Урок по окружающему миру "Надо ли охранять болота?"
план-конспект урока по окружающему миру (2, 3 класс) на тему
Тема природных сообществ изучается во 2 или 3 классе, в зависимости от программы. Каждое сообщество интересно по-своему, а поэтому и уроки должны проходить необычно. Городские дети, иногда, болото, луг, поле видят только на картинках, поэтому очень важно урок сделать живым, запоминающимся. В тоже время поставив проблему, мы даём возможность детям активно участвовать в уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
( 3 класс, «Начальная школа 21 века»)
Тема: Надо ли охранять болота?
Цель:
1. Дать характеристику болоту, как природному сообществу. Доказать взаимосвязь флоры и фауны в данном сообществе. Выяснить влияние человека, его вмешательство в жизнь болота.
2. Формировать познавательный интерес к изучению природы, умение черпать информацию из наблюдений, научной литературы, делать выводы, устанавливать взаимосвязи.
Ход урока.
Загадка о болоте.
Все обходят это место
Здесь земля как будто тесто
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
- Какие признаки в загадке указывают на болото?
Вступительное слово учителя.
С давних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие и кикиморы. По болотам разносился страшный хохот, какой-то таинственный свет – наверняка веселится нечистая сила. Сегодня нас на уроке будет сопровождать книга Константина Паустовского «Мещёрская сторона». В этой книге автор описывает свое путешествие на болота, которые люди называли мшарами.
Так вот как Паустовский говорит о болотах (мшарах).
«Как-то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру. Озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по его берегам растут клюква величиной с орех и поганые грибы «чуть более телячьей головы». От этих грибов озеро получило своё название. На Поганое бабы ходить опасались—около него были какие-то «зеленущие трясины».
--Как ступишь ногой, --рассказывали бабы, -- так вся земля под тобой ухнет, загудит, заколышется, как зыбка, ольха закачается, и вода ударит из-под лаптей, прыснет в лицо. Ей-богу! Прямо такие страсти—сказать невозможно.»
- Так что же такое болото?
- Кто живет на болотах?
- Болота нужно уничтожать или охранять?
На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить?
И так план нашего урока:
- Характеристика болота.
- Растения болот.
- Животные болот.
- Болото и человек.
- Как вы думаете, почему у людей в те давние времена сложилось такое мнение о болотах?
(от незнания)
- Но с тех пор прошло много времени и у нас с вами есть возможность с помощью научных книг узнать, что такое болото.
- Характеристика болота.
- В чем же главное отличие болота от других природных сообществ? (Выступления ребят)
- Давайте же совершим небольшое путешествие на болото.
Нелегок путь туда.
«Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг. К утру дождь прошел. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.
Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Идти было трудно. Прошлым летом по мшарам прошел низовой пожар. Корни берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы. Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез. Их зовут в Мещорском крае колками.
Мшары заросли сфагнумом, брусникой, гонобобелем, кукушкиным льном. Нога тонула в зеленых и серых мхах по самое колено.
За два часа мы прошли только два километра. Впереди показался «остров». Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей. Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды. Сквозь ветки сосен просвечивало бледное небо.
Дойдя и притаившись, давайте понаблюдаем за жизнью на болоте.
2. Растения болот.
Отгадайте загадки и вы узнаете, что за растения растут на болоте.
Послушайте рассказы о растениях болот. (Дети выступают с сообщениями)
кубышка, багульник, целебные травы, голубика, рогоз, осока, камыш, росянка, мхи.
- Почему эти растения местом произрастания выбрали болото? (влажная кислая почва, холодная зима, жаркое лето, мало органических веществ).
3.Животные болот.
Не менее разнообразен животный мир болот.
( Дети выступают с рассказами)
цапля, лягушка, комар, журавль, лысуха, выпь, лось, кулик, пиявки, тростниковая овсянка.
- Как эти животные приспособились к жизни на болоте?
Вывод: Что же такое болото?
- Если болото – это природное сообщество, то между его представителями существует взаимосвязь.
Лучшим тому доказательством служит цепь питания.
болото ---- комар ---- лягушка ---- цапля
Расшифруйте цепь.
- Давайте уберем I звено цепи, то есть осушим болото.
Что произойдет?
- Сделайте вывод.
(Уничтожив болото, мы уничтожим привычную среду обитания для многих растений и животных, то есть нарушим природное равновесие.)
- А можно ли это делать? Как человек нарушает природное равновесие и почему?
4. Болото и человек.
Несколько человек хотят вступить в защиту болот:
Но осушенное болото не только нарушает природное равновесие, оно опасно и по другой причине.
Пожары.
«Пожары в высохших болотах—самое страшное, что можно испытать в этих краях. От них трудно спастись—огонь идёт очень быстро. Да и куда уйдёшь, когда до горизонта лежат сухие, как порох, мхи и спастись можно, да и то не наверняка, только на «острове»-- огонь почему-то обходит иногда лесистые «острова».
(К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона.»)
-- А почему осушенное болото так легко воспламеняется? (торф)
Что такое торф? Почему для удобрений используется торф с низинных болот?
Какой вывод можно сделать из прочитанного?
(Болота нужно осушать, чтобы добыть торф, построить дома, проложить дорогу)
5. Надо ли осушать болота? (мнение детей)
- осушать разумно, думая не только о себе.
- не осушать совсем
- осушать
(дети крепят квадратик на доску, анализируют результат)
Итог урока.
Вывод: Необходимо осушать болота, предусмотрев все, думая не только о себе, но и о животном, растительном мире. А некоторые болота вообще нужно охранять, как ценнейший, неповторимый уголок природы.
6. Это интересно.
Что такое болотные огни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру для 4 класса: «Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие»
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса с презентацией....
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы» Цель урока: обобщить знания учащихся об экологических проблем...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. "Сокровища Земли под охраной человечества"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....
Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Сокровища Земли под охраной человечества
Планируемые результаты: Предметные: Осознание причины создания Списка Всемирного наследия и Красной книги; Приводить примеры животных и растений, занесѐнных в Красную книгу России Личностные. Ос...