Тема: «Представление о природных зонах Африки» Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Марченкова Инна Викторовна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока "Представление о природных зонах Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_3_a_klass_afrika.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

Дата проведения:18  октября 2013 года

Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс

Провела: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Марченкова Инна Викторовна

Тема: «Представление о природных зонах Африки»

Цель:

создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.

Планируемые результаты:

Предметные:

способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

Метапредметные:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись необходимой  информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные УУД);

развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные УУД);

содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные УУД).

Личностные:

содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • физическая карта мира,
  • карта природных зон,
  • рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
  • презентация, проектор, экран, компьютер
  • учебники

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Желаю вам успехов на нашем уроке!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу,

II. Мотивация к учебной деятельности.Подготовка к работе на основном этапе.

Содействовать развитию интереса к учебному материалу

-Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке».

-Как вы думаете, где побывал путешественник?

(В Африке,  … Слайд 2)

-Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью?

1.Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).

2.Назовите один из самых крупных водопадов мира, который находится в Африке? (Виктория)

 3.Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).

4.Назовите высочайшую вершину Африки (Калиманджаро).

5. Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).

6.  Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).

7.Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).

8. Назовите один из самых крупных водопадов мира (Виктория).

10. Назовите озёра Африки. (Виктория, Танганьика, Ньяса)

 (Рассказ сопровождается показом на карте)

Слушают, анализируют информацию, отвечают на вопросы викторины, находят географические объекты на карте

III.Этап проверки домашнего задания

Развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей

- Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, работая в парах, вспомните, в каких климатических поясах находится Африка. Если необходимо, пользуйтесь картой на странице 153 Слайд 3

Работают в парах

Одна пара будет работать на доске - заполните таблицу «Влажные экваториальные леса»

-В каких климатических поясах находится Африка? (Экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом)

- Проверьте, пожалуйста, верно ли выполнено задание «Влажные экваториальные леса). (Проверка на доске)

Работая в парах актуализируют информацию о природной зоне влажных экваториальных лесов Африки

Проверяют работу, вносят поправки по мере необходимости

IV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Способствовать развитию умений наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка

-Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. Слайд 4 (видео) («Иногда эту зону называют  дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Так как места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)

-Определите тему нашего урока. Цель урока.

-Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны. 

Слайд 4  Запишите её название в тетради.

-Прошу вас открыть учебники на стр. 37, прочитаем статью о саванне.

Слушание, анализ полученной информации

Определение темы и цели урока

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Воспринимать учебную задачу

Хорошо читающие дети читают статью в учебнике, остальные следят.

-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?

(Много различных животных, это, пожалуй, самое большое сходство).

-Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы:

1 группа – учёные-картографы – 1 ряд

2 группа – метеорологи – 2 ряд

3 группа – ботаники и зоологи - 3 ряд

Слайд 5

-Пожалуйста, получите задания

-В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, то обращайтесь ко мне.

(работают в группах).

У доски, в ходе работы групп, продолжается создание детьми проекта «Природные зоны Африки»

Знакомятся со статьёй учебника, анализируют и сравнивают новые знания с уже имеющимися

Делятся на группы, повторяют правила работы в группе  и выполняют задание в соответствии с инструкцией

VI.Этап первичной проверки понимания изученного.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные УУД)

-План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных-картографов (и т.д. по порядку)

-Будьте добры, слушайте внимательно, если сможете дополнить, я буду рада.

Слайд 6

Нам было дано задание в  учебнике найти информацию о понятиях: саванна и Африканские саванны.

Саванна – тропическая степь с редко рас-                                      тущими деревьями и кустарниками. 

 (словарь Ожегова)

Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.

  (статья в учебнике)

-Думаю, в ходе сообщения картографов у вас, ребята, появилась информация в графе географическое положение в нашей тетради.

Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать.

Слайд 7 В Африке два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. (видеофрагмент)

-Молодцы. Приглашаю ботаников и зоологов.

Слайд 8 Саванны богаты травянистой растительностью, некоторые травы, например, слоновая, достигают в высоту 2-3 метра, кустарники там разрастаются большими зарослями, много разновидностей акаций, но больше всего нас поразило дерево баобаб, которое обхватить могут несколько человек. (Видеофрагмент о баобабе)

Слайд 9  Животный мир саванн весьма разнообразен. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных. Маленьким животным трудно пускаться на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона. (Видеофрагмент о животных Африки)

-Спасибо вам большое за работу. Сделаем небольшую остановку.

Выступление каждой группы с сообщением по выполненному заданию.

Остальные анализируют полученную информацию и заносят необходимые данные в таблицу.

Рассказ сопровождается просмотром видеофрагментов, подготовленных учителем.

VII.Этап коррекции способов действий учащихся

Развивать способность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

-Проверьте, так ли у вас получилось? Итак, вы прослушали выступления  3 групп, пожалуйста, дополните свои записи в тетради, обсудите, что у вас получилось в парах.

Работая в парах, дополняют свои записи в тетради, вносят коррективы в случае необходимости

VIII.Этап подведения итогов

Сделать выводы и обобщения

-Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

-Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

Делают выводы и обобщения по теме урока

IX.Рефлексия учебной деятельности

Содействовать развитию внутренней позиции школьника

Наш урок подошёл к концу, попробуйте закончить предложения. Слайд 10.

  • Сначала мы рассуждали …
  • Потом мы …
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели …,
  • Значит…
  • Теперь мы будем…

Кто желает выступить?

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, выполняют рефлексивно-оценочную деятельность

X. Домашнее задание

Дать домашнее задание и рекомендации по его выполнению

Домашнее задание: пользуясь вашими тетрадями, учебником стр.37-40 составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу, чтобы рассказать о растительном и животном мире африканской саванны

Слайд 11. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...

Тест по окружающему миру (система Занкова)

Тест по теме "Организм человека"...

Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"

Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...

Урок окружающего мира (система Занкова) "Зависимость растений от природных условий" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"

Конспект урока окружающего мира  "Зависимость растений от природных условий" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"....

«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...