окружающий мир 3 класс Наши ближайшие соседи
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Окружающий мир 3 класс Наши ближайшие соседи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blizhayshie_sosedi.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 58. НАШИ БЛИЖАЙШИЕ СОСЕДИ
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с государствами – южными и восточными соседями России; с местоположением, культурой, бытом государств.
Развивающая: способствовать развитию умений работать с политической картой, находить на ней страны и их столицы; расширению кругозора, любознательности.
Воспитательная: содействовать воспитанию уважения к людям и обычаям разных национальностей, толерантности.
Оборудование: политическая карта мира, Европы; фотографии ландшафта государств-соседей; карточки с заданиями; макет самолёта на магните.
Сценарий урока
I. Организация начала урока. Сообщение цели урока.
– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими южными и восточными соседями.
А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:
• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
(Самолёт.)
Учитель на доску прикрепляет небольшой макет самолётика на магните.
– Государств, которые граничат с нами, очень много. Мы поговорим только о некоторых из них.
– А что такое государство? Государство – это организация власти для соблюдения порядка
и законности на определённой территории.
II. Повторение изученного материала.
– На каком материке расположена наша страна? (Евразия.)
– На какие части света разделён этот материк? (Европа и Азия.)
– Часть территории России находится в европейской части, часть – в Азии. А сейчас с помощью карты вспомним, какие страны находятся по западным сухопутным границам с нашей страной. (Работа по политической карте Европы.)
Учитель прикрепляет самолет, учащиеся называют страну и ее столицу:
Норвегия – Осло Литва – Вильнюс
Финляндия – Хельсинки Польша – Варшава
Эстония – Таллин Белоруссия – Минск
Латвия – Рига Украина – Киев
III. Изучение нового материала.
– Наш с вами полёт продолжается. Садитесь удобнее, мы отправляемся в Азию, посетим наших ближайших соседей вдоль южной сухопутной границы.
Учитель работает по политической карте мира у доски, дети – по карте в учебнике «Окружающий мир».
– Совершим первую остановку в Грузии, столица – Тбилиси. Это горная страна. Несмотря на небольшую территорию, Грузия отличается красивым ландшафтом. С севера её защищают от холодных ветров Кавказские горы, с запада в страну попадает влажный и тёплый воздух с Чёрного моря. Третья часть страны покрыта лесом: это смешанные дубовые и буковые, еловые и сосновые леса. Славится Грузия виноградарством.
Соседняя страна – Азербайджан, столица – Баку. Основа жизни азербайджанцев – совместное проживание в большой семье. В одном доме могут проживать несколько поколений: от прабабушек и дедушек до правнуков и внучек. Cтарые люди бережно хранят рецепт приготовления лепёшек. Они выпекаются в специальных круглых печах – тандырах – особым способом: лепёшки прикрепляются к стенкам печи, получаются хрустящими и вкусными. А лепёшки запьём приятным азербайджанским чаем. Вы видите плантацию чая. Когда приходит время сбора, все, в основном женщины, вручную собирают только верхние листочки, тогда чай будет ароматным и насыщенным. Подкрепились, пора и в путь.
Из Азербайджана, обогнув Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень протяженную границу. Столица – Астана. На плодородных чернозёмных почвах выращивают хлеб. В центральных и горных районах распространено овцеводство, как кочевое пастбищное хозяйство. На юге выращивают хлопчатник – прядильную культуру, получают из него хлопковое волокно, а затем – хлопчатобумажные ткани. Казахи – хорошие охотники. Беркутчи – это охотники, которые выходят на лис, волков со своими могучими беркутами (эти птицы – отличные охотники).
– Покинув Казахстан, мы совершаем посадку в Монголии, столица – Улан-Батор. Характерная особенность этой страны – кочевой образ жизни. Занимаются кочевники скотоводством: разводят овец, коз, лошадей, верблюдов, крупнорогатый скот. Их называют аратами. Жилищем для кочевников служит юрта. Это переносное жилище строится из деревянных решётчатых стенок с конусообразным куполом из жердей и войлочным покрытием, в центре юрты находится очаг, а толстые ковры придают уют. Разложить или собрать юрту можно за несколько часов. Переезды с одного пастбища на другое совершаются на верблюдах. Каждый год с 11 по 13 июля монголы празднуют Наадам – праздник независимости страны. На этом спортивном празднике проходят состязания в стрельбе из лука на дальность и точность, в скачках на 15–25 км по голой степи с препятствиями. А участвуют дети от 5 до 12 лет. Так поддерживается культура верховой езды кочевников.
Китай – третье по величине государство на Земле. Здесь живет больше людей, чем в любой другой стране мира. Столица – Пекин. Говоря о Китае, нужно подчеркнуть, что он является первым поставщиком риса. В Китае получают самые высокие урожаи этой культуры. А здесь одна из знаменитых достопримечательностей – Великая Китайская стена, которая была построена для того, чтобы обороняться от кочевников Монголии. Сегодня туристы толпами спешат посмотреть на это чудо.
Наше путешествие по сухопутной границе России завершается в Северной Корее – по-другому КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика). Находится между Жёлтым и Японским морями. Граница России с этой страной самая короткая, всего 16 километров. Столица – Пхеньян.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Задание «Соотнеси страну и столицу».
На доске:
Грузия Киев
Узбекистан Тбилиси
Латвия Рига
Япония Ташкент
Украина Токио
2. «По описанию отгадай страну».
– В этой стране четыре основных богатства: хлопок, шелкопряд, овцы, полезные ископаемые. (Узбекистан.)
– Разнообразие природных условий; альпинистов привлекают высокие вершины. (Грузия.)
– Эта страна расположена на берегу Балтийского моря. Столица – Рига. (Латвия.)
– Столицей этого государства является красивый город-парк, город мостов, памятников и музеев – Киев. (Украина.)
– Люди этой страны спят, едят, обедают на полу. В деревнях выращивают рис, чай. (Япония.)
3. Выполнение задания с опорой на карту.
– С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке:
Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси
Латвия – __________________ Азербайджан – ______________
Литва – Вильнюс Казахстан – _________________
Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор
Белоруссия – ______________ Китай – ____________________
Украина – ________________ КНДР – ____________________
V. Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу. Какие страны находятся вдоль южных границ России? Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? Поделитесь своими впечатлениями о странах, с которыми сегодня познакомились.
Домашнее задание.
– Наш самолет летит над морскими границами. На северо-востоке – это государство США (Соединённые Штаты Америки). Эта страна находится на другом материке – в Северной Америке. Но отделяет Россию от США лишь неширокий Берингов пролив.
На юго-востоке находится Япония – островное государство, расположено на нескольких островах. Столица – Токио. Совершаем здесь посадку.
– Подготовьте сообщения об этих государствах к следующему уроку. Можно использовать энциклопедии «Я познаю мир», «Страны и народы мира», а также ресурсы библиотеки, Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 3 класс."Наши ближайшие соседи "
Фотомонтаж стран, имеющих границу с Россией....
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...
Окружающий мир, 3 класс "Наши ближайшие соседи" УМК "Школа России"
Окружающий мир, 3 класс "Наши ближайшие соседи" УМК "Школа России"...
Окружающий мир, 3 класс, "Наши ближайшие соседи", УМК "Школа России"
Окружающий мир, 3 класс, "Наши ближайшие соседи", УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира, УМК "Школа России", 3 класс "Наши ближайшие соседи"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: знать:государства, граничащие с Россией.уметь: р...
Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с государствами- ближайшими соседями России.Планируемые результаты:Предметные: · знать:государства, граничащие ...
Конспкт урока по окружающему миру Тема: «Наши ближайшие соседи» Школа России 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие страны находятся на границе с Ро...