Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
статья (1 класс) на тему
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.
характеризует этапы становления познавательного интереса и критерии, позволяющие судить о наличии познавательного интереса у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
В решении экологических проблем страны важное место занимает формирование экологической культуры у населения, начало становления которой падает на 6-7 летнего ребенка, первоклассника. Детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию школьников обладает большими возможностями и перспективой.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней. В экскурсионной деятельности учащихся также присутствуют элементы игры. Каждый из участников этой деятельности имеет свою роль, являясь штурманом, экологом, знатоком тех или иных явлений природы. Однако в процессе экскурсионной деятельности дети овладевают реальными орудиями труда (термометр, компас, карта и т.д.), выполняют реальные действия соответственно своим возможностям и овладевают комплексом отношений с окружающей природной и социальной средой и самими собой в реальной деятельности. Таким образом, экскурсионная деятельность хотя и близка к игровой, но отличается от нее реальностью, естественностью всего происходящего, присутствием мотивированного результата действия.
Близость экскурсионной деятельности к учебной заключается в том, что овладение знаниями происходит в процессе проведения специально организованных занятий. Главное же их отличие в возможности в процессе экскурсионной деятельности познавать окружающий мир целостно, а не попредметно, ставить комплекс воспитательно-образовательных задач, решение которых способствует воздействию на все сферы личности ребенка, и интегрировать все стороны воспитания.
На экскурсии дети удовлетворяют свою потребность в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, удовлетворяют потребность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в самоутверждении и положительной самооценке.
Формированию у детей отношения к природе как высшей ценности, желания заботится о ней помогает включение в каждый экскурсионный цикл труда на благо природы, являющегося наиболее естественной формой взаимодействия человека с окружающим миром, многие виды которого бескорыстны, а по своей мотивации приближаются к общественно значимой деятельности.
Целью работы педагога с учащимися является не только формирование экологической культуры, но и пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самому себе как неотъемлемой части природы, воспитание чувства ребенка, его эмоциональной чуткости, желания стать помощником природе, научиться приносить пользу растениям, животным и людям.
Для решения этих задач нужно формировать познавательный интерес младших школьников.
Познавательный интерес в процессе своего развития выражается различными состояниями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический и практический интерес. Охарактеризуем кратко каждую стадию развития интереса.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека (имеет большое значение на экскурсии). На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее любопытство как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризует стремление человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильные выражения эмоций удивления, радость познания, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровка.
Познавательный интерес - характеризуется познавательной активностью, мотивацией, в которой главное место занимает познавательный мотив. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации.
Теоретический и практический интерес связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов, проблем конкретной науки, с использованием их как инструмента познания и применением на практике.
Указанные ступени познавательного интереса не изолированы друг от друга. В реальном процессе воспитания и обучения в различных его формах они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи.
Как мы видим, за основу выделения указанных стадий развития познавательного интереса положена степень активности и стремление человека к познанию.
Однако различные подходы по-разному определяют этапы становления познавательного интереса. Например, Н.Г. Морозова выделяет этапы развития познавательного интереса, взяв за основу наличие тесной связи между познавательным интересом и эмоциональной стороной личности (что ярко выражено во время проведения экскурсий):
I этап - эпизодическое переживание, когда у ребенка еще нет настоящего интереса к предмету. Педагог увлекает содержанием занятия- экскурсии настолько, что ученики смотрят и слушают не отрываясь; их увлекает узнавание нового. Интерес возник - ученик хочет больше узнать по теме, он задает вопросы. Но экскурсия, занятие - закончены, и педагог больше не возвращается к данной теме.
II этап - эмоционально-познавательное отношение к предмету. Интерес учащихся к данному предмету (теме) закрепляется, становится устойчивым. Учащиеся интересуются поставленными на занятии, экскурсии проблемами и после окончания прогулки.
III этап - интерес-отношение становится направленностью личности, когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника. Это высший этап развития интереса.
Становление интереса может остановиться на любом этапе. Если эпизодические переживание интереса не получит дальнейшего развития, если педагог не постарается сделать его устойчивым отношением к предмету на длительный период, оно так и останется эпизодическим. Развитие интереса может остановиться и на стадии отношения. Но если педагог захочет воспитать у ученика специальный интерес к предмету как делу всей его жизни (а этому как нельзя лучше способствуют занятия-экскурсии), то педагог может перейти на следующую ступень, и его познавательный интерес может стать стойким личностным интересом, направленностью личности.
В связи с изучением этапов развития интереса исследованиями были выделены показатели, критерии, позволяющие судить о наличии познавательного интереса у школьников. Выделение критериев определения степени развития познавательного интереса мы можем найти в работах таких исследователей понятия как Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Н.А. Погореловой. .
Выделяются следующие критерии:
1. Важнейшим показателем наличия познавательного интереса учащихся, который выделяют все исследователи являются детские вопросы. Что отражают вопросы школьников? Прежде всего уровень их знаний. Но вопрос свидетельствует и об отсутствии знаний детей (поэтому они и спрашивают). Кроме того, вопрос говорит об умении ученика выделить незнание, сформулировать его. Таким образом, вопрос знаменует собой активную ориентировку ученика, а также всегда стимулирует поиск.
2. Эмоциональная реакция учеников тоже является показателем познавательного интереса. Эти реакции могут быть выражены в разной форме. Так, о настроении учащихся можно судить по их речевым проявлениям, по стремлению поделиться с товарищем тем, что поразило его. Эти реакции проявляются также в адекватности речи, жеста, мимики по поводу происходящего на экскурсии.
3. Сам характер деятельности ученика на экскурсии является показателем наличия либо отсутствия познавательного интереса. Одни ученики с большей охотой и желанием участвуют в поиске (спрашивают, ищут источники знаний), другие после первых неудач и попыток бросают поиск, ссылаясь на разные причины. О наличии или о отсутствии интереса педагог судит и по тому, как ученик принимает задание (с готовностью или равнодушием), и по тому, как выполняется задание (с готовностью и интересом, внимательно и сосредоточенно или рассеяно и небрежно), и по тому, чему ученик оказывает предпочтение при выборе свободного задания (просто ли репродуктивная деятельность или выбирают творческие задания), а также по самому результату выполненной работы.
4. Показателем познавательного интереса является также активность ученика в процессе обучения (сколько раз отвечал по собственному желанию, как принимал участие в обсуждении вопросов, проблемных ситуациях и т.д.).
5. Прочность усвоения изученного материала также можно выделить как показатель познавательного интереса. Педагоги установили, что знания, усвоенные с интересом, запоминаются надолго и легко воспроизводятся. Поэтому учитель может судить о наличии или отсутствии интереса по количеству правильных ответов через определенный срок после усвоения каких-либо знаний.
6. Показателями, раскрывающими картину устойчивости и силы познавательного интереса, является избирательная направленность, которая характеризуется избирательной направленностью свободного чтения (книги на интересующую тему, участие во внеклассной работе, выступление с докладами). Эта группа показателей связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока, на экскурсиях.
7. Еще одна группа показателей, свидетельствующих о наличии познавательного интереса, связана с особенностями всего образа жизни учащихся, возникшими под влиянием интереса к той или иной деятельности. Эти показатели свидетельствуют о том, что делает ученик дома, в свободное время, как проводит свой досуг.
Выделенные критерии способны в той или иной мере показать учителю, на каком уровне развития находится познавательный интерес учащихся. Однако учителю необходимо учитывать, что ни один из перечисленных критериев, взятых в отдельности, не является достаточным для определения степени сформированности познавательного интереса. Только по их совокупности можно судить о степени развития интереса.
Литература:
1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.
2. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. //Нач.шк. - 2001, №11.
3. Проничева Н.Н. Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу. // Нач.шк, 2008. №3.
4. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе развития творческой деятельности на экскурсиях в природу.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Представление опыта по теме: «Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов Жигарева Г.М.....
Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...
"Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
В данном материале раскрыта важность формирования экологической культуры у детей в коррекционной общеобразовательной школе...
Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста...