"Экспериментирование со старшими дошкольниками"
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
на тему: «Экспериментирование со старшими дошкольниками»
Выполнила
Воспитатель группы № 3
Маркова Т.В.
Москва 2013-2014 у.г.
Изучив литературу по теме «Эксперименты со старшими дошкольниками», я поняла, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связно со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение, но это только те наблюдения, которые развиваются с участием человека. Мы с детьми проводили ряд подобных экспериментов.
- В живой природе:
Осенью вели длительное наблюдение за бегонией, принесенной с улицы в помещение.
Выводы: бегония растет, цветет, потому что в группе тепло, светло, мы поливаем растение.
- Зимой – эксперимент с посадкой лука. Одну луковицу посадили в банку с водой, наблюдали за ростом корней у луковицы. Вторую луковицу посадили в землю и поставили в темное место, поливали. Остальные луковицы росли в земле на подоконнике.
Вывод: Ростки у луковицы, которая росла в темном месте, желтого, почти белого цвета, а на подоконнике – зеленые. Для того чтобы растения были зеленого цвета, нужен свет.
- Весной:
1. Внесли ветки тополя ранней весной в группу.
Вывод: В тепле почки набухли и появились листочки.
2. Посадка семян бархатцев и астр. Рассматривание семян, посадка в грунт, наблюдение, как из семян появляются ростки, пересадка рассады в грунт на улице.
В неживой природе:
Эксперименты со снегом, льдом.
Выводы: Лед – твердый, прозрачный, в руке без варежки тает быстрее, чем в руке, которая в варежке, потому что голая рука теплая. Снег и лед в тепле превращаются в воду. Снег тает быстрее, чем лед. Вода из снега грязная, значит снег грязный.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.
Вода – жидкость. Воздух – газ.
Вывод: Вода – прозрачная, не имеет формы, вкуса, выталкивает более легкие предметы, обтекает камни, а не проникает в них. Если в банку с водой бросать камни, вода поднимается наверх. В соленой воде предмет не тонет. Если в воду бросить камень, то из камня выходят пузырьки, это воздух.
Воздух – не невидимка. Его движение можно почувствовать, обмахиваясь веером. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий.
Каждый эксперимент сопровождается трудовыми действиями.
Экспериментирование тесно связано с развитие речи. Чтобы четко выразить мысль, сделать вывод, нужна достаточно развитая речь, в то же время, наполнение знаний способствует обогащению речи, умению делать обобщения, классификацию.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже будет изучен объект, тем точнее будут переданы детали в изодеятельности.
Дети неоднократно участвовали в экспериментах с краской, познакомились с методом «Монотипия», радугой.
Вывод: При смешении цветов:
- желтый + синий = зеленый;
- белый + красный = розовый;
- желтый + красный = оранжевый;
- красный + синий = фиолетовый;
- красный + зеленый = коричневый.
Очень тесно связано экспериментирование и РЭМП.
Во время проведения экспериментирования нужно считать, измерять, сравнивать.
При знакомстве с условной меркой дети измеряли расстояние, сыпучие вещества, воду разными условными мерками.
Вывод:
- Чем больше условная мерка, тем меньше количества этих мерок нужно для измерения данного объема.
- Вода принимает форму того предмета, в который ее наливают. Она не имеет своей формы.
Ручной труд, аппликация.
Эксперименты и опыты с бумагой.
Вывод: Бумага рвется, мнется, режется, сгибается, в воздухе планирует, в воде размокает.
Чтение художественной литературы.
Г.Остер «38 попугаев»;
Н.Носов «Про репку», «огурцы», «На горке».
Использование экспериментов и опытов в повседневной жизни, совместной деятельности расширило представление детей о физических свойствах окружающего мира, послужило развитию внимания, логического мышления, словарного запаса и обогащению речевого общения на основе культурных норм.
Литература:
И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование».
И.А. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
О.В. Дыбина «Рукотворный мир», «Неизведанное рядом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников
Общие подходы и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...
Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...
"Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Из опыта работы воспитателя детского сада по обучению грамоте детей подготовительной группы ....
«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовно...
"Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников".
Доклад на РМО, содержит текстовый файл и презентацию....
Исследовательская активность старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Исследовательская активность старших дошкольников в процессе экспериментирования....
Детское экспериментирование - как средство развития познавательной активности у старших дошкольников.
Формирование познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности....