Природные зоны Африки. Африканская степь-саванна.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока.
Презентация к уроку.
Приложение к уроку.
3 класс. Система Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abasheva_okruzhayushchiy_mir.docx | 58.33 КБ |
prilozhenie.docx | 227.59 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Абашева Татьяна Михайловна, МБОУ «СОШ №17», город Воткинск, вторая категория, запрашиваемая категория первая
Предмет: окружающий мир Класс 3 Учебник (УМК): система Занкова
Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, учебник Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Окружающий мир, 3 класс, 2012 г., карточки для повторения, карточки для изучения нового материала, презентация, иллюстрации животных, контурная карта Африки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У некоторых учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД | - способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка | 1 уровень: узнавать (опознавать, различать, классифицировать) ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; воспроизводить своими словами понятия, правила,; выполнять действия по образцу. 2 уровень: уметь без подсказки, по памяти воспроизводить информацию и применять ее для решения типовых задач, действуя по известному алгоритму. 3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей | 1 уровень: понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых в тексте и устной речи. 2 уровень — совместные(в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Регулятивные УУД | - содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний | |
Коммуникативные УУД | - развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре) | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя | |
Личностные | - содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Самоанализ урока
Данные об учителе: Абашева Татьяна Михайловна, МБОУ «СОШ № 17», город Воткинск, вторая категория, запрашиваемая категория первая
Предмет: окружающий мир Класс 3 Учебник (УМК): система Занкова
Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, учебник Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Окружающий мир, 3 класс, 2012 г., карточки для повторения, карточки для изучения нового материала, презентация, иллюстрации животных, контурная карта Африки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У некоторых учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД | - способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка | 1 уровень: узнавать (опознавать, различать, классифицировать) ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; воспроизводить своими словами понятия, правила,; выполнять действия по образцу. 2 уровень: уметь без подсказки, по памяти воспроизводить информацию и применять ее для решения типовых задач, действуя по известному алгоритму. 3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей | 1 уровень: понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых в тексте и устной речи. 2 уровень — совместные(в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Регулятивные УУД | - содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний | |
Коммуникативные УУД | - развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре) | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя | |
Личностные | - содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Этап урока | Уровень достижения планируемого результата (оценка) | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия | Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято). | Коррекционная работа |
Самоопределение к деятельности | Познавательные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; | Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию. Личностные УУД: Положительное отношение к познавательной деятельности. | ||
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации | Предметные УУД: 2 уровень: - умение без подсказки, по памяти воспроизводить информацию Познавательные УУД: 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний Коммуникативные УУД: 2 уровень — совместные, выполняемые под руководством учителя действия учащихся Личностные УУД: 2 уровень – выполнение действий во фронтальной работе. Регулятивные УУД: 2 уровень — совместные (в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся | Предметные УУД: воспроизводить знания о географическом положении Африки. Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, осознавать познавательную задачу. Коммуникативные УУД: строить небольшие устные высказывания, давать логичные ответы на вопросы вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. Личностные УУД: развивать интеллектуальное мышление учащихся; способность к самооценке своих действий; положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | 1.Могут неправильно назвать материк 2.Могут не вспомнить информацию об Африке, которую мы уже знаем. 3. Могут обижаться на одноклассников в паре, за неправильные ответы. 4. Не могут заполнить таблицу | 1.Можно напомнить, о каком материке шла речь на прошлом уроке. 2.Два подготовленных ученика рассказывают о географическом положении Африки. 3. Напомнить о культуре поведения 4. Попросить ответить более успешных учеников и дать возможность исправить свой вариант ответа, дать учителю инструкцию. |
Постановка учебной задачи | Личностные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя. Коммуникативные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя. Регулятивные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя. | Личностные УУД: желание приобретать новые знания. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли, задавать вопросы. Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. | 1.Не могут назвать тему урока «Африканская степь-саванна» | 1. Дать время на обсуждение в парах. |
Совместное исследование проблемы | Личностные УУД: 2 уровень — совместные (в группе), выполняемые под руководством учителя действия учащихся Предметные Д: 2 уровень – умение учащегося по памяти воспроизводить информацию Регулятивные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя. Познавательные УУД: 2 уровень – выполнение действий в групповой работе. Коммуникативные УУД: 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя. | Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий. Предметные УУД: формирование представления о природной зоне Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в учебнике и на диске; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли. | 1.Могут допустить ошибки в проговаривании прочитанной информации из учебника 2. Могут не назвать сходство с зоной экваториальных лесов 3.Не смогут выполнить задания в группе | 1.Дать возможность проговорить более успешным ученикам или ещё раз обратиться к помощи учебника 2. Попросить обратиться к таблице, заполняемой на этапе актуализации знаний. 3. Попросить успешных учащихся распределить обязанности в группе |
Физкультминутка | Личностные УУД: 2 уровень – выполнение действий во фронтальной работе. | Личностные УУД: Стремление поддерживать состояние своего здоровья | ||
Этап закрепления и применения полученных знаний | Предметные Д: 2 уровень Умение учащегося работать по алгоритму и по памяти. Воспроизводить информацию и применять ее на практике. Личностные УУД: 3 уровень – Умение осуществлять преобразование знаний и их приспособление к новой ситуации. Познавательные УУД: 2 уровень – выполнение действий в совместной работе с одноклассниками. Коммуникативные УУД: 2 уровень – выполнение действий под руководством учителя. | Предметные УУД: Изучить словарь Ожегова, статью в учебнике; знать карту природных зон Африки; знать растительный и животный мир саванны, особенности климата. Личностные УУД: Желание приобрести новые знания, осознание себя как индивидуальности и одновременно, как члена общества; Познавательные УУД: Слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в учебнике; осуществлять для решения учебных задач операции сравнения. Коммуникативные УУД: Строить монологические высказывания, формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | 1. Могут не успеть выполнить задания в группе. 2. Могут неправильно оценить свою работу 3.Могут найти информацию не по теме группы. 4. Могут не заполнить таблицу по природной зоне во время выступления групп. | 1.Дать возможность выслушать более справившихся учеников. 2. Напомнить правила оценивания 3. Попросить проговорить правильный ответ более успешную группу, обраться к учебнику. 4.Сравнить с образцом на доске и дать время для заполнения или дать задание на дом |
Рефлексивно-оценочный этап | Личностные УУД: 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий. Регулятивные УУД: 2 уровень – выполнение действий под руководством учителя. Познавательные УУД: 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий. Коммуникативные УУД: 3 уровень – самостоятельное индивидуальное выполнение действий. Предметные УУД: 2 уровень – умение осуществлять преобразование знаний и их приспособление к новой ситуации. | Личностные УУД: Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в учебнике и электронном носителе; Проявлять желание работать с выражениями повышенной трудности Коммуникативные УУД: Формулировать собственные мысли Предметные УУД: Знать особенности природной зоны – африканской саванны (особенности климата, растительный и животный мир) | 1.Могут не успеть подготовиться к выступлению 2.Могут неправильно оценить свою работу на уроке 3. Могут не ответить на завершающие вопросы, подводящие итог урока | 1.Подготовить заранее текст выступления (дома) 2.Напомнить правила оценивания своей работы 3.Выслушать наиболее успешных учеников 4.Дифференцированное домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Название природной зоны | Особенности климата | Растительный мир | Животный мир |
Экваториальный лес |
|
|
|
Название природной зоны | Особенности климата | Растительный мир | Животный мир |
Экваториальный лес |
|
|
|
Вы – учёные
Выпишите из словаря Ожегова лексическое значение слова «степь»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из словаря значение слова «саванны»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в учебнике на с.37 определение саванн. Запишите.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовьтесь выступить перед классом, начните со слов: «Мы исследовали название изучаемых сегодня природных зон, степи – это ….»
Вы - картографы
Рассмотрите карту природных зон Африки на стр. 33 в учебнике, определите расположение саванн в Африке. На контурной карте раскрасьте эту зону светло-зелёным цветом, подготовьте рассказ о ландшафте этой территории. (Пользуйтесь информацией в учебнике на с.37, карта полушарий с. 154-155)
В Африке преобладают пустыни и дождевые леса. Между ними – поля, заросшие травами, редко стоящими деревьями и кустарниками. Дикая саванна невероятно изменчива, непостоянна. На этом месте через несколько лет может появиться густой лес. Но может быть и другое развитие событий: все деревья исчезнут, останется только трава.
Используйте в своей речи:
«Мы исследовали карту природных зон Африки…»
«Нам нужно было…»
Вы – метеорологи, исследователи климата
Подчеркните в статье учебника информацию о климате саванн.
Будьте готовы выступить перед классом с информацией о климате африканских саванн. Начните со слов: «Изучая климат африканских саванн, мы узнали, что…»
Вы - ботаники
Подчеркните в статье учебника информацию о растениях саванн.
Подготовьтесь рассказать информацию о растениях саванн классу, начните со слов: «Растительный мир саванн очень интересен, там…»
Не забудьте рассказать о необычном дереве – баобабе (с. 39)
Вы - зоологи
Подчеркните в учебнике информацию о животных саванн.
Подготовьтесь выступить перед классом, начните со слов: «Животный мир саванн весьма разнообразен, там можно увидеть…»
Уважаемые турагенты! Впереди осенние каникулы, учителям надо отдохнуть, предложите ваши услуги.
Подумайте, чем интересен мир африканских саванн, подготовьте небольшое рекламное выступление, убедите туристов, что там очень интересно (используйте в своём рассказе сообщение об интересных растениях и животных этой природной зоны) Пользуясь картинками и высказываниями о саваннах, подготовьте рекламный проспект для туристов.
Не забудьте сообщить туристам, что необходимо взять в дорогу (удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру, проверить, все ли профилактические прививки им сделаны)
Начните своё выступление со слов «Здравствуйте, господа. Я являюсь представителем турфирмы … . Предлагаю вам посетить…»
Карточки на стол группам
Учёные
Картографы
Метеорологи
Ботаники
Зоологи
Турфирма
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Африка
Африка почти вся находится в пределах жаркого теплового пояса.
Это второй по площади, после Евразии, материк Земли.
Почти все ее побережье омывают воды Индийского и Атлантического океанов. Атлантический океан Индийский океан Суэцкий перешеек А з и я
От Европы Африку отделяет Средиземное море, а от Азии- Красное море. Средиземное море Красное море
Желтый цвет ( преобладает) – высокие равнины. Зеленый цвет (его мало) – низменности. Коричневый цвет (на востоке вдоль побережья Индийского океана) – обширная горная территория.
Высочайшая вершина Африки- вулкан Килиманджаро (5895 м)
На севере есть самая протяженная река в мире – Нил.
Самые крупные реки- Нигер, Конго. На реке Замбези находится один из крупных водопадов мира Виктория .
На востоке Африки расположилась цепь великих африканских озёр - Виктория, Танганьика, Ньяса и др.
Узкое и длинное озеро Танганьика по глубине (1470 метров) уступает только нашему Байкалу (1642 метра)
Название природной зоны Особенности климата Растительный мир Животный мир Экваториальный лес Влажный и жаркий климат. Каждый день идут дожди. Пальмы, древовидные папоротники, бамбуки, бананы. Птицы, ящерицы, змеи, термиты, обезьяны, шимпанзе, гориллы, бегемоты, крокодилы
Иногда эту зону называют дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Так как места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…
Африканская степь – саванна
1 группа – учёные 2 группа – картографы 3 группа – метеорологи 4 группа – ботаники 5 группа - зоологи 6 группа – турфирма.
Баобаб
Акация саванн
Слоновая трава
Название природной зоны Особенности климата Растительный мир Животный мир Африканская степь - саванна В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Слоновая трава, баобаб, разновидности акации Зебры, жирафы, газели, антилопы, львы, леопарды, гепарды, гиены, шакалы, грифы, стервятники, жуки, термиты, мухи.
1 группа – учёные 2 группа – картографы 3 группа – метеорологи 4 группа – ботаники 5 группа - зоологи 6 группа – турфирма.
Итог урока - Сначала мы рассуждали … - Потом мы … - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)… - Мы увидели …, - Значит… - Теперь мы будем…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.
Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...
Презентация "Природные зоны Африки"
Можно использовать как в начале изучения темы, так и на уроке закрепления....
Тема урока:Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.
Конспект урокаФ.И.О. учителя: Леснова Елена ИвановнаПредмет: окружающий мирКласс: ___3__класс____Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны.Тип урока: урок открытия «новых знаний»Ц...
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....
Тема: «Представление о природных зонах Африки» Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока "Представление о природных зонах Африки"...
Природные зоны Африки
Познакомить учащихся с особенностями природной зоны. Показать на примере природной зоны взаимосвязь природных компонентов.Привить умение работать с источниками географических знаний (атласами, ка...