Исследовательская активность старших дошкольников в процессе экспериментирования.
материал
Исследовательская активность старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Наиболее активно такое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста. Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами.
В современных исследованиях (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушева, А.Е.Чистякова, О.В.Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков, И.Д.Зверев, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И.Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, что накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер
В работах Н. Н. Поддьякова были выделены
два вида детского экспериментирования:
- бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания;
- утилитарное экспериментирование, направленное на решение дошкольником конкретной практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата.
Оба вида экспериментирования играют большую роль в развитии дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В.Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику получить ответы «на множество «почему», которые его волнуют.
Создание условий для детского экспериментирования
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мы работаем по оформлению центра экспериментирования, где планируем создать условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре должно находиться разнообразное оборудование:
— различные емкости;
—шприцы, трубочки;
— увеличительные стекла, лупы;
— измерительные приборы;
— компас, бинокль;
— микроскоп;
— губка, пенопласт, поролон, и т.д.
Материалы для организации детского экспериментирования в группе.
(Старший дошкольный возраст)
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки).
- Мерные ложки.
- Сита и воронки разного объема из разного материала.
- Резиновые груши разного объема.
- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.
- Резиновые и пластиковые перчатки.
- Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.
- Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля.
- Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).
- Взбивалка, деревянная лопатка., шпатели, палочки от мороженного.
- Природный материал (емкости с землей, песком, водой).
- Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).
- Технические материалы (гайки, болты в контейнерах).
- Прихватки, пинцеты с закругленными концами.
- Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки.
- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- Часы механические, песочные.
- Свеча и подсвечник.
- Календари (отрывной, перекидной).
- Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Степлер, дырокол, ножницы.
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок.
- Тальк, детский крем.
- Тематические материалы
Созданные условия вызывали бы повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы
Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения значимых для него проблем (А. Н. Поддьяков, О. JI. Князева, Н. Е. Веракса).
Анализ исследований показывает, что
исследовательская активность проявляется:
- в направленном интересе ребенка к определенным проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментирования;
- в умении на основе анализа исходного состояния проблемы выдвинуть предположения (гипотезу) ее возможного решения;
- в активном стремлении найти способ решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;
- в настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжить, несмотря на результат;
- в способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования (промежуточные и итоговые) и вносить коррективы в исследование;
- в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.
Практика показывает, что в стихийном опыте дошкольников исследовательская активность проявляется по-разному. К сожалению, многие дошкольники не достигают в экспериментировании высокого уровня исследовательской активности. Они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, вместо комбинаторного перебора вариантов решения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования. Низкий уровень исследовательской активности обедняет познавательный опыт детей и не позволяет им пережить радость самостоятельного открытия нового.
Важно своевременно диагностировать, как происходит развитие исследовательской активности дошкольника в экспериментировании, выявить индивидуальные проявления и определить педагогическую технологию успешного развития данного качества личности.
Задачи педагогической диагностики:
- Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.
- Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.
- Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.
В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию;
−какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться;
−какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически;
−как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.
Получив общее представление о содержании детского экспериментирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:
- предпочитаемые объекты для экспериментирования;
- проявление настойчивости в исследовательском поиске;
- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;
- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;
- способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск;
- поведение в случае неудачи;
- разнообразие экспериментальной деятельности
Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности (фильтрует, находит различные новые цвета), ищет новые способы и средства достижения цели.
В процессе наблюдений можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании — эмоционально-субъектные
— деятельностно-субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.
Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми:
Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
Тебе нравится проводить опыты? Почему?
Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.
Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
С кем ты любишь вместе исследовать?
Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с дошкольниками воспитатель составляет сводную таблицу или делает записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.
Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Jl. Н. Прохорова)
Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
— игровая;
— чтение книг;
— изобразительная;
— детское экспериментирование;
— труд в природе;
— конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в сводную таблицу.
№ | Имя | Выбор деятельности | |||||
п/п | ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Саша П. | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||
2 | Вася М. | 1 балл | 3 балла | 2 балла | |||
3 | Ира Д. | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Диагностическая ситуация «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.
Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мо песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши; краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми:
Что можно делать с этими предметами?
Сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему'
После этого ребенку предлагается действовать с вышеуказанными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности у него периодически спрашивают: «Что ты делаешь?»
Это помогает уточнить направленность действий дошкольника. И так до тех пока ребенок сам не прерывает деятельность с предложенными ему материалами. После завершения ребенком деятельности ему задают дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ее направленность:
Что ты делал?
Интересно ли тебе было?
Почему ты выбрал именно это занятие?
Что ты сегодня узнал?
Диагностическая ситуация «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.
Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании.
Проводится беседа с детьми:
Кто что делал с этими предметами в прошлый раз?
Что при этом узнал?
Кто использовал эти предметы по-своему, необычно?
После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми ми каждому из них индивидуально задают вопросы:
С кем ты играл?
Что вы сегодня делали?
Кто придумал это делать?
А почему этим захотел заниматься ты?
Оценка исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующему комплексному показателю.
- интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
- самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;
- способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);
- результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);
- настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
- эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.
В результате педагогической диагностики выделяются уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
- уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.
- уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.
- уровень (ниже среднего). Дети принимают задачу, проявляют интерес к проблемным ситуациям, но совершают непоследовательные, хаотичные пробы, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата.
- уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
На основе полученных данных следует составить индивидуальную характеристику исследовательской активности детей в экспериментировании и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.
Для успешного детского экспериментирования воспитателю необходимо провести соответствующий анализ предметно-развивающей среды
(в частности, зоны экспериментирования) по следующим показателям:
- наличие места в группе для самостоятельного детского экспериментирования;
- количество, качество и разнообразие материалов для проведения исследований;
- соответствие материалов возрастным особенностям и интересам старших дошкольников (мальчиков и девочек);
- обеспечение свободного доступа детей к материалам;
- динамика обновления материалов экспериментирования;
- наличие стенда для наглядной демонстрации продуктов экспериментальной деятельности детей.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открыти
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целе полагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. | Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ММО воспитателей ГПД "Клубный час как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса"
Выступление на ММО воспитателей в ГПД "Клубный час как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса"...
Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»
Направления работы по новой психолого-педагогической проблеме: «Формирование устойчивой потребности в развитии познавательной активности субъектов образовательного процесса»...
Родители - активные участники образовательного процесса
Как сделать взаимодействие с родителми активным и интересным?...
Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....
Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.
Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой....
Воспитание социально-активной личности в процессе организации волонтерской деятельности.
Содержание статьи направлено на рассмотрение вопроса организации волонтерской деятельности, набирающей особую популярность в последнее время....
«Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию инновационного педагогического проекта на тему «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе».В...