Как построить дом
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Мерзлякова Ольга Викторовна

                                       Открытый урок по окружающему миру

Тема :  Как построить дом.

 ЦЕЛИ:

  • Познакомить детей с разнообразием жилищ у разных народов, со строительными машинами, с порядком возведения дома и его основными частями.
  • Развивать речь учащихся, умение слушать товарищей, умение вести беседу, кругозор.
  • Развивать творчество, воображение, мелкие мышцы кистей рук, любознательность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, дисциплинированность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карточки со словами (название строительных материалов).
  • Видеофрагмент мультфильмов: « Три поросёнка», «Лиса и заяц».
  • Конверты с геометрическими фигурами.
  • Учебник по окружающему миру.
  • Листочки в клетку.
  • Проектор, экран, компьютер, колонки, фотоаппарат.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ІІ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

отгадай

У  него есть крыша, окна

И крыльцо, конечно, есть

Мы живем в нем очень дружно

И  ответ, наверно, есть?

Что это?  (дом) 

Тема нашего урока: Как построить дом.

Сегодня  на уроке мы с вами познакомимся с разными видами жилищ, поговорим о том,  кто и как строит дом, какие строительные машины работают на стройке, рассмотрим части дома и порядок их возведения, сами сконструируем дом.

1.     Виды жилищ.

2.     Кто и как строит дом.

3.     Строительные машины.

4.     Части дома и порядок их возведения.

5.     Конструирование.

Прочитайте пословицу.

Мой дом - моя крепость

Как понимаете смысл пословицы?

Подумай

Стал ли дом героев мультфильмов их крепостью?

(Просмотр видеофрагмента)

Стал ли дом крепостью для лисы? Почему?

Стал  ли дом крепостью для Ниф-Нифа? Почему?

Стал ли дом крепостью для Нуф-Нуфа? Почему?

Почему Наф-Наф  сказал братьям, что они в безопасности?

Бывают ли в жизни такие дома?

Бывает ли такой же ледяной дом, как у лисы?

На крайнем Севере всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусочков речного льда. Чтобы было тепло, в доме зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Этот дом – ИГЛУ.

Бывают ли такие же дома из соломы и веточек, как у поросят?

ШАЛАШ

А бывает ли дом без стен, окон?   ЗЕМЛЯНКА

А что произойдет с таким домом в той местности, где  постоянно будут идти дожди? Как живут люди в таких районах?

ДОМ НА ХОДУЛЯХ

Индонезия расположена на островах  Индийского океана. Кругом вечнозеленые леса. Жарко и влажно. Когда наступает время больших дождей, целый месяц льет как  из ведра. Кругом вода, а в домах -  сухо. Ходули поднимают их над землей.

ВИГВАМ

Индейцы в Северной Америке, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали их ветками или корой и получался вигвам.

 

 

ЧУМ

Это дом  ненцев-оленеводов.

Он сделан из жердей (это длинные палки), на которые натянуты оленьи шкуры. В центре очаг – место, где готовили еду.

Справа и слева от входа в чум – жилая и спальная комнаты. Пол покрыт ковриками из прутьев или травы, на них раскладывали оленьи шкуры, постелью также служили зимние оленьи шкуры, т.к. у их мех гуще и теплее.

ЮРТА

Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывают войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.

МАЗАНКА

На Украине  дома строят из хвороста, кирпича, обмазывают глиной, отсюда название.

РУССКАЯ ИЗБА

На Руси с давних времён рубили срубы (избы) из брёвен различных древесных пород.

КОТТЕДЖ

Это современный дом. Хотелось бы вам жить в таком доме?

Как же построить такой дом?

Что надо для строительства дома?

(строительные материалы, строительные машины, люди)

Люди каких профессии работают на стройке?

(каменщик, маляр, крановщик, сварщик, монтажник, плотник)

Работа в паре.

1.Рассмотрите рис. на стр. 112-113 учебника.

2.Определите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие для строительства сельского дома.Разложите слова из конверта на 2 группы.

 

 

Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

(бревна, доски, шифер, кирпичи, песок, цемент)

Какие нужны для строительства городского дома?

(доски, кирпичи, песок, цемент, бетонные плиты)

Рассмотрите иллюстрации, на которых показано строительство городского и сельского домов.

Какую разницу вы видите при строительстве этих домов? 

Без чего нельзя обойтись при строительстве городского дома?

(использование техники при строительстве городского дома)

Рассмотрите рисунки машин на стр.112, как называется машина под номером 1? 2? 3?

(экскаватор, бетономешалка, самосвал)

Очень важно, чтобы строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что шофер должен вовремя подвезти кирпич и цемент, крановщик все поднимет наверх, каменщик уложит кирпичи.

Как должны работать все строители, чтобы дом сделать качественно и быстро?

Вывод:  Строители должны работать слаженно и дружно.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет дружно  жить мы  в нем.

 

                       Работа с книгой.

1.     Откройте стр. 114-115.

2.     Прочитайте текст о строительных машинах.

Класс делится на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает  о машинах – землекопах на стр.114, 2 подгруппа читает текст о машинах-грузчиках на стр.115.

Землеройные машины.

(бульдозер, экскаватор)

Машины-грузчики.

(башенный кран, автопогрузчик, автокран)

Вывод: Что необходимо для строительства дома?

Подготовить строительные материалы, строительную технику и пригласить строителей.

Домашнее задание:

1.Прочитайте текст в учебнике стр. 114 – 115.

2.Подготовьте рассказ о строительных машинах.

Давайте определим порядок  строительства дома и его основные части.

С чего начинается строительство, что закладывается в первую очередь?

(фундамент, стены, крыша, отделка)

Вывод : Как строить дом? (В определенном порядке)

Конструирование дома.

На ваших партах лежат конверты с геометрическими фигурами.

Вы должны, используя фигуры построить дом, не забывая части дома и порядок воздвижения.

Лучшие работы я сфотографирую и покажу.

Посмотрите,  какие домики у нас получились, станут ли они для нас крепостью. Все ли части дома есть?

Проверим, как вы усвоили материал. На столе листочки в клетку. Взяли ручки, выбрать 1 правильный вариант, номер вопроса и букву записываем.

Тест.

1.Что нужно приготовить для строительства?

Г) Фотоаппарат

Д) Строительные материалы

Е) Такси

2. Какие специальные машины используют на стройке?

М) Автобусы

Н) Пожарная и скорая помощь

О) Землеройные и грузчики

3. В каком порядке строят дом?

К) Крыша, отделка, фундамент, стены

Л) фундамент, стены, отделка, крыша

М) фундамент, стены, крыша, отделка

Взаимопроверка.

Поменяйтесь листочками с соседом по парте.

Проверь:

1.Д

2.О

3.М

Вывод: Как построить дом?

1.     Подготовить строительные материалы,  технику и рабочих.

2.     Строить дом в определенном порядке.

 

ИТОГ УРОКА: Как построить дом? Что нужно приготовить?

1.     Подготовить строительные материалы и технику.

2.     Строить дом в определенном порядке.

 

Запасная физминутка

Строим дом.

 

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний "Дом, который построим мы"

К данному уроку есть презентация, но она тяжелая. Если вы заинтересовались - пишите, перешлю на вашу почту....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто какой построил дом"

Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе по УМК Виноградовой Н. Ф.  Тема: "Кто какой построил дом"...

Урок-проект по теме:"Как построить свой день"

Как правильно построить свой день. Режим дня главная задача....

Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".

Презентация к уроку  ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...

Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"

У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.   А создать ДОМ ...

Классный час "Построим дом счастья"

Данный классный час можно провести 1 сентября, с целью знакомства с  правилами поведения в школе и классе. ...

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...