Окружающиц мир. Тема: "Пернатые изобретатели", "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пернатые изобретатели.
Цели урока | Минимум и максимум |
По 1-й линии развития (объяснять мир): Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц, их приспособлениями к полёту. Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц; По 2-й линии развития: Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Минимум: птица, перо. Максимум: теплокровные животные. |
Оборудование: -мультимедийный проектор, набор перьев в конвертах, бумажные птички в конвертах (по числу учащихся), вода, ножницы
Учебник окружающего мира «Обитатели Земли» 3 класс, авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.104-109
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.50
Методические рекомендации для учителя «Обитатели Земли» 3 класс, авторы: А.А. Вахрушев, О. А. Родыгина, с. 162-171
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
Самостоятельно выбирать цель деятельности
Действовать по плану
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
Проверять и оценивать результаты работы
Составлять план действий
2. Коммуникативные УУД:
Понимать точку зрения другого
Объяснять свою позицию
Извлекать информацию, данную в неявном виде
3. Личностные УУД:
Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
4. Познавательные УУД:
Сравнивать и группировать факты и явления
Определять причины явлений и событий
Делать выводы на основе обобщения знаний
Определять, какая информация нужна для решения задачи
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. Мотивация. | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. | Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
| Окружающий нас мир |
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока детьми. | Сегодня мы продолжаем разговор о живых участниках круговорота веществ. Предлагаю вашему вниманию зоологическую викторину:
- А другие группы животных есть? - Отгадайте загадки и вы узнаете какую группу животных мы будем изучать на уроке. Одежда белая, а ножки Обуты в красные сапожки. Из моды выйдут – вот беда, Ему не снять их никогда. И петь не поёт, И летать не летает. За что же тогда Его птицей считают? Скажи ты мне, какой чудак И днё и ночью носит фрак? - О ком мы будем говорить на уроке? - Кто такие птицы? - А разве только птицы умеют летать? - Почему вам сложно? - Какую цель перед собой поставите? Оцените свои знании о птицах на начало урока. - Почитайте, как звучит тема урока в учебнике? - Что значит изобретатель? Прочитайте диалог Миши и Лены. Какой возникает вопрос? Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы лететь? | - Простейшие. - Насекомые. - Паукообразные. - Рыбы. - Земноводные. - Пресмыкающиеся. - да - Гусь. - Страус. - Пингвин. - О птицах. - животные, которые летают… - нет, насекомые, летучая мышь… - Пернатые изобретатели. - Мы эту тему не изучали. - познакомиться с особенностями строения птиц, образом их жизни, условиями обитания и приспособлением к полёту. - Пернатые изобретатели. - Придумывает что-то новое, неизвестное. (читают) - Какие приспособления нужны птицам для полёта? - У них должны быть крылья, они должны быть сильными и лёгкими. |
Поиск решения проблемы и самостоятельное применение знаний. | Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. | Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч т.к. не умеют летать. - Опираясь на текст учебника, составьте список приспособлений, которые помогают птицам лететь. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение». - Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? - Какой должен быть скелет? Демонстрация: если кости будут устроены, как несколько листов бумаги, сложенные стопкой, то они будут крепкие? А лёгкие? - А если они будут устроены так? (Один лист бумаги скрутить трубкой и показать). Такие кости будут крепкие, лёгкие? Какие кости у птиц? - Есть ли у птиц зубы? - Как развиты мышцы у птиц? - Какие передние конечности у птиц? - Как передвигаются птицы? Сколько для этого требуется энергии? Где её добыть? – Как вы думаете, а как должна работать система кровообращения (сердце), чтобы все клетки птицы бесперебойно снабжать энергией и веществами? - Благодаря работе сердца и лёгких обмен веществ у птиц идёт очень быстро. Как вы думаете, какая температура тела птиц? - Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучшее греет? Почему? - Какой покров у птиц? Практическая работа в парах: Дети получают перья, рассматривание структуры строения пера через увеличительное стекло. - Как бы вы описали перо? Что оно из себя представляет? - Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным. - Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они называются пуховые. Для чего они служат? - Найдите у себя на столах перья немного больше, это покровные перья. Почему покровные? - Маховые перья – самые большие. Почему они так называются, в какой части тела они находятся? - Есть ещё и рулевые перья. Они находятся в хвосте. Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? - Мы всё узнали о птицах? - О чём ещё хотелось бы узнать? - О размножении птиц прочитают ….. на с. 106, а мы поработаем в рабочей тетради, выполните задание № 1, 3 на с. 49 | - Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полёта, чтобы оторваться от земли. Вывешиваются списки с перечнем приспособлений. - Тело должно быть компактное, небольшое, обтекаемой формы, без резких границ. - Лёгкий, но прочный скелет, кости полые, наполненные воздухом. - Вместо зубов – лёгкий клюв. - Хорошо развиты полётные мышцы, от них зависит, как полетит птица. - Передняя конечность – крыло. Крылья бывают маленькие и большие. Они могут быть различной формы. От этого зависит скорость полёта птиц, наверно, какой полёт птиц. Главное, что крылья дают возможность птицам летать. - Передвигаются птицы с большой скоростью, на различные расстояния, бывает, что и далеко. Энергию птицы запасают в жировых отложениях, а затем используют во время полёта. Энергию они получают с пищей, поэтому много едят. - Она должна быть хорошо развита, ведь работа ей предстоит большая. - Температура тела у птиц высокая, + 40%. Птицы – теплокровные животные. - Шерсть, мех и перья задерживают тёплый воздух у тела и не пропускают холодный воздух. - Перья у птиц лёгкие, прочные, упругие, тёплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полёта. Мы видим, что оно состоит из прочного ствола и опахала (показывает перо птицы). Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке Дети рассматривают перья с помощью луп. - пуховые - они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела. - Эти перья покрывают всё тело птицы и создают контур тела.
– Значит, хвост является рулём для птицы. - Перья позволяют опираться на воздух в полёте, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы. Выводы: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать .
Проверка на экране. |
Физкультминутка. | Цель – реализация двигательной активности. | Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложим назад. | |
- В чём сходство обмена веществ у птиц и человека? - Что общего у птиц и пресмыкающихся? - О размножении птиц расскажет….. - На какие еще группы можно разделить птиц? - Как вы думаете, с чем это связано? - Назовите других осёдлых птиц, которых вы можете встретить в нашей местности. | - Птицы и люди – теплокровные организмы. У них обмен веществ идёт достаточно интенсивно. - Птицы так же как пресмыкающиеся откладывают яйца. - Осёдлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелётные птицы: кукушка. Мухоловка, стриж улетают в тёплые края; свиристель прилетает на зиму с севера. - С наступлением холодов пищи становится всё меньше и меньше. - Голубь, ворона, галка, сорока, клёст. | ||
Итог урока. | - Восстановите текст, используя слова-помощники. - Как вы чувствовали себя на уроке? - Что вы открыли для себя на уроке? - Какое настроение у вас после урока? - Дайте оценку уроку. Оцените свои знания на конец урока. | Птицы — пернатые изобретатели. | |
Рефлексия. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Жаворонки – вестники весны, тепла, солнца. Кому на уроке сегодня было тепло, интересно, и всё на уроке получилось, повесьте птичек на веточки, у кого были трудности, оставьте птичек у себя, я уверенна на следующем уроке у нас всё получится! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Пернатые изобретатели" 3 класс по системе "Школа 2100"
Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели" знакомит детей со строением птиц, их приспособлением к полёту, воспитывает чувство бережного отношения к природе. Урок проводится по системе...
Внеклассное мероприятие по теме "Пернатые непоседы"
Цель: Развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и заботу о ней, учить детей общаться друг с другом, формировать дружеские взаимоотношения между...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Открытый урок в 3 классе по теме : "Пернатые изобретатели"
Открытый урок :"Пернатые изобретатели"...
Презентация на тему:"Пернатые изобретатели"
Презентация...
Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.
Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен и...
Урок окружающего мира "Пернатые изобретатели" 3 класс УМК "Школа 2100"
Урок "открытия нового" знания...