Урок окружающего мира "Пернатые изобретатели" 3 класс УМК "Школа 2100"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 3 класс
УМК «Школа-2100»
ТЕМА «Пернатые изобретатели»
Тип урока: « Открытие» нового знания
Цель урока
цель учителя | цель ученика | |
дидактическая | познакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету | научиться определять по внешнему виду птиц условия их обитания, отличать оседлых птиц от перелетных . |
развивающая | создавать условия для формирования умений анализировать, сравнивать и делать выводы | прочитать текст с целью выяснения особенностей птиц от других летающих животных |
воспитывающая | учить бережно, относиться к природе. |
Оборудование: учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли», 1 часть (2011 год); рабочая тетрадь к учебнику (2011 год); проектор; компьютер, различные перья птиц, лупа ; карточки с названиями групп животных
Метод обучения: проблемно-диалогический
Форма работы: фронтальная, групповая
Ход урока.
1.Организационный момент.
(класс сидит за партами по группам)
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее.
Начнём скорей урок.
2.Постановка проблемы и актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото. (Дети зачитывают на карточках задание)
Слайд 2
А) Животные, состоящие из одной клетки (простейшие)
Слайд 3
Б) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями (насекомые)
Слайд 4
В) Животные с восьмью конечностями плетут паутину (паукообразные)
Слайд 5
Г) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты
чешуей. Дышат с помощью плавников. Откладывают икру (рыбы)
слайд 6
Д) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру (земноводные)
Слайд 7
Е) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца (пресмыкающиеся)
- А другие группы животных есть? Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда. (слайд 8- ГУСЬ)
И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (слайд 9-СТРАУС)
Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак? (слайд 10-Пингвин)
- О ком будем говорить на уроке? ( О птицах)
- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)
- Что значит изобретать? (придумать что-то новое, неизвестное ранее)
-Попробуйте дать определение: птицы- это…(Пернатые животные, которые умеют летать) Слайд 11
- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?
-Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше чем другие летающие животные!
-На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Какие нужны птицам приспособления для полета?) слайд 12
-Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать?
3.Поиск решения и самостоятельное применение знаний.
- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому?
Слайд 13
В настоящее время африканские страусы- самые крупные птицы на нашей планете, они бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Страусы вынуждены очень быстро бегать-до 30км/ч, так как не могут летать.
ПЕРВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
-Опираясь на текст учебника на с.104-106 и наглядные пособия, в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение» (работа в группах в результате которой вывешиваются списки с перечнем приспособлений, которые сравниваются и уточняются)
Примерные результаты групп: легкий скелет, легкий клюв, внутренние органы уменьшены, хорошо развиты полетные мышцы, перья.
-Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц. Какая одежда лучше греет? Почему? (шерсть, мех и перья)
ВТОРОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (практическое)
-Рассмотрите перья птиц. Какие они? Как устроены, чем похожи и чем отличаются разные виды перьев? Затем выполните задание 1 на с.49 в рабочей тетради.
Общий вывод групп: перья-легкие, прочные, упругие, теплые. Собрав несколько перьев можно сделать веер. Если помахать перьями, то ощущается движение воздуха.
-Выполните задание на с.105 и выявите другие особенности полета (выступление групп)
Слайд 14
- Как вы понимаете такую фразу: «Как с гуся вода»? (рассуждения детей)
Ученица
-Наверное, все не раз слышали: «Ему (ей) все как с гуся вода». А вот происхождение этого выражения известно далеко не всем. Это не простая поговорка, а часть древнего заклинания.
Бывало, знахарки, обливая больного «наговорной водой» приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего (имя ребенка)- худоба (то есть болезнь). И верили, что всякие напасти «сбегут» с больного так же, как, не задерживаясь, скатывается вода с гусиных перьев.
Только ли с гусиных? Не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как они смазаны жиром, который выделяет особая железа, находящаяся на спинке птицы, у корня хвоста.
А вот сказать «как с курицы вода» нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром о жалком на вид или бесхарактерном человеке говорят: как мокрая курица.
4. Физминутка.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке.
Лапку правую согнул,
Лапку левую встряхнул.
Покачал чуть головой
И отправился домой.
5.Самостоятельное применение знаний.
ТРЕТЬЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
На столах групп даны тексты о птицах:
АИСТ ЩЕГОЛ СКВОРЕЦ
Слайд 15
План исследования
1.Чем питаются?
2.Где обитают?
3.Кто из родителей насиживает птенцов?
4.Как и чем высиживают птенцов?
Выступление групп.
- Почему осенью птицы улетают?
Рассмотрите рисунок на с.107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые, а какие перелетные? (оседлые: воробей, поползень, дятел; перелетные: кукушка, мухоловка, стриж)
-Как вы думаете, с чем это может быть связано? (Пищи становится мало)
-Как можно помочь оседлым птицам?
-Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности (голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест)
6.ИТОГ слайд 16 -Как вы понимаете пословицу:
« Всякая птица своим клювом сыта» (рассуждения детей)
- Какой вывод можем сделать?
7.Рефлексия деятельности.
- Что вы узнали на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)
нужного;
интересного;
полезного.
Сегодня на уроке я (мне):
научился…
понял…
было интересно…
было трудно…
Своей работой я:
доволен т. к. …
не совсем доволен из-за того, что…
не доволен, потому что …
– Откройте «Дневник школьника. Образовательная система «Школа 2100» и оцените свою работу на уроке.
8.Домашнее задание
Выполнить два задания на выбор на с.49 рабочей тетради: 4, 6, 7, 5
Аспектный анализ урока
Аспектный анализ урока ОМ «Пернатые изобретатели»
Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников »
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Ф.И.О. учителя: Бачкова Наталья Николаевна
Класс: 3
Дата посещения: 05.12.2012 г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания с использование ИКТ
Форма проведения: урок-исследование
Межпредметные связи:
1.Литература
Цели урока
- Познакомить детей с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.
2. создавать условия для формирования умений анализировать, сравнивать и делать выводы
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока
1.Определить и понять, почему тема называется «Пернатые изобретатели».
2.Узнать, какие приспособления нужны птицам для полета?
3.Познакомиться с приспособлениями птиц к условиям обитания.
4.Сделать вывод о приспособлениях для полета.
Введение в анализ урока
- Урок дан в соответствии с тематическим планированием
- Тема «Пернатые изобретатели» предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
- Использование компьютерной презентации оправданно
Роль компьютера на уроке
- Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
- Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
- Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
- Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
Программа наблюдения:
1. Организационный момент. | + использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок |
2. Постановка проблемы и актуализация знаний. | + с помощью отгадывания загадок, проблемного диалога учащиеся сформулировали тему урока |
3.Поиск решения и самостоятельное применение знаний. ( поэтапное выполнение заданий) | +закрепляют полученные знания +активизирует внимание + наличие индивидуальной и групповой работ |
Чтение текста, рассматривание иллюстраций. | + расширение и углубление знаний по предмету +согласование исследовательской деятельности +развитие познавательного интереса |
Практическая работа | +использование жизненного опыта + умение работать в группе +развитие зрительной памяти |
Чтение и маркировка текста | +умение выбрать правильный ответ |
+закрепление полученных ранее знаний | |
Дом. задание по выбору | +быстрота выполнения задания + глубина знаний и умений +учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания |
Рефлексия урока: вывод урока | |
-что вы узнали на уроке? | нужного -30% интересного-50% полезного-20% |
-сегодня на уроке я (мне)… | научился… понял… было интересно… было трудно… |
- своей работой я.. | доволен т. к. … не совсем доволен из-за того, что… не доволен, потому что … |
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100
Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"
Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...
Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100
Программа уроков окружающего мира 2 класс Школа 2100...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"
Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....