Открытый урок по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Республиканский физико-математический лицей-интернат
Отараева Ирма Игоревна
Стаж- 23 года
Первая категория
2 «А» класс
Тема урока: «Россия на карте».
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: карточки к игре, географическая карта России, карточки с дополнительным материалом.
УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова.
Цели и задачи урока:
Образовательные: научить учащихся различать виды карт;читать физическую карту (различные цвета);уметь показывать границы России; стороны горизонта.
УУД:
Познавательные - ориентироваться в учебнике,справочной литературе и других источниках, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные - умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
Личностные - способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; развитие способностей к творческому мышлению; учебная мотивация, ориентация на понимание причин успеха;
Регулятивные - умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем,принимать и сохранять учебную задачу, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
- Мотивация (П., Л.)
Создание эмоционального настроя на учебную деятельность.
(звучит песня)
1.Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Припев:
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
- О чем эта песня? (О Родине)
-Как называется наша Родина (Россия)
-Да, о нашей Родине, великой и могучей.
-Случайно ли я ее включила? ( Мы сегодня будем говорить о Родине)
2. Отгадайте загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(карта)
Карта –это плоское изображение поверхности нашей Земли.
На доске слова:РОССИЯ, РОДИНА, КАРТА.
-Чтобы объединить эти слова, надо выполнить задания.
- Актуализация знаний. (К.,П.,Р.)
-У каждой группы на столе карточки определенного цвета. Вы должны прочитать слова, обсудить и ответить, что их объединяет. Минута на размышление.
-Кто отвечает? (уч-ся из каждой группы зачитывают и говорят, что их объединяет)
2 и 3 группы -по аналогии.
-Почему они записаны с заглавной буквы? (имена собственные)
- Постановка целей и задач урока. (К., П., Р.)
-Когда я бываю на море, я могу видеть только море, когда я в горах, я вижу перед собой только горы.
-А как вы думаете, можно сразу увидеть и города, и моря, и океаны? И даже горы?
А где это можно увидеть все сразу? (на карте)
-Да, ребята! Вот мы и подошли к теме нашего урока. Карта. Наша Родина на карте.
-Карта- это удивительная вещь. Ёе можно изучать часами, открывать для себя все новое и не уставать. Сегодня мы сделаем первый шаг в этот удивительный мир…(слайд)
-Выберите из предложенных задач, которые вы бы хотели решить.
Значит, вы должны решить на уроки все эти задачи. И раз у вас есть желание узнать так много нового, приступим к работе. А в конце урока мы посмотрим, все ли у нас получилось.
- Изучение нового материала (П., Р.)
-Сегодня наши ребята, это не только ваши одноклассники, но и эксперты.
-Кто такой эксперт? (это человек, обладающий специальными знаниями, специалист в какой либо области)
-Правильно,и сегодня наши эксперты поделятся с вами информацией, которой они владеют и помогут вам ответить на все вопросы.
Ваша задача: выслушать весь материал, запомнить информацию и как можно точнее ответить на контрольные вопросы. Будьте внимательны.
-Задание понятно?
-Вопросы есть?
-Тогда приступим к работе.
Различные карты (1 Эксперт)
Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой эксперт, а мы поговорим о картах.
Карты бывают разными.
Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д.
А бывают политические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.).
Карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения.
-А теперь я проверю, что вы поняли, что запомнили. У вас на столе виды карт. -----Найдите и покажите физическую карту.
-Политическую карту.
-Геологическую карту.
-Карту животного и растительного мира.
Ребята, у всех групп одинаковые карты? Молодцы!
Условные обозначения (2 Эксперт)
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи.
Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.
Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша.
Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы.(показывает равнины)
Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности (жёлтый цвет).
На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.мы с ними познакомимся на следующих уроках.
-А теперь проверим ваши знания.
- Что обозначают на карте синим цветом? (моря, реки, океаны, реки)
- Каким цветом изображают горы? (коричневым)
-Что обозначают зеленым цветом?
Значит, что надо знать, чтобы прочесть карту?
ВЫВОД:
- Язык карты, это условные обозначения.
-Читать карту, это знать условные обозначения.
Физминутка
Путешествие по родной стране (3 Эксперт)
Как показывать объекты на настенной карте
- Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.
- Показывай только указкой.
- Показывай не надпись, а сам объект.
- Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.
Путешествие по родной стране
(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)
Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад.
Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).
Нашу страну с севера омывают Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское.
С востока: Берингово море, Охотское море, Японское море.
На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.
А на западе: Балтийское море.
V. Обсуждение проделанной работы (П., К., Р.)
-Найдите и положите перед собой физическую карту России. У каждой группы будет свое задание.
1 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с севера.(Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ).
2 группа - назовите моря, которые омывают нашу страну с юга.(Чёрное море, Каспийское море).
3 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с востока. (Берингово море, Охотское море).
4 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну на западе. (Балтийское море)
Физминутка
- Я вижу, вы все хорошо запомнили и разобрались в информации.
Обобщение о нашей Родине(показываю на карте)!!!
-Велика и прекрасна наша страна-Россия. Столица нашей страны - Москва. Когда солнце восходит на востоке нашей огромной страны, то на западе глубокая ночь, а когда на западе день, на востоке глубокая ночь. На севере нашей страны вечные льды и живут белые медведи, тюлени, а на юге пустыни, жара, и живут верблюды.
Эмоционально-патриотический момент.
-Ребята, где легче навести порядок, в классе или во всей школе?
-А где легче следить за дисциплиной, в классе или во всей школе?
Вот так и в нашей стране есть президент, которому порой трудно следить за порядком в нашей огромной стране, и каждый из нас должен ему в этом помогать.Своей учебой, своим поведением, своей работой. Потому что это наша Родина.
- Красной линией на карте обозначена граница нашего великого государства, которую никому и никогда нельзя нарушать. (ПОКАЗЫВАЮ ГРАНИЦУ РОССИИ НА КАРТЕ)
И сейчас вы на своих картах проведете эту границу и запомните: ее никогда и никому нельзя нарушать!
Конечно же, она будет красного цвета. А затем на всей территории написать название нашей страны – Россия. И отметить стороны горизонта.
Итог групповой работы.
А теперь посмотрите - это ваша первая карта. На ней ваша Родина. Вы ее любите? Вы готовы ее защищать? (да)
-Мы сможем добавлять туда города, моря, реки, горы, материки, когда научимся это делать.
VI.Рефлексия. (П., Л.)
- Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?
- Как вы считаете, мы решили эти задачи?
- Значит, у нас урок получился?
- Мне очень понравились выступления экспертов. Молодцы, вы будете мне помогать и в дальнейшем. Надеюсь, каждый из вас побывает в этой роли. Мне очень понравилось, как слаженно и дружно работаете в команде.
- Возьмите листы самооценки, напишите фамилию и отметьте +то, что вам уже понятно, то, что вы сможете объяснить и показать.
-То, что у вас пока вызывает затруднение или вы просто не поняли - поставьте минус и на следующем уроке я объясню ещё раз.
Домашнее задание: с. 90-95, а те, кто захочет, может уже начать заполнять свою карту: отметить столицу нашего государства, найти и написать название морей, которые омывают границы нашей Родины. И на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.
Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________
Отметь знаком «+» нужное утверждение
- Я знаю, что такое карта
- Я знаю, что обозначают разные цвета на карте
- Я могу показать свою страну на карте
- Я умею находить объекты на карте
- Я умею показывать реки, моря и горы на карте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...