плешаков А.А....

Урок по окружающему миру "Лесные опасности" 2 класс

Урок разработан с учетом инновационных технологий...

Конспект урока окружающего мира"Лесные опасности"

Конспект урока окружающего мира для 2 класс "Лесные опасности"  К уроку есть презентация....

окружающий мир "Какие опасности подстирегают детей на дороге"

Презентация к уроку :"Какие опасности подстерегают детей на дороге"....

Конспект урока по окружающему миру "Домашние опасности" для учащихся 2 класса

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Я старалась использовать разнообразные современные образовательные технологии....

Самоанализ урока по окружающему миру "лесные опасности" 2 класс УМК "Школа России".

Анализ учителем урока по окружающему миру во 2 классе.В анализе отражены основные цели и задачи урока и методы достижения результата , с  анализом каждого этапа урока....