Урок окружающего мира "Пернатые изобретатели" 3 класс УМК "Школа 2100"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок "открытия нового"  знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок открытия нового знания78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 3 класс

УМК «Школа-2100»

ТЕМА «Пернатые изобретатели»

Тип урока: « Открытие» нового знания

Цель урока                                                                                                                

цель учителя

цель ученика

дидактическая

познакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету

научиться определять по внешнему виду птиц   условия их обитания, отличать  оседлых птиц от  перелетных .

развивающая

создавать условия для формирования умений анализировать, сравнивать и делать выводы

прочитать текст с целью выяснения особенностей птиц от других летающих животных

воспитывающая

учить бережно, относиться к природе.

Оборудование: учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли», 1 часть (2011 год); рабочая тетрадь к учебнику (2011 год); проектор; компьютер, различные перья птиц, лупа ; карточки с названиями групп животных

Метод обучения:  проблемно-диалогический

Форма работы: фронтальная, групповая

Ход урока.

1.Организационный момент.

(класс сидит за партами по группам)

Итак, друзья, внимание!

                Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее.

                Начнём скорей урок.

2.Постановка проблемы и актуализация знаний.

-Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото. (Дети зачитывают на карточках задание)

Слайд 2

А) Животные, состоящие из одной клетки (простейшие)

Слайд 3

Б) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями (насекомые)

Слайд 4

В) Животные с восьмью конечностями плетут паутину (паукообразные)

Слайд 5

Г) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты

чешуей. Дышат с помощью плавников. Откладывают икру (рыбы)

слайд 6

Д) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру (земноводные)

Слайд 7

Е) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца (пресмыкающиеся)

- А другие группы животных есть? Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:

   Одежда белая, а ножки

   Обуты в красные сапожки.

   Из моды выйдут – вот беда,

   Ему не снять их никогда. (слайд 8- ГУСЬ)

   И петь не поет,

   И летать не летает.

   За что же тогда

   Его птицей считают? (слайд 9-СТРАУС)

   

   Скажи ты мне, какой чудак

   И днем и ночью носит фрак? (слайд 10-Пингвин)

- О ком будем говорить  на уроке? ( О птицах)

- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)

- Что значит изобретать? (придумать что-то новое, неизвестное ранее)

-Попробуйте дать определение: птицы- это…(Пернатые животные, которые умеют летать) Слайд 11

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?

-Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше чем другие летающие животные!

-На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Какие нужны птицам приспособления для полета?) слайд 12

-Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?

3.Поиск решения и самостоятельное применение знаний.

- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому?

Слайд 13

   В настоящее время африканские страусы- самые крупные птицы на нашей планете, они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать-до 30км/ч, так как не могут летать.

ПЕРВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

-Опираясь на текст учебника на с.104-106 и наглядные пособия, в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение» (работа в группах в результате которой вывешиваются списки с перечнем приспособлений, которые сравниваются и уточняются)

Примерные результаты групп: легкий скелет, легкий клюв, внутренние органы уменьшены, хорошо развиты полетные мышцы, перья.

-Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучше греет? Почему? (шерсть, мех и перья)

ВТОРОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (практическое)

-Рассмотрите перья птиц. Какие они? Как устроены, чем похожи и чем отличаются разные виды перьев? Затем выполните задание 1 на с.49 в рабочей тетради.

Общий вывод групп: перья-легкие, прочные, упругие, теплые. Собрав несколько перьев можно сделать веер. Если помахать перьями, то ощущается движение воздуха.

-Выполните задание на с.105 и  выявите другие особенности полета (выступление групп)

 Слайд 14

- Как вы понимаете такую фразу: «Как с гуся вода»? (рассуждения детей)

Ученица

-Наверное, все не раз слышали: «Ему (ей) все как с гуся вода». А вот происхождение этого выражения известно далеко не всем. Это не простая поговорка, а часть древнего заклинания.

    Бывало, знахарки, обливая больного «наговорной водой» приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего (имя ребенка)- худоба (то есть болезнь). И верили, что всякие напасти «сбегут» с больного так же, как, не задерживаясь, скатывается вода с гусиных перьев.

    Только ли с гусиных? Не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как они смазаны жиром, который выделяет особая железа, находящаяся на спинке птицы, у корня хвоста.

    А вот сказать «как с курицы вода» нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром о жалком на вид или бесхарактерном человеке говорят: как мокрая курица.

  4. Физминутка.

    Утром встал гусак на лапки

    Приготовился к зарядке.

    Лапку правую согнул,

    Лапку левую встряхнул.

    Покачал чуть головой

    И отправился домой.

5.Самостоятельное применение знаний.

ТРЕТЬЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

На столах групп даны тексты о птицах:

АИСТ                                ЩЕГОЛ                          СКВОРЕЦ

Слайд 15

План исследования

1.Чем питаются?

2.Где обитают?

3.Кто из родителей насиживает птенцов?

4.Как и чем высиживают птенцов?

Выступление групп.

- Почему осенью птицы улетают?

Рассмотрите рисунок на с.107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые, а какие перелетные? (оседлые: воробей, поползень, дятел; перелетные: кукушка, мухоловка, стриж)

-Как вы думаете, с чем это может быть связано? (Пищи становится мало)

-Как можно помочь оседлым птицам?

-Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности (голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест)

6.ИТОГ                              слайд 16                                                                                                -Как вы понимаете пословицу:

« Всякая птица своим клювом сыта» (рассуждения детей)

- Какой вывод можем сделать?

7.Рефлексия деятельности.

-     Что вы узнали на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)

  нужного;

  интересного;

  полезного.

Сегодня на уроке я (мне):

 научился…

 понял…

 было интересно…

 было трудно…

Своей работой я:

 доволен т. к.  …

 не совсем доволен из-за того, что…

  не доволен, потому что …

– Откройте «Дневник школьника. Образовательная система «Школа 2100»  и оцените свою работу на уроке.

8.Домашнее задание

Выполнить два задания на выбор на с.49 рабочей тетради: 4, 6, 7, 5

Аспектный анализ урока

Аспектный анализ урока ОМ «Пернатые изобретатели»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников »

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Бачкова Наталья Николаевна

Класс: 3

Дата посещения: 05.12.2012 г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания с использование ИКТ

Форма проведения: урок-исследование

Межпредметные связи:

1.Литература

Цели урока

  1. Познакомить детей с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.

2. создавать условия для формирования умений анализировать, сравнивать и делать выводы

      3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока

1.Определить и понять, почему тема называется «Пернатые изобретатели».

2.Узнать, какие  приспособления нужны птицам для полета?

3.Познакомиться с приспособлениями птиц к условиям обитания.

4.Сделать вывод о приспособлениях для полета.

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема «Пернатые изобретатели»  предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

 

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

+ с помощью отгадывания загадок, проблемного диалога    учащиеся сформулировали тему урока

3.Поиск решения и самостоятельное применение знаний.

( поэтапное выполнение заданий)                            

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Чтение текста, рассматривание иллюстраций.

+ расширение и углубление знаний по предмету      

+согласование исследовательской деятельности  

+развитие познавательного интереса                                                                                      

Практическая работа

+использование жизненного опыта                                                                     + умение работать в группе                                                +развитие зрительной памяти

Чтение и маркировка текста

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

Дом. задание  по выбору                    

+быстрота выполнения                                                                     задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания

Рефлексия урока: вывод урока

-что вы узнали на уроке?

  нужного -30%

  интересного-50%

  полезного-20%

-сегодня на уроке я (мне)…

 научился…

 понял…

 было интересно…

 было трудно…

- своей работой я..

 доволен т. к.  …                                не совсем доволен из-за того, что…   не доволен, потому что …

   

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100

Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....