Разработка урока по теме "Озеро Байкал"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тамбовская область
МБОУ ООШ г. Кирсанова
Открытый урок по окружающему миру на тему :
« Озеро Байкал»
Материал подготовлен
учителем начальных классов
Жерновой Л. М.
Апрель-2015г
Тема: Озеро Байкал.
Предметные результаты:
*знать местонахождение озера Байкал;
*показывать его на карте России, Мира;
*перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.
Метапредметные результаты:
*рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
Личностные результаты:
*понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;
*проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.
Оборудование.
Карта Мира, значки для обозначения на карте Москвы, озера Байкал, банка с прозрачной или посиненной водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор тёмных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал», презентация о Байкале.
Ход урока
Актуализация знаний и умений.
Перед путешествием упорядочим знания прошлого урока.
- С каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились? (Кремль).
- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?
- Покажите на карте город Москву, где находится Кремль.
Презентация : « Московский Кремль — сердце России»
Сообщения : 1) « Из истории Кремля»
2) « Кремль-центр государственной власти»
Целеполагание.
На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков, сколько пропущено букв.
- Сегодня мы отправимся в далёкую Сибирь, к объекту Всемирного природного наследия. А вот куда, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»
Ученица читает.
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось?
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
А что это такое? Всё время в не покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Ученик открывает все буквы на доске. Это тема нашего урока.
Открываю 1 слайд «Царственная красота озера Байкал».
- Кто мог бы показать на карте расположение озера Байкал? (ученик показывает)
У коренного населения, бурят есть обычай, подносить гостю белую пищу, молоко, творог, сметану, как дань уважения, знак того что у хозяина белые, светлые и добрые мысли, намерения.
Аналитический этап.
- Как вы думаете, почему Байкал называют жемчужиной природы?
Не связано ли это с его формой?
- Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа на жемчужину?
- Может быть и похожа на речной жемчуг, но люди сравнили Байкал с жемчужиной не за форму. На Земле много озёр более правильной, круглой формы. Наверняка и вы знаете некоторые из них. Люди называют их жемчужиной родного края. В них можно прекрасно купаться, ловить рыбу, они дают жизнь многим животным, растениям, да и людям.
-Давайте вспомним, какие водоёмы мы знаем?
(река, озеро, море, океан)
- Чем озеро отличается от других водоёмов?
- Какие озёра находятся в нашей местности? (озеро Прорва)
Озёра - природное наследие нашей Родины и Земли в целом, но о них знают только местные жители. А об озере Байкал знают во всём мире.
- Давайте послушаем народную песню о Байкале.
- Может быть, в ней будет отгадка?
- Послушайте и скажите, как называют озеро Байкал в песне.
- Также в песне встретятся такие слова:
Баргузин- ветер на Байкале;
Омулёвая бочка - бочка в которой засаливают рыбу (омуль).
Слушаем песню.
- Какие слова обращены к Байкалу? ( Славное море, священный Байкал)
- Ещё загадка: почему озеро названо морем, да ещё священным?
Тренировочные упражнения.
Ответ найдем в учебнике (стр. 100, второй абзац). Прочитаем.
- Какие вы услышали подтверждения в тексте тому, что озеро Байкал заслуживает названия и жемчужины и моря.
Отметим на карте Байкал значком в виде жемчужины.
- Какое впечатление производит на вас озеро Байкал?
Прочитаем 3 абзац, стр. 100.
Вывод: Байкал - самое древнее и самое глубокое озеро на Земле.
Открываю на доске карточки по очереди с признаками Байкала.
Открываю 4 слайд .
Прочтите 2 абзац, стр.101.
-Как можно назвать Байкал?
Вывод: Байкал - природная лаборатория учёных . (на доске открываю карточку со вторым признаком )
Открываю 5 слайд . (слайд с легендой)
Ученица прочитает легенду о Байкале.
Показываю на карте реки, Енисей и Ангару.
Вывод: более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара . ( открываю карточку с третьим признаком на доске)
Открываю 6 слайд . ( рыбы)
Посмотрите знаменитые рыбы Байкала: омуль, осётр, сиг, хариус. Они настолько уникальны, что их разместили даже на почтовых марках.
Прочитаем в учебнике 4 абзац, стр. 100.
Итак, четвёртый признак по - которому это озеро внесено в список Всемирного природного наследия:
Редкое разнообразие животных и растений. В лесах – все виды северных хвойных деревьев. (открываю карточку)
Продолжим проект, создание книжки «Всемирное наследие»
Ещё раз прочитаем 4 признака, по – которому Байкал внесён в список Всемирного природного наследия. (ученик читает вслух)
Слайд с признаками Байкала
-Ребята, как вы думаете, озеро Байкал достоен, чтобы его внесли в список Всемирного природного наследия?
-Давайте и мы вклеим в нашу книгу картинку озера Байкал. (дети выполняют практическую работу)
Физминутка.
Аналитический этап
Открываю 7 слайд
- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала.
- Ребята, как вы думаете, что нужно всем животным и растениям Байкала для благополучной жизни? (дети высказываются).
- Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперемент.
На столе банка с прозрачной водой, на стенке банки наклеены рыбки.
Ученик просвечивает фонариком, представим что это солнечный луч.
-Такую воду мы видим за стёклами нашего аппарата.
Она просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна Мы можем видеть обитателей озера.
- И вдруг что – то случилось!
Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной.
Предположите что произойдёт с растениями и животными. (дети отвечают).
- Как вы думаете, кто и что угрожает озеру? (ответы детей).
Открываю 8 слайд.
Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)
- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.
Напишите что мы с вами можем сделать для спасения озера Байкал и других водоёмах? (ответы детей, которые мы прикрепляем на доску).
- Больше узнавать о природе родного края и мира.
- Учиться беречь природу нашей малой родины.
- Быть заботливыми, внимательными к окружающему миру.
- Когда мы вырастим, у Байкала и других памятников Всемирного природного и культурного наследия появятся верные защитники и надежда на будущее.
Закрепление изученного материала.
Выполните тест.
(взаимопроверка)
Как закончили выполнять, показывают замочек.
Рефлексия.
- Итак, в течение урока мы много узнали, провели эксперемент, анализировали данные, делали выводы.
Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.
На сегодняшнем уроке я узнал |
На этом уроке я похвалил бы себя за |
После урока мне захотелось Сегодня я сумел |
Видеоролик о Байкале.
Ученица прочитает стихотворение о Байкале.
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна. Но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь Ангара удалая.
Свой путь начинает из этого края.
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль. Тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его больше не «целлюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море- священный Байкал?
Домашнее задание: В рабочей тетради стр.64 – 65, №1, 2, 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
методическая разработка внеклассного мероприятия "Легенды Байкала"
методическая разработка внеклассного мероприятия "Легенды Байкала" содержит презентацию, план занятия, кроссворд, "самодельную книгу" содержащюю некоторые легенды о Байкале и оформленную обучающимися ...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...