Урок окружающего мира. Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. Конструирование часов.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Блинова Елена Александровна

Разработку урока  для 2 класса по окружающему миру можно использовать по системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

2 класс

(Программа  РО  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,

учебник Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир»,)

Личностные результаты 

  • умение работать в паре с более старшим учеником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
  • умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
  • установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений);
  • знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе;

Метапредметные  результаты:

  • вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных средств и измерительных приборов;
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов;
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу), работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок решения частных задач

Технология построения урока

Развивающее обучение

Тема урока

Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. Конструирование часов.

Цель урока

Организовать осмысление детьми способов измерения времени и сконструировать приборы для измерения времени.

Основные термины, понятия

Циклические и нециклические процесс,

Планируемый результат

Предметные результаты: 

  • знать понятие измерительного прибора;
  • уметь различать циклические и нециклические процессы;
  •   умение работать с текстуом;

 Личностные:

формирование умения ценить своё время и время других.

Регулятивные:

составление инструкции по работе с прибором.

  Познавательные:

сконструировать прибор для измерения времени.

Коммуникативные:

уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, умение выслушивать мнения других.

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Книгопечатная продукция: учебник

Технические средства обучения:

Интерактивная доска,  презентация

Оборудование:  измерительные приборы, предметы для изготовления разных часов: свеча, булавка, нить, железный предмет, пластиковые бутылки, держатель для бумаги, фламастеры

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный результат

Создание учебной ситуации

Создание положительного эмоционального фона. Обеспечение в самом начале урока высокий уровень вовлечённости в учебную деятельность

  На демонстрационном столе лежат различные приборы, в том числе приборы, изготовленные детьми. Есть неизвестные приборы

- Как можно назвать эти предметы?

- Как вы определили?  (слайд 1)

- Для чего они нужны?

Термометр? Линейка? Весы? И т.д.

- Какие приборы вы уже сконструировали сами?

 Проверим себя

Дети отвечают на вопросы

Измерительные приборы

 Есть шкала……..

-для измерения величин

Сам. работа (Приложение 1) Что научились измерять и каким прибором

Самопроверка (Слайд

Целеполагание

Сформулировать задачи, которые возможно решить в процессе деятельности.

- Как называется величина, которой можно измерить продолжительность событий, которые происходят в жизни?

- Чем мы измеряем время?

- Каким прибором  люди измеряют время сейчас?

- А как определял крестьянин минувших столетий время, когда нужно сеять?

- А как птицы узнавали, когда им прилетать к себе на Родину?

 - А вы как определяете время?

- Как вы считаете, какой прибор изготовим сегодня?

Время

- Сезонами, днями, неделями, месяцами, годами и т. д

-  Часы

- По приметам

По солнцу,  по часам……

Решение учебной задачи

.

- Внимательное наблюдение за сменой времён года помогло людям научиться ухаживать за растениями.  Это было важно для земледельцев.  Теперь можно было знать, когда сажать растения, когда убирать урожай. Можно  было не бояться, что зимой останешься без еды.

А как же  охотничьи племена?  Им тоже нужно было знать время, чтобы договориться о совместной охоте. Когда спрятаться в засаде? Когда остановиться, чтобы подождать другую группу? Те способы измерения времени, которые годились для земледельцев охотникам не подходили.

Две группы первобытных охотников должны встретиться у белых скал в определённое время. Часов у них нет. Как им договориться? 

Придумайте в группе, хотя бы один способ определения времени и расскажите о нём.

А если вы окажитесь в тёмной пещере, а у вас нет часов и  осветительных приборов, как вы определите время?

Мерами времени могут быть разные процессы. Это особенные процессы.

 Учебник стр.112.

Знакомство с циклическими и нециклическими процессами.

Работа в группе (по солнцу, по растениям, по пению птиц, по тени от деревьев)

Практическая работа № 26

Практическая работа № 26

 Стр.113-115

По группам прочитать тексты и изготовить из предложенных предметов часы.

 Стр.

 Представление своей работы

Работа в группах вместе с родителями

Изготовление  различных часов

Записать инструкцию по пользованию часов

Рефлексия

 Я узнал,,,,,

Мне было интересно…..


Приложение 1.

          Соедини линией, что и чем измеряется

1.Температура воздуха

2. Сила ветра

3. Направление ветра

4. Масса предмета

5. Влажность воздуха

6. Количество осадков

7. Длина

          А. Гигрометр

          Б. Весы

         В. Линейка

         Г.Термометр

        Д. Осадкомер

        Е. Флюгер

       Ж.  Шкала Бофорта

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России", 68 часов)

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и включает характеристику деятельности учащихся....

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года"

В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Измерение времени" 2 класс УМК "Планета заний"

Презентация к уроку окружающего мира  на тему "Измерение времени" 2 класс УМК "Планета заний"...

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года", 2 класс

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 2 класса по УМК "Перспектива"....

Презентация к уроку окружающего мира Смена времени года, 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времени года", 2 класс...