"Экспериментирование со старшими дошкольниками"
статья по окружающему миру на тему

отчет по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobraz._2013-2014g.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

на тему: «Экспериментирование со старшими дошкольниками»

Выполнила

Воспитатель группы № 3

Маркова Т.В.

Москва 2013-2014 у.г.

Изучив литературу по теме «Эксперименты со старшими дошкольниками», я поняла, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связно со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение, но это только те наблюдения, которые развиваются с участием человека. Мы с детьми проводили ряд подобных экспериментов.

- В живой природе:

Осенью вели длительное наблюдение за бегонией, принесенной с улицы в помещение.

Выводы: бегония растет, цветет, потому что в группе тепло, светло, мы поливаем растение.

- Зимой – эксперимент с посадкой лука. Одну луковицу посадили в банку с водой, наблюдали за ростом корней у луковицы. Вторую луковицу посадили в землю и поставили в темное место, поливали. Остальные луковицы росли в земле на подоконнике.

Вывод: Ростки у луковицы, которая росла в темном месте, желтого, почти белого цвета, а на подоконнике – зеленые. Для того чтобы растения были зеленого цвета, нужен свет.

- Весной:

1. Внесли ветки тополя ранней весной в группу.

Вывод: В тепле почки набухли и появились листочки.

2. Посадка семян бархатцев и астр. Рассматривание семян, посадка в грунт, наблюдение, как из семян появляются ростки, пересадка рассады в грунт на улице.

В неживой природе:

Эксперименты со снегом, льдом.

Выводы: Лед – твердый, прозрачный, в руке без варежки тает быстрее, чем в руке, которая в варежке, потому что голая рука теплая. Снег и лед в тепле превращаются в воду. Снег тает быстрее, чем лед. Вода из снега грязная, значит снег грязный.

Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Вода – жидкость. Воздух – газ.

Вывод: Вода – прозрачная, не имеет формы, вкуса, выталкивает более легкие предметы, обтекает камни, а не проникает в них. Если в банку с водой бросать камни, вода поднимается наверх. В соленой воде предмет не тонет. Если в воду бросить камень, то из камня выходят пузырьки, это воздух.

Воздух – не невидимка. Его движение можно почувствовать, обмахиваясь веером. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий.

Каждый эксперимент сопровождается трудовыми действиями.

Экспериментирование тесно связано с развитие речи. Чтобы четко выразить мысль, сделать вывод, нужна достаточно развитая речь, в то же время, наполнение знаний способствует обогащению речи, умению делать обобщения, классификацию.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже будет изучен объект, тем точнее будут переданы детали в изодеятельности.

Дети неоднократно участвовали в экспериментах с краской, познакомились с методом «Монотипия», радугой.

Вывод: При смешении цветов:

- желтый + синий = зеленый;

- белый + красный = розовый;

- желтый + красный = оранжевый;

- красный + синий = фиолетовый;

- красный + зеленый = коричневый.

Очень тесно связано экспериментирование и РЭМП.

Во время проведения экспериментирования нужно считать, измерять, сравнивать.

При знакомстве с условной меркой дети измеряли расстояние, сыпучие вещества, воду разными условными мерками.

Вывод:

  1. Чем больше условная мерка, тем меньше количества этих мерок нужно для измерения данного объема.
  2. Вода принимает форму того предмета, в который ее наливают. Она не имеет своей формы.

Ручной труд, аппликация.

Эксперименты и опыты с бумагой.

Вывод: Бумага рвется, мнется, режется, сгибается, в воздухе планирует, в воде размокает.

Чтение художественной литературы.

Г.Остер «38 попугаев»;

Н.Носов «Про репку», «огурцы», «На горке».

Использование экспериментов и опытов в повседневной жизни, совместной деятельности расширило представление детей о физических свойствах окружающего мира, послужило развитию внимания, логического мышления, словарного запаса и обогащению речевого общения на основе культурных норм.

Литература:

И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование».

И.А. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

О.В. Дыбина «Рукотворный мир», «Неизведанное рядом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

"Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Из опыта работы воспитателя детского сада по обучению грамоте  детей подготовительной группы ....

«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовно...

Исследовательская активность старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Исследовательская активность старших дошкольников  в процессе экспериментирования....

Детское экспериментирование - как средство развития познавательной активности у старших дошкольников.

Формирование познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности....