Луг - природное сообщество.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

 Посканная Ирина Владимировна

Конспект урока окружающего мира 4 класс  УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lug-prirodnoe_soobshchestvo.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект урока окружающего мира 4 класс УМК  «Планета Знаний»

Учитель начальных классов

Посканная Ирина Владимировна

Тема: «Луг – природное сообщество».

Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека.

Задачи:

предметные:        

- выяснить, почему луг называют природным сообществом;

 - какие живые организмы встречаются на лугу;

 - какие растения растут в этом сообществе?

 - выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

- помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала;

- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

  пути её решения;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

  свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

  информацию;

- создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Планируемые результаты:

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга.

Ход урока.

I. Организационный момент урока

Чтоб природе другом стать,

 Тайны все её узнать,

 Все загадки разгадать,

 Научитесь наблюдать,

 Будем вместе развивать у себя внимательность,

 А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Проверка домашнего задания.

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

III. Изучение нового материала.

- Работать будем по знакомому нам плану.

  1. Растения луга.
  2. Животные луга.
  3. Луг и человек.

1. Растения луга.

- Представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнце. Мы выходим на пёстрый луг. Дует лёгкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов. Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир. (Слайд №2,3)

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Кошачьи лапки, 
Одуванчиковы лапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

Г. Лагздынь.

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер и т.д.)

- Что объединяет все эти растения? ( Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство – цветы.)

- Как вы думаете, что такое луг?

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги.

- Почему на лугу не растут деревья?

-  Молодцы, на лугу  нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги.

-Как вы думаете, а люди строят дома на лугах? Почему? Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

-  А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки.

(Слайд №4-5)

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Эй звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

(Слайд №7-11)

Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.

(Слайд №12)

- Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.

-Откроем учебник на стр.57прочитаем самостоятельно и ответьте на вопрос. Какие ещё растения можно встретить на лугу и в чём их особенность?

- Какое ещё есть название у ромашки?

- Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их. (Слайд №13)

Дети. Одуванчик, ромашка, василек, подорожник  

- При каких недугах используют эти растения? (противовоспалительное, для снижения давления, при отёках, кровоостанавливающие)

Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Цветы выделяют пыльцу, которая, попадая с цветка на цветок, прорастает и образует плод и семена. Если бы все растения  цвели в одно  время, то пыльца всех цветков перемешалась бы, и ей труднее было бы попасть на свой цветок.

(Слайд №14-16)

   Если повнимательнее понаблюдать как животные едят траву, можно увидеть ,что одни травы они едят хорошо, другие тщательно обходят. Оказывается, на лугах встречаются ядовитые растения: лютик, чемерица, вех ядовитый, болиголов пятнистый.

Кроме того, на лугах люди заготавливают прекрасный корм животным на зиму.

(Слайд №17)

Физминутка. Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики:

Прыг-скок, прыг-скок, 
Стоп. Сели. Травушку покушали, тишину послушали.
Выше-выше, высоко, прыгай на носках легко.

3. Животные лугов.

Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?

Дети. Животных.

Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.

  • Каких животных вы встречаете на лугу?

- Что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся к нашему учебнику на стр.59.

(Ответы детей.)

(Слайд №18-22)

Приглядитесь к пёстрому ковру цветов, и вы увидите, как – то здесь, то там с цветов взлетают и садятся много насекомых, в воздухе слышен стрекот кузнечиков, жужжат шмели и пчёлы, порхают бабочки.

Если присесть в траву и раздвинуть её руками – увидишь, как по земле спешат муравьи, по стеблям и листьям растений деловито  ползают разные букашки.

На лугах масса насекомых, и их гораздо больше чем в лесах. Кто догадался, почему   лугах много насекомых? Чем питаются насекомые?

Дети. Соком растений, нектаром, есть хищники- (стрекоза) ест комаров и мошек, есть всеядные (муравьи).

Учитель. Кто догадался, почему на лугах много мышей и кротов?

Дети. Много пищи : для кротов- черви, для мышей – семена трав.

Учитель. Кто охотится на мелких животных?

Дети. Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки

Игра “Узнай меня».  (слайд № 23)

- Какое животное могло бы о себе так сказать?

       * “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)

       * Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю.   (Пчела)

        * Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем  стать взрослой. (Бабочка)

        * Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба.  (Шмель)

*Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Муха)

- На лугу живут ещё и птицы. Что привлекает птиц на луг? (Обилие корма, убежище от врагов, из травинок строят гнёзда, куда откладывают яйца и выводят птенцов)

4. Луга и человек (слайд№ 31)

Учитель. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться

Учитель. При заготовке сена на лугах?

Дети. Косить траву после того, как поспевают семена, чтобы при косьбе они упали на землю.

Учитель. Какую работу проводят работники сельского хозяйства?

 Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну.

Учитель. Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

Дети. Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы.

Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?

(Ответы детей)

Учитель. Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

(слайд №29)

Учитель. Однажды в прекрасный солнечный денёк на очень красивой полянке, встретились две пчёлки. Они радостно летали от цветка к цветку и собирали нектар.

Говорит одна другой: «Посмотри, как много цветов на этой поляне! Мы сможем здесь набрать много вкусного нектара». Вторая пчёлка ей отвечала: «Да, подружка, ты права. Это действительно чудесная полянка, но одно меня беспокоит: мы не успеем».

Из автобуса высыпала группа ребят …

Почему, увидев ребят, пчёлки загрустили?

(Ответы детей).

Учитель. Сформулируйте правила поведения на лугу, соответствующие этим знакам.

IV. Закрепление

- У вас на партах лежат листочки с вопросами.  1 вариант должен найти лишнее растение, 2 – лишнее животное и вычеркнуть.

- Посмотрите на доску, какой замечательный луг у вас получился. Скажите, а что помогает травам и цветам на лугу быть яркими, сочными? (дождь, солнце)

- Для чего нужен дождь? Солнце?

V. Итог урока

Учитель. Понравилось ли вам занятие? Что нового и полезного узнали?

(Ответы детей)

Учитель. Почему луг называют природным сообществом?

Дети. На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой.

Учитель. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...