Урок по окружающему миру "Надо ли охранять болота?"
план-конспект урока по окружающему миру (2, 3 класс) на тему

Кочукова Наталья Афанасьевна

Тема природных сообществ изучается во 2 или 3 классе, в зависимости от программы. Каждое сообщество интересно по-своему, а поэтому и уроки должны проходить необычно. Городские дети, иногда, болото, луг, поле видят только на картинках, поэтому очень важно урок сделать живым, запоминающимся. В тоже время поставив проблему, мы даём возможность детям активно участвовать в уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

 ( 3 класс, «Начальная школа 21 века»)

Тема: Надо ли охранять болота?

Цель:

        1. Дать характеристику болоту, как природному сообществу. Доказать взаимосвязь флоры и фауны в данном сообществе. Выяснить влияние человека, его вмешательство в жизнь болота.

        2. Формировать познавательный интерес к изучению природы, умение черпать информацию из наблюдений, научной литературы, делать выводы, устанавливать взаимосвязи.

Ход урока.

       Загадка о болоте.

       Все обходят это место

       Здесь земля как будто тесто

       Здесь осока, кочки, мхи

       Нет опоры для ноги.  

- Какие признаки в загадке указывают на болото?

Вступительное слово учителя.

        С давних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие и кикиморы. По болотам разносился страшный хохот, какой-то таинственный свет – наверняка веселится нечистая сила. Сегодня нас на уроке будет сопровождать книга Константина Паустовского «Мещёрская сторона». В этой книге автор описывает свое путешествие на болота, которые люди называли мшарами.

        Так вот как Паустовский говорит о болотах (мшарах).

«Как-то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть более телячьей головы». От этих грибов озеро получило своё название. На Поганое бабы ходить опасались—около него были какие-то «зеленущие трясины».

--Как ступишь ногой, --рассказывали бабы, -- так вся земля под тобой ухнет, загудит, заколышется, как зыбка, ольха закачается, и вода ударит из-под лаптей, прыснет в лицо. Ей-богу! Прямо такие страсти—сказать невозможно.»

  • Так что же такое болото?
  • Кто живет на болотах?
  • Болота нужно уничтожать или охранять?

На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить?

           И так план нашего урока:

  1. Характеристика болота.
  2. Растения болот.
  3. Животные болот.
  4. Болото и человек.

  • Как вы думаете, почему у людей в те давние времена сложилось такое мнение о болотах?

(от незнания)

        - Но с тех пор прошло много времени и у нас с вами есть возможность с помощью научных книг узнать, что такое болото.

  1. Характеристика болота.

        - В чем же главное отличие болота от других природных сообществ? (Выступления ребят)

        - Давайте же совершим небольшое путешествие на болото.

        Нелегок путь туда.

«Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг. К утру дождь прошел. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.

Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Идти было трудно. Прошлым летом по мшарам прошел низовой пожар. Корни берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы. Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез. Их зовут в Мещорском крае колками.

Мшары заросли сфагнумом, брусникой, гонобобелем,   кукушкиным льном. Нога тонула в зеленых и серых мхах по самое колено.

За два часа мы прошли только два километра. Впереди показался «остров». Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей. Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды. Сквозь ветки сосен просвечивало бледное небо.

        Дойдя и притаившись, давайте понаблюдаем за жизнью на болоте.

2. Растения болот.

        Отгадайте загадки и вы узнаете, что за растения растут на болоте.

Послушайте рассказы о растениях болот. (Дети выступают с сообщениями)

кубышка, багульник, целебные травы, голубика, рогоз, осока, камыш, росянка, мхи.

- Почему эти растения местом произрастания выбрали болото? (влажная кислая почва, холодная зима, жаркое лето, мало органических веществ).

3.Животные болот.

 Не менее разнообразен животный мир болот.

( Дети выступают с рассказами)

цапля, лягушка, комар, журавль, лысуха, выпь, лось, кулик, пиявки, тростниковая овсянка.

  • Как эти животные приспособились к жизни на болоте?

Вывод: Что же такое болото?

- Если болото – это природное сообщество, то между его представителями существует взаимосвязь.

Лучшим тому доказательством служит цепь питания.

болото ---- комар ---- лягушка ---- цапля

Расшифруйте цепь.

  • Давайте уберем I звено цепи, то есть осушим болото.

Что произойдет?

  • Сделайте вывод.

(Уничтожив болото, мы уничтожим привычную среду обитания для многих растений и животных, то есть нарушим природное равновесие.)

  • А можно ли это делать? Как человек нарушает природное равновесие и почему?

4. Болото и человек.

Несколько человек хотят вступить в защиту болот:

Но осушенное болото не только нарушает природное равновесие, оно опасно и по другой причине.

Пожары.

«Пожары в высохших болотах—самое страшное, что можно испытать в этих краях. От них трудно спастись—огонь идёт очень быстро. Да и куда уйдёшь, когда до горизонта лежат сухие, как порох, мхи и спастись можно, да и то не наверняка, только на «острове»-- огонь почему-то обходит иногда лесистые «острова».

                                         (К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона.»)

-- А почему осушенное болото так легко воспламеняется? (торф)

Что такое торф? Почему для удобрений используется торф с низинных болот?

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(Болота нужно осушать, чтобы добыть торф, построить дома, проложить дорогу)

5. Надо ли осушать болота? (мнение детей)

  •  осушать разумно, думая не только о себе.
  •  не осушать совсем
  •  осушать

(дети крепят квадратик на доску, анализируют результат)

Итог урока.

          Вывод: Необходимо осушать болота, предусмотрев все, думая не только о себе, но и о животном, растительном мире. А некоторые болота вообще нужно охранять, как ценнейший, неповторимый уголок природы.

6. Это интересно.

Что такое болотные огни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы» Цель урока: обобщить знания учащихся об экологических проблем...

Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Сокровища Земли под охраной человечества

Планируемые результаты: Предметные:  Осознание причины создания Списка Всемирного наследия и Красной книги;  Приводить примеры животных и растений, занесѐнных в Красную книгу России Личностные.  Ос...