Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Звезды и созвездия»
Планируемые результаты:
- Личностные: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.. ;
- Метапредметные:
- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение;
- познавательные: осуществлять поиск информации;
-коммуникативные: с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-Предметные: формировать представление детей о звёздах и созвездиях.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: компьютер, проектор,рабочая тетрадь, видео.
Этапы | Время | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг.момент | 1мин | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно И скорей начнём урок. Меня зовут Ольга Алексеевна. Сегодняшнее занятие окружающего мира проведу у вас я. | Слушают, настраиваются на урок | |
2. Мотивационный | 1 мин. | Ребята, сегодня все призываются хорошо работать. | Слушают | |
3. Актуализация знаний | 5мин. | Итак, ребята, изучением какой темы мы занимались на прошлом уроке? (Почему на Земле день сменяется ночью?) Что нового вы узнали? Хорошо, а теперь посмотрите на слайд, проверим ваши знания по прошлым темам. Ваша задача отвечать на вопросы. Напоминаю вам, что буду спрашивать только по руке. 1. Как называется планета, на которой мы живем? а) Сатурн б) Плутон в) Земля 2. Как называет ближайшая к Земле звезда? а) Юпитер б) Солнце в) Венера 3. Как называется модель Земли? а) Глобус б) Циркуль в) Экватор 4.Солнце - это: а)Звезда б)Планета в)Метеорит 5.Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за а)24часа б)12 часов в)2 часа Вы хорошо справились с этим заданием. | Отвечают | Применяют полученные знания |
4. Постановка учебной задачи | 5мин | Ребята, я приготовила вам интересную историю. Прежде, чем прочитать ее, посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать вопрос? (что искал в рисунках звёздного неба мальчик? )Вам нужно будет ответить на этот вопрос.. (Звучит музыка. Клод Дебюсси "Лунный свет") В маленькой деревушке на берегу тёплого моря жил любознательный мальчуган. Часто ясными летними ночами он с крыши своего дома наблюдал за яркими звёздами. Звёзд на небе было так много, светили они так ярко, что мальчишке хотелось дотянуться до них, познакомится с неизведанными мирами, которые скрываются там, в далёком небе. Однажды ему в руки попала книга, в которой рассказывалось о группах звёзд, связанных между собой в удивительные сочетания. И с той поры не было для нашего героя интересней занятия, чем искать летними ночами в небе эти группы. Итак, кто догадался, что искал в рисунках звёздного неба мальчик? Верно. Он искал СОЗВЕЗДИЯ. Итак, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?( «Звезды и созвездия») Какие цели мы можем поставить? | формулируют темы и цели урока | в сотрудничестве с учителем поставить учебную задачу на основе того, что уже известно, и того, что неизвестно |
5. Решение частных задач | 25 мин | Ребята, скажите, что такое звезды? (космические тела) ЗВЕЗДЫ - это огромные светящиеся огненные шары, небесные тела, подобные Солнцу. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. На фотографиях неба видно такое множество звезд, что бессмысленно даже пытаться хотя бы сосчитать их. А вы знаете, что звезды бывают разного цвета и тепла. Желтые, белые, красные, синие и др. Белые звезды самые горячие, красные - холодные. - Самые горячие звезды по цвету? (Белые) - Холодные звезды по цвету? (Красные). Сейчас я вам прочитаю загадку, ваша задача отгадать ее и ответить на вопрос: с чем сравниваются звезды в загадке? Отгадайте загадку. Раскинут ковер, рассыпан горох Ни ковра поднять, Ни гороху собрать. (звёздное небо) С чем сравниваются звезды в загадке, которую я вам загадала в начале урока?(С горохом) Какие звёзды на самом деле? Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? (огромные, светящиеся, разные по цвету). Учитель: Да, они огромные, во много раз больше Земли, да еще и пылающие А какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо? (телескоп) Телескоп - прибор для наблюдения за далёкими небесными телами. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. Глазами можно увидеть до 6000 звёзд. А телескоп позволяет наблюдать миллионы звёзд. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Ребята, а что больше: Солнце или Земля? Чтобы ответить на этот вопрос , давайте просмотрим видео. Когда на небе ослепительно сияет жёлто-белый круг Солнца, нам не виден свет других звёзд. Это происходит потому, что свет от Солнца очень яркий и мешает наблюдать звезды на дневном небе(рамка на слайде). Ребята, как вы думаете, почему Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками?(очень далеко от Земли, дальше Солнца)Хорошо, а теперь, давайте прочитаем текст на страницах 25-26 и сравним наши предположения. Наши предположения совпали? Хорошо. А теперь проведем с вами опыт: демонстрирую классу большой мяч и прошу, чтобы каждый ученик посмотрел на него, подняв перед собой указательный палец. Дети видят, что мяч кажется меньше пальца. Давайте сделаем вывод: Звезды — это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Кто мне может сказать, что такое созвездие? Хорошо, загляните в словарики стр.126. Кто может прочитать? - Созвездие – это группа ярких, видимых с Земли звезд. Еще в древние времена люди объединили их в созвездия. В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями. Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий. - Угадайте… Бурая мама по лесу не спеша Идёт, охраняя своего малыша А ночью на небо взглянешь ты, Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы). Многие из вас уже могут на небе находили созвездие “Большая Медведица”, ее еще называют …(Большой Ковш). От этого созвездия не сложно найти созвездие “ Малая Медведица”, в которой и есть из самых знаменитых звезд - Полярная звезда. При взгляде с Земли, кажется, что всё ночное небо вращается вокруг Полярной звезды. - По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярной) Полярная звезда центр северной части звездного неба, вокруг нас обращаются все звезды. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас. - Итак, в какой стороне света находится Полярная звезда? (на севере) -Большая Медведица и малая Медведица. Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. "Ковш" Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике "хвоста" Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. Именно благодаря этой звезде в древние времена люди могли ориентироваться ночью. Они назвали эту звезду «путеводной» - Дракон. Созвездие Дракон широко раскинулось вокруг Северного полюса, занимая место между созвездиями малой и Большой медведиц. Ребята, это созвездие лучше всего видно на ночном небе в мае – июне. - Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют букву "М". Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих мифов. - Цефей. Созвездие Северного полушария. Его легко отыскать на небе тёмной ночью. Игра "Угадай созвездие". Звёзды каких созвездий образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши? На кончике хвоста какого созвездия располагается самая известная звезда - Полярная? Какое созвездие широко раскинулось вокруг Северного полюса, между созвездий Малой и Большой Медведиц? Какую звезду еще называют «путеводной»? Главные звёзды этого созвездия образуют букву "М". А теперь, я предлагаю проверить ваши знания. Сейчас я разделю вас на группы и выдам по 2 созвездия. Вашей задачей будет подобрать правильно название к этому созвездию.(№1-лев,№2-лебедь, №3-ящерица, №4-дельфин,№5-рак,№6-заяц) Давайте посмотрим видео: «как отыскать полярную звезду». Итак, ребята, как отыскать полярную звезду?( сначала найти ковш Большой медведицы(7звезд), соединить 2 крайние звезды, отложить 5 отрезков-приведет к полярной звезде) Хорошо. Кто хочет помочь мне подписать созвездия Большой и Малой Медведицы, а также отметить полярную звезду?(у доски) | Отвечают Отгадывают загадку Слушают Отвечают Слушают, Отвечают Отвечают Работа в группах | Вникать в смысл того, что говорит собеседник, доброжелательное отношение к сверстникам, умение находить и выделять нужную информацию из текста, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Физ.минутка. | 2мин. | Пролетает звездолёт, С ним отправимся в полёт. Правое крыло отвёл, Посмотрел. Левое крыло отвёл, Посмотрел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. (2 раза). | Повторяют движения | |
6. Закрепление изученного | 5мин | Откройте рабочие тетради на странице 9№14Необходимо сначала вставить пропущенные слова в текст, а затем пронумеровать части текста, чтобы получился рассказ о звездах. Посмотрите на номер 15 на странице 10. Ученики рисуют по клеточкам созвездие Ориона и раскрашивают три звезды пояса Ориона. | Закрепляют полученные знания | Применят полученные знания, формулируют речевое высказывание |
7. Рефлексия. Итог урока | 3мин | Итак, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? У кого на уроке все получалось? У кого, не очень? У кого на уроке ничего не получалось? Запишите домашнее задание- рассказ любого текста из хрестоматии по теме «Звезды и созвездия» | Подведение итогов, оценивание своей работы. | Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...