Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Мастера печатных дел»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: 1. Сформировать представления учащихся о книгопечатании на Руси.
2. Познакомить учащихся с первыми книгами, изданными в XVII веке на Руси.
3. Развивать воображение, устную речь.
4. Воспитывать любовь к истории.
Планируемые результаты:
личностные:
- развивают устную речь;
- развивают умение формулировать свои мысли;
- воспитывают любовь к Родине.
метапредметные:
- умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
предметные:
- Формируют представление о возникновении славянской азбуки, истории появления письменности на Руси, летописях как исторических документах.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова ; Рабочая тетрадь; презентация; карточки для дидактических игр, фотографии первых печатных книг Древней Руси.
Фотография доски
Этап урока | Хронометраж | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент | 1 мин. | «Вот опять звенит звонок – Приглашает на урок. Начинаем мы опять По истории шагать». - Здравствуйте, ребята! - Садитесь! | Словесный: слово учителя. | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. |
Повторение ранее изученного. | 5 мин. | Учитель проводит о п р о с: – Какое событие случилось в 1840 году? – Какое значение оно имело? – Какие изменения в облике Кремля произошли при Иване III? Учитель проводит игру «Узнай историческое событие и назови его дату». Учитель. Черной тучей конница Мамая Затянула весь край степной, Но, ее удары принимая, Выстроились русичи стеной. Ученики. Битва на реке Угре, в 1840 году, московский князь Иван III. Учитель. На берега большой реки Высадились грозные полки. Русские дружины в бой пошли, Не дождались шведов корабли. ученики. Битва на реке Неве, 15 июля 1240 г., новгородский князь Александр. Учитель. По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. Ученики. Ледовое побоище на Чудском озере, 5 апреля 1242 г., Александр Невский. Учитель. Славно поле Куликово! Наше войско вышло к Дону. Много войн и много бед, Много радостных побед. Ученики. Куликовская битва, 1380 год, московский князь Дмитрий Донской. Учитель. Грозный царь в воспоминанье О победе над Казанью Двум прекрасным мастерам Приказал построить храм. Ученики. Иван IV – московский царь, 2 октября 1552 г. – присоединение Казани. Учитель проводит игру «Князья Древней Руси». – Помогите князьям разобраться, кто чей родственник. О т в е т: Дмитрий Донской – внук Ивана Калиты, а Иван Калита – сын Даниила Московского. Учитель демонстрирует родословное дерево московских князей, учащиеся проверяют свои ответы. Дидактическая игра «История Кремля» – При каком князе были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками. (Работа на доске.) О т в е т: Иван III – кирпичные; Дмитрий Донской – белокаменные; Иван Калита – деревянные. | Практический: задания на карточках Словесный: задает вопросы | Работают индивидуально с карточками. Отвечают на вопросы. | П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
Мотивационный | 5 мин. | Учитель предлагает отгадать загадки: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. Ученики. Это книги. Учитель. Сегодня на уроке мы заглянем в типографию Ивана Федорова и увидим первую русскую печатную книгу. Узнаем, по каким учебникам учились в XVII веке. | Словесный: беседа; задает вопросы | Слушают. Читают. Разгадывают. | П: строят речевое высказывание М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. |
Решение частных задач | 15 мин. | Учитель проводит б е с е д у: – Какой год считается годом рождения книгопечатания? – Кто первый предложил использовать разборный шрифт? – Как назывались металлические буквы? – Как выглядели первые книги? Ученики. 1445 год – год рождения книгопечатания. Немец Иоганн Гутенберг первым предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе размещались металлические буквы-литеры. Первые книги на Руси в XII–XIV вв. были рукописными, очень дорогими. Учитель. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными, как ускорить процесс создания книги. Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывал на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов. Иван Федоров – первый русский печатник. В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев. Через 2 года они окончили печать религиозной книги «Апостол». Тотчас же по выходе «Апостола» начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров, и Петр Мстиславцев должны были бежать в Москву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568). Любя свое дело, Иван федоров с целью продолжения его переселился в Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Осторожский в город Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую библию», первую полную Библию на славянско-русском языке. | Словесный: рассказ | Слушают. Читают. Отвечают на вопросы. | П: осмысленно слушают |
Физ.мин. | 2 мин. | -Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся. К о м п л е к с упражнений: 1. Исходное положение – стоя, руки в стороны на уровне плеч, кисти руки сжаты в кулаки. На счет «раз, два» – повороты головы в стороны с одновременным поочередным разгибанием пальцев рук. Повторите 5–6 раз. 2. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет «раз» поднимите руки ладонями вверх, разводя пальцы кистей. На счет «два» – опустите. Повторите 6–8 раз. 3. Исходное положение – стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Чередуйте наклоны и повороты туловища в стороны. Повторите 6–8 раз. 4. Исходное положение – стоя, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Повороты туловища с одновременным скрещиванием рук за головой. Повторите 5–6 раз. 5. Исходное положение – стоя, руки за спиной. Перекаты с пяток на носки с одновременным сжиманием и расслаблением кистей. Повторите 8–10 раз. | Показывает движения. | Повторяют | |
15 мин. | Учащиеся читают текст на с. 82– 85 учебника. Учитель. Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги? IV. Закрепление изученного. Учитель проводит беседу по в о п р о с а м: – Кто велел открыть типографию в Москве? – Где она находилась? – Кто был первопечатником России? – Какую первую книгу он выпустил? – Как она выглядела? Опишите ее. – Где установлен памятник Ивану Федорову? – Какое значение имело начало книгопечатания в России? – Кто мог обучаться грамоте? – Кого обучали чаще всего? – Как бедняки использовали полученные знания грамоты? – Кто был автором «грамматики»? – Кто учился по этим учебникам? Ученики. Иван IV велел открыть типографию в Москве около стены Китай-города. Первопечатник в России – Иван Федоров. Он выпустил первую религиозную книгу «Апостол». После напечатал первый русский букварь. Памятник Ивану Федорову расположен в Москве около места, где находилась первая типография. С началом книгопечатания в России стало больше грамотных людей. Грамоте обучались не только знать и служители церкви, но и горожане. Грамотные бедняки за плату писали письма, составляли различные документы. Василий Бурцов – автор первой русской азбуки. Мелентий Смотрицкий – автор «грамматики». М. В. Ломоносов учился по этим книгам и называл их «вратами учености». | Словесный: рассказ; беседа; задает вопросы Практический: Работа с учебником | Отвечают на вопросы. Работают с текстом учебника. | П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают П: строят рассуждения | |
Итог урока. Оценивание работы учащегося | 5 мин. | Далее учитель проводит дидактическую игру «Узнай книгу». (Учащиеся по описанию узнают название книги.) Описание первое: Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения. (Первый русский букварь.) Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутый кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки! (Религиозная книга «Апостол».) Описание третье: Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря. («Повесть временных лет».) Описание четвертое: По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов. («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.) Учащиеся читают вывод на с. 86 учебника. | Работают с тетрадью на печатной основе. | П: строят речевое высказывание П: строят рассуждения П: осуществляют синтез Р:осуществляют итоговый контроль | |
Рефлексия | 1 мин. | С. 82–86. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1. – Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали? Давайте подсчитаем количество фишек, поставим оценки за урок. Молодцы! | Оценивает ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...