Рабочая программа по окружающему миру по программе УМК « Перспектива »
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.perspektiva_3_kl._28.06.2013.docx | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Восточное Управление Образования г. Москвы
НОУ СОШ «Академическая гимназия»
Утверждаю _______________
Генеральный директор
Рабочая программа
по окружающему миру
УМК «Перспектива »
3 класс на 2013-2014 учебный год
составленная учителем начальных классов Котеневой Н. Н.
(количество часов по учебному плану 68ч)
Г. Москва
2013 год
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
Дидактическое обеспечение:
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2011
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012
Методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение,2009
2. Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
Количество часов в неделю по программе : 2
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов в год: 68
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Содержание учебного материала
Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:
«Радость познания» - 11 часов;
«Мир как дом» - 20 часов;
«Дом как мир» - 21 часов;
«В поисках Всемирного наследия» - 14 часов.
Резерв – 2 часа
Основные темы
Как я изменился за год;
Как изменились мои друзья;
С кем я отправлюсь в путешествие;
Готовимся к путешествию.
Почему вода бывает святой;
Как сохранить воздух — наше невидимое сокровище;
Как уберечь землю — нашу кормилицу;
«Большая охота» в родном городе
Помним ли мы своих предков;
Откуда произошла моя фамилия;
Тепло родного дома;
«Красный угол» родного дома;
Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и её история).
Учимся помогать слабому;
Как жить в мире, или Можно ли обойтись без ссор;
Легко ли просить прощение;
Когда мы радуемся и когда грустим;
Что значит «милосердие»;
Любовью за любовь;
Что мы будем читать летом.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.
Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.
Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
Экологическое воспитание:
Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его
природно-климатическими особенностями.
Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.
Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
Практико-ориентированный характер:
Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.
формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях;
продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей
местности растений, грибов, животных.
Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному
этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.
Исследовательская и проектная деятельность:
Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование),
с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием,
раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.
Культурное многообразие :
раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и
культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
Духовно-нравственная наполненность:
познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.
Система оценивания.
Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Критерии оценки:
Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:
- Знание пройденного учебного материала;
- Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
- Умение планировать свои действия;
- Навык самопроверки и самоконтроля;
- Умение аргументировать свои действия;
- Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 3 класс
Планируемые результаты.
Окружающий мир, 3 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
- представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
- понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
- представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
- перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
- перечислять правила ответственного туризма;
- перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
- определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
- характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
- характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
- показывать на карте водные объекты;
- характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
- характеризовать природные сообщества на примере леса;
- характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
- перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
- определять значение своего имени;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
- характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
- определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
- толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
- определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
- определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
- характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Календарно - тематический план
№ дата | Наименование разделов и тем программы. | Всего часов | Организация урока | Материал для закрепления | |||
Характеристика деятельности обучающегося на уроке по формированию УУД (мета- предметных умений) | Характеристика деятельности обучающегося на уроке по формированию предметных умений и навыков | Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. | ||||
Раздел «Радость познания» | 12 | ||||||
1 | СВЕТ ЗНАНИЯ. | 1 | Извлечение необходимой информации из текста. | Дать представление о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. | Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре. Древнегреческий миф. | Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков. | Теоретический материал учебника стр. 4-7,р.т. стр. 4 № 3,4 |
2 | КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. | 1 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Дать понятие о методах исследования окружающего мира. | Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. | Учащиеся должны научиться характеризовать методы исследования. | Теоретический материал учебника стр. 8-11, р.т. стр. 9 № 4,5 |
3 | КНИГА — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. | 1 | Выполнение действий по алгоритму. | Научить детей пользоваться справочной литературой. | «переплёты» «словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас». | Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. | Теоретический материал учебника стр. 12-15 , р.т. стр. 12 № 2,3,4 |
4 | ОТПРАВИМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Познакомить детей с познавательными возможностями, которые предоставляют музеи разных типов, океанариумы, планетарии, другие учреждения подобного научно-просветительского характера. | «экскурсия», «вылазка» | Уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях. | Теоретический материал учебника стр. 16-19, р.т. стр. 14 № 2,3,5 |
5 | Входная контрольная работа | 1 | Выполнение действий по алгоритму | Учить выражению своих мыслей с полнотой и точностью | Окружающий нас мир. | Познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. | |
6 | О ЧЁМ РАССКАЖЕТ ПЛАН. | 1 | Использование знаково-символических средств. | Дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане. | План местности, условные знаки, масштаб. | Учащиеся должны научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города. | Теоретический материал учебника стр. 20-23, р.т. стр. 18 № 3,4,5 |
7 | ПЛАНЕТА НА ЛИСТЕ БУМАГИ. | 1 | Поиск необходимой информации. | Дать понятие о карте, научить читать карту мира, дать понятие о континенте (материке), познакомить с изображениями материков на карте мира. | Карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида. | Учащиеся должны научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней. | Теоретический материал учебника стр. 24-27(ориентирование на карте),р.т. стр. 22 № 2,5,6 |
8 | СТРАНЫ И НАРОДЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Научить детей использовать познавательные возможности, которые предоставляет политическая карта мира (и карты отдельных материков); находить местоположение страны, её границы, её столицу, соседние с ней страны. | Уметь на карте разыскать ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны. | Теоретический материал учебника стр. 28-31, р.т. стр. 25 № 3 | |
9 | ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЁМ МИР. | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плану; находить в справочной литературе необходимую для путешествия информацию; определять цель путешествия. | Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль. | Уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников. | Теоретический материал учебника стр. 32-35, р.т. стр. 27 № 3 |
10 | ТРАНСПОРТ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить детей со старинными средствами передвижения; предложить им дать систематизацию транспорта по видам. | «стальная конница» Метрополитен. Железнодорожная сеть. | Уметь систематизировать транспорт по видам. | Теоретический материал учебника стр. 36-39, р.т. стр. 28 № 1,2 |
11 | СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ. | 1 | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. | Познакомить детей со старинными способами обмена информацией между людьми. | Телеграфист. Азбука Морзе. | Уметь различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни. | Теоретический материал учебника стр. 40-43, р.т. стр. 33 № 3,4 |
12 | Контрольная работа по разделу ««Радость познания» | 1 | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. | Систематизировать информацию ,полученную по теме. | Дать понятие о методах исследования окружающего мира. | ||
Раздел «Мир как дом» | 20 |
|
| ||||
13 | МИР ПРИРОДЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений достижение договорённостей и согласование общих решений. | Познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества. | Сюжеты и орнамент. Архитектурные украшения. | Уметь найти образ единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Теоретический материал учебника стр. 46-49, р.т. стр. 34 № 2,3 |
14 | ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВСЁ. | 1 | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | Дать понятие о природных объектах и об их классификации, познакомить с твёрдыми телами, жидкостями и газами. | Природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества. | Учащиеся должны научиться различать природные объекты. | Теоретический материал учебника стр. 50-53, р.т. стр. 36 № 2,3 |
15 | МИР НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. | 1 | Познавательная инициатива. | Продолжить формирование научной картины мира, дать понятие о Солнце как о ближайшей к нам звезде, источнике света и тепла для всего живого на Земле. | Звёзды и планеты, Солнечная система. | Учащиеся должны научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду. | Теоретический материал учебника стр. 54-57 , р.т. стр. 40 № 1,2,5 |
16 | НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ. | 1 | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами. | Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот. | Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере. | Теоретический материал учебника стр. 58-61,р.т. стр. 42 № 2,3 |
17 | САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО.
| 1 | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Дать понятие о воде и её распространённости на планете, об агрегатных состояниях воды, о значении воды для живых организмов. | Познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами. | Научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении. | Теоретический материал учебника стр. 62-63 |
18 | СВОЙСТВА ВОДЫ. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. | 1 | Построение логической цепочки рассуждений, доказательств. | Познакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе. | Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая запаха, круговорот воды в природе, переход из одного состояния в другое. | Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воды. | Теоретический материал учебника стр. 64-65 ,р.т. стр. 45 опыт 4,5 |
19 | ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. | Образы природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Уметь найти и характеризовать образы этих природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Теоретический материал учебника стр. 66-67,р.т. стр. 47 № 2,3 |
20 | КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить с минералами и горными породами, дать понятие о полезных ископаемых и об их использовании человеком. | Минералы, горные породы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины. | Учащиеся должны научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы. | Теоретический материал учебника стр. 70-72,р.т. стр. 49 № 3,4 |
21 | ЧУДО ПОД НОГАМИ. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека | Почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли. | Учащиеся должны научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. | Теоретический материал учебника стр.74-76 |
22 | МИР РАСТЕНИЙ. | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями, дать понятие о видах Растений. | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ. | Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лист- венные растения, приводить примеры растений каждой группы | Теоретический материал учебника стр.78-81 ,р.т. стр. 53 № 3,4 |
23 | ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ И РАСТЕНИЯ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в парах. Управление поведением партнёра. | Познакомить детей со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | Охарактеризовать образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Теоретический материал учебника стр.82-85,р.т. стр. 57 № 2,3 |
24 | МИР ЖИВОТНЫХ. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Познакомить детей с червями, моллюсками, иглокожими, ракообразными, паукообразными, земноводными и пресмыкающимися животными и их видами, условиями, необходимыми для их жизни, способами размножения животных разных групп, с ролью животных в жизни человека. | Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Земноводные, пресмыкающиеся. Мальки, головастики. Птенцы. Детёныши, млекопитающие. | Учащиеся должны научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания. | Теоретический материал учебника стр. 86-89, р.т. стр. 58 № 2,3,4,6 |
25 | ЖИВОТНЫЕ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Установление причинно-следственной связи. | Познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества. | Образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 65 № 3 |
26 | НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. | 1 | Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. | Дать понятие о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных. | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания. | Знать основные группы животных по способу питания; приводить примеры животных этих групп. | Теоретический материал учебника стр. 94-97,р.т. стр. 66 № 2,3 |
27 | ЛЕС — ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ. | 1 | Подведение под понятие. | Дать понятие о природном сообществе, его зависимости от неживой природы. | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ. | Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса. | Теоретический материал учебника стр. 98-103, р.т. стр. 69 № 3 |
28 | ЛУГ — ЦАРСТВО ЦВЕТОВ И НАСЕКОМЫХ. | 1 | Работа в группе. Осознание ответственности за общее дело. | Рассмотреть природное сообщество луга, основные луговые растения, грибы и насекомых, выяснить их взаимосвязь | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ. | Учащиеся должны научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого. | Теоретический материал учебника стр. 104-109, р.т. стр. 70 № 2,4 |
29 | ВОДОЁМ — ДОМ ИЗ ВОДЫ. | 1 | Установление причинно-следственных связей. | Рассмотреть водоём как единство живой и неживой природы. | Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (без- зубки и перловица), круговорот веществ. | Научиться характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество. | Теоретический материал учебника стр. 110-115,р.т. стр. 74 № 2,3 |
30 | КАК СОХРАНИТЬ БОГАТСТВА ПРИРОДЫ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познакомить детей с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире. | Взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. | Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. | Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 81 № 2 |
31 | ОХРАНА ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ. | 1 | Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений. | Пробудить в них стремление беречь родную землю, желание больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни. | Использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов. | Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов. | Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 82 № 1,2 |
32 | Контрольная работа по разделу ««Мир как дом» | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Пробудить в них стремление беречь родную землю. | Взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. | Пробудить в них стремление беречь родную землю, желание больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни. | (принести 2 часть) |
Раздел «Дом как мир» | 21 | ||||||
33 | РОДНОЙ ДОМ — УГОЛОК ОТЧИЗНЫ. | 1 | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной. | «экос», «ойкос», «ойкумена» экология Отчизна, отчий | Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов. | Теоретический материал учебника стр.4-7, р.т. стр.1,4 |
34 | СВОЙ ДОМ — СВОЙ ПРОСТОР. | 1 | Работа в группе. Следование и поведение моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с внутренним устройством старинного дома. | Порог, матица, печь, | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме. | Теоретический материал учебника стр.8-11,р.т. стр. 6№ 1,2 |
35 | В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи. | Красный угол. Рушник. Матица. | Уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома. | Теоретический материал учебника стр.12-15,р.т. стр. 9 № 3,4 |
36 | ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время. | Национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях. | Теоретический материал учебника стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4 |
37 | НА СВЕТ ПОЯВИЛСЯ — С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре. | Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи. | Теоретический материал учебника стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3 | |
38 | РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи. | Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения. | Теоретический материал учебника стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2 | |
39 | МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ДУША. | 1 | Групповая работа. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках | Представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле. | Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле. | Теоретический материал учебника стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4 |
40 | СВЯТОСТЬ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА. | 1 | Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах | Представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, | Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле. | Теоретический материал учебника стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4 |
41 | ДОБРЫЕ ДЕТИ — ДОМУ ВЕНЕЦ. | 1 | Использование критериев для обоснования своего суждения. | Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит | Личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания. | Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания. | Теоретический материал учебника стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4 |
42 | ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек. | Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки. | Знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей. | Теоретический материал учебника стр.44-47, р.т. стр. 24 № 2,5,6 |
43 | СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. | 1 | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Познакомить с внешними и внутренними органами тела, их функциями. | Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние органы, системы органов, скелет, мышцы, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, сигналы. | Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов. | Теоретический материал учебника стр.48-51,р.т. стр. 29 № 5,6 |
44 | КАК РАБОТАЕТ НАШ ОРГАНИЗМ. | 1 | Подведение под понятие. | Дать основные сведения о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека. | Характеристика функционирование основных систем организма человека | Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека. | Теоретический материал учебника стр. 52-55,р.т. стр. 30 № 3,4,5 |
45 | ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА. | 1 | Подведение под понятие. | Дать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья. | Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание. | Научиться характеризовать основные правила гигиены. | Теоретический материал учебника стр.56-59,р.т. стр.35 № 2,3,4,стр. 37 № 4 |
46-47 | НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ. | 2 | Установление причинно-следственных связей. | Дать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире. | Глазное яблоко, зрачок, сетчатка, наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние, вкусовые сосочки, осязание. | Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире. | Теоретический материал учебника стр.60-63, р.т. стр. 39 № 4 |
48 | ШКОЛА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. | 1 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. | Научить в ходе практической работы измерять температуру своего тела; познакомить детей с правилами первой помощи при ушибах, порезах, ожогах. | Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба. | Учащиеся должны запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь. | Теоретический материал учебника стр.64-67, р.т. стр.40 № 1,4,5 |
49 | ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ. | 1 | Рефлексия способов и условий действия. | Познакомить детей с правилами здорового образа жизни. | «здоровье» | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности. | Теоретический материал учебника стр. 68-71,р.т. стр. 47 № 2 |
50 | ДОМ НЕ ВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ. | 1 | Работа в парах. Управление поведением партнёра. | Познакомить детей с правилами управления домашним хозяйством, | правила в своей повседневной жизнедеятельности. | Уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности. | Теоретический материал учебника стр. 72-75,р.т. стр. 49 № 4 |
51 | СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. | 1 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с понятием семейный бюджет; дать представление о том, из чего складываются семейные доходы и расходы. | семейный бюджет | Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период. | Теоретический материал учебника стр.76-79,р.т. стр. 51 № 4,5,6 |
52 | МУДРОСТЬ СТАРОСТИ. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с образом достойной старости, представленным в народных сказках. | Уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. | Теоретический материал учебника стр.80-83, р.т. стр.55 № 3 | |
53 | ПУТЕШЕСТВИЕ К А. С. ПУШКИНУ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Дать представление о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, на близости интересов. | Архивные работники. | Уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. | Теоретический материал учебника стр.84-87,р.т. стр. 57 № 3 |
54 | Контрольная работа по разделу "Дом как мир" | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Уметь письменно выразить своё впечатление | ||||
Раздел «В поисках Всемирного наследия». | 16 | ||||||
55 | ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить детей с идеей сохранения достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списка Всемирного наследия. | Карта мира, Вселенная. | Уметь рассказать об одном-двух объектах Всемирного наследия. | Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 59 № 4,5 |
56 | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. | 1 | Самостоятельное составление алгоритмов деятельности. | Познакомить детей с Московским Кремлём как объектом Всемирного культурного наследия. | Спасская башня Московского Кремля. | Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля. | Теоретический материал учебника стр.94-99,р.т. стр. 62 № 3 |
57 | ОЗЕРО БАЙКАЛ. | 1 | Извлечение из текстов необходимой информации. | Познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия | Уникальные особенности, флора, фауна и особые экологические проблемы. | Рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах. | Теоретический материал учебника стр.100-103,найти информацию о озере Р.т. стр. 65 № 3 |
58-59 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Египта, его столицы, с египетскими пирамидами как объектом Всемирного культурного наследия. | Египет, его столица. Египетские пирамиды, как объекты Всемирного культурного наследия. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте. | Теоретический материал учебника стр.104-107, найти информацию Р.т. стр. 67 № 3,4 |
60-61 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы, с Афинским Акрополем как объектом Всемирного культурного наследия. | Достопримечательности Греции, её столицы, Афинский Акрополь- как объект Всемирного культурного наследия | Уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь. | Теоретический материал учебника стр.108-11, найти информацию ,р.т. стр. 69 № 2 Р.т. стр. 70 № 4,5 |
62-63 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с ландшафтными и культурными достопримечательностями Иерусалима и его Старого города как объектом Всемирного культурного наследия. | Достопримечательности Иерусалима и его Старого города как объектом Всемирного культурного наследия. | Уметь показать страну и город на карте мира, узнавать на фотографии достопримечательности. | Теоретический материал учебника стр.112-115 Р.т. стр. 73 № 4,5,6 |
64-65 | ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с местоположением и культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного Наследия. | Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая. | Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 75 № 3,5 Р.т. стр. 76 № 6,7 | |
66. | Годовая итоговая контрольная работа «В поисках Всемирного наследия». | Осознание ответственности за общее дело | Учить выражению своих мыслей с полнотой и точностью | Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях | |||
67. | ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. | Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе. | Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 78 № 3,4,5 | |
68. | «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ». ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.
Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...
Разработка урока окружающего мира по программе "Перспектива" на тему Моя семья
Урок окружающего мира по теме" Моя семья" по программе "Перспектива"...
Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"
Контрольные тесты к урокам окружающего мира по учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания за курс 2 клас...
Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"
Контрольные тесты к урокам окружающего мира по учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания за курс 2 клас...
Тестовые материалы к урокам окружающего мира по программе "Перспектива"
Контрольные тесты к урокам окружающего мира по учебникам Новицкой М.Ю. и Плешакова А.А .содержат вопросы о сезонных изменениях в природе, а также итоговые задания за курс 2 клас...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Перспектива"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:·...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Перспектива"
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2в класса составлена в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...