Вставай страна огромная
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Соловьёва Лидия Васильевна

Цели:

 

1.Расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

 

2. Показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма;

 

3. Воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  окружающему миру в 3 классе

 

 Тема: "Вставай, страна огромная"

 

        

                                                               Учитель: Соловьева Лидия Васильевна

 

Цели:

 

1.Расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

 

2. Показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма;

 

3. Воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

         

                                         

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы и актуализация знаний: почему День Победы ( 9 мая) называют «праздником со слезами на глазах»?
  4. Версии детей.
  5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Начало Великой Отечественной войны.

2. Основные события 1941 – 1945 годов. Битва за Москву. Сталинградская битва.

3. «С войной покончили мы счёты…»

      VI.    Выражение решения проблемы.

              Применение нового знания.

  1. Итог  урока. Рефлексия урока.
  2.     Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

(Эмоциональный настрой на урок и организация на работу).

– Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

 Вместе дружная семья.

 Улыбнись соседу справа,

 Улыбнись соседу слева.

 Мы с тобой друзья.

- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

  II. Актуализация знаний.

1.     О каком будущем мечтали люди в нашей стране в 30-е годы?

2.     Что вы  узнали о Коммунистической партии Советского государства?

3.     Как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20-30-е годы XX века?

4.     Кто такие пионеры и комсомольцы?

5.     Что такое колхозы и кого звали колхозниками?

6.     Можно ли сказать, что в 20-30 годы в СССР было создано справедливое общество?

III.             Постановка проблемы.

(чтение вопроса и диалога на стр.100)

- Почему День Победы – это «…праздник со слезами на глазах»?

IV. Версии детей.

- Поищем вместе ответ на этот вопрос.

 V.  Поиск решения проблемы.

1.«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!» Слайд №1

    Более 60 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Слайд №2.

-Кто слышал слово «фашизм»? Что оно обозначает?

-Фашизм-это идеология человеконенавистничества. Она поразила Германию в середине 20 века. Но, к сожалению, и сейчас не истреблена.

Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его безропотными рабами или будут полностью уничтожены.

Слайд №3.

 Гитлеровцы начали Вторую мировую войну в 1939году. (Какую войну называют мировой?) Вскоре они захватили почти всю Европу.

Слайд № 4.

 22июня 1941 г. Фашисты напали на Советский Союз и началась Великая Отечественная война,(Какую войну называют Отечественной?) которая стала частью Второй мировой войны.

    Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. Это было летнее воскресное утро, многие ещё крепко спали, а на наши города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашистская пехота, мчались мотоциклы и танки.

Слайд № 5.

   Страшно представить, что пришлось пережить нашим гражданам, когда по радио объявили о начале войны и зазвучали слова великой песни:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой…

Слайд № 6.

     Тысячи людей шли добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. В рядах Красной армии, в партизанских отрядах, на военных заводах плечом к плечу сражались и работали русские и казахи, украинцы и грузины, белорусы и узбеки и многие, многие другие. Но, в первые годы войны, враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд.

Стр. 102. Подбери подписи к иллюстрациям.

2. Позади – Москва!

Слайд № 7.

Отборные гитлеровские войска, лучшие танки и самолёты с сентября по декабрь 1941 года штурмовали нашу столицу. Фашистские генералы уже готовились к победному параду . Но советские бойцы стойко держались.

Слайд № 8.

Дивизия генерала Панфилова защищала Москву. Всю страну тогда облетели слова одного из защитников столицы Василия Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда – позади Москва!» Его отряду в 28 бойцов пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под гусеницы фашистских машин. Этот подвиг панфиловцев стал примером для других.

Слайд № 9.

Чтобы поднять воинский дух наших бойцов и наперекор фашистам 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади прошёл военный парад.

Слайд № 10.

В декабре наши армии под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.

Чтение текста стр.102 (2 и 3 абзацы).

Однако фашистские войска были ещё сильны, их наступление продолжалось. Остановить врага удалось только на берегах Волги. Здесь в Сталинградской битве 1942 – 1943 годов решалась судьба нашей Родины. В ходе боёв в городе не осталось ни одного целого здания. Каждый дом, завод, вокзал были превращены в крепость. Самый меткий стрелок Сталинградской битвы Василий Зайцев сказал тогда: «Для нас за Волгой  земли нет! Мы стояли и стоять будем насмерть!» Не пустив фашистов за Волгу, наши армии перешли в наступление и разгромили врага. Все отличившиеся воины были награждены орденами и медалями, но многие – посмертно.

Слайд № 11.

В огне Сталинградской битвы человечество увидело победу над фашизмом.  Красная армия проявила героизм и воинское искусство и одержала блестящую победу. После Сталинграда силы Красной Армии непрерывно нарастали: увеличивалась её численность, росло количество танков, самолётов, артиллерии. Этим было положено начало коренному перелому во всей мировой войне. От Сталинграда война повернула на запад.

Стр. 103 Подбери подписи к иллюстрациям.

3. «С войной покончили мы счёты…»

Слайд № 12.

К началу февраля 1945 года, освободив от захватчиков земли своей страны, советские войска двинулись к городу Берлину – столице фашистской Германии. В апреле, весенней ночью тысячи советских артиллерийских орудий открыли яростный огонь по фашистской столице. Враг упорно защищался. И вот Берлин взят советскими войсками. Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Слайд № 13.

Над главным зданием Берлина – Рейхстагом – советские солдаты подняли красный флаг Победы.

Слайд № 14.

9 мая 1945 года фашисты признали своё поражение. В этот день маршал Г. К. Жуков подписал акт о капитуляции врага. Этот день стал Днём Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд № 15.

Солдаты возвращались домой, где их с цветами встречали радостные люди. Небо городов озарялось праздничными салютами. Встречая солдат – победителей, люди радовались и не скрывали слёз. В каждой семье кого- либо оплакивали: или погибшего сына, или увезённую в Германию дочь, или замученных фашистскими палачами родителей.

  1. Выражение решения проблемы.
  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
  • Почему День Победы (9 мая) называют «праздником со слезами на глазах»?
  • Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

«Праздник со слезами на глазах» - особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события Великой Отечественной войны.

Продолжите высказывание: война это…

Я хочу к этому добавить, что война – это

- 1418 дней и ночей

- 27 миллионов погибших

-1710 разоренных городов

- 70000 разоренных сел и деревень.

Применение нового знания.

Работа в тетради.  Стр.  46.     № 1. Работа в парах.

Слайд № 16.

Вопросы ТЕСТА  по  теме: 

« Великая  Отечественная  война 1941 – 1945 г.г.».

1. Кто был инициатором  развязывания войны?

1) Сталин;    2)Гитлер;    3) Молотов.

2. Когда началась Великая Отечественная война?

 1) 22 июня 1941 года;  2) 1 августа  1933 года; 3) 1 сентября 1939 года.

3.Защитники какой крепости первыми вступили в бой с немецкими  

   захватчиками?

1) крепости Измаил; 2)  Брестской крепости;    3)  крепости Очаков.

4. В каком городе сформировалось первое народное   ополчение?    

1) в Ленинграде; 2)  в Киеве;  3)  в Москве.  

5. Под каким городом немцы  впервые  потерпели поражение?

1)  под Москвой;    2) под Ленинградом;      3)  под Киевом.

6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

1)  500 дней;     2)900 дней;    3)  200 дней.

7. В каком году началось освобождение Европы?

1)  в 1943 году;     2)  в 1945 году; 3)  в 1944 году.    

8. Когда был подписан акт о капитуляции Германии?

 1)1 мая  1945 года;    2) 9 мая  1945 года;    3) 2 мая  1945 года.    

9. Укажите известного полководца Великой Отечественной войны?        

1) К. Жуков;     2) А. Суворов;   3) М. Кутузов.      

10.Сколько советских человек погибло в этой войне?

1) 6 миллионов человек; 2) 20 миллионов человек; 3) 27 миллионов человек.

Слайд № 17.

1.-2  2.-1   3.-2   4.-3   5.- 1      6.-2  7.- 3  8.-2  9.- 1  10-3

VII. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Учитель: ребята, продолжите выражение: война – это… (ответы детей)

Своей работой на уроке я…

Доволен

Не совсем доволен

Я не доволен, потому что…

Сегодня на уроке…

Я узнал…

Было интересно..

Было трудно…

Мои ощущения…

Я хочу сказать…

  1. Домашнее задание.

Учебник стр. 100 – 105 прочитать, ответить на вопросы.

Пионеры – герои. Кто такой Каснов Николай Фёдорович? Кто такой Беседин Александр Васильевич?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Вставай, страна огромная!"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Вставай, страна огромная!" (3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё о...

Презентация к внеклассному занятию "Вставай страна огромная..." 4 класс

Презентация к внеклассному занятию "Вставай страна огромная..."...

"Вставай, страна огромная!" Классный час для 1 класса, посвящённый событиям Великой Отечественной войны.

Что наши дети знают о Великой Отечественной войне? Проходит время. Это событие уходит в историю, но  "чтоб не забылась та война: ведь эта память - наша совесть, она, как сила, нам нужна"Предлагаю...

Конспект урока в 3 классе по окружающему миру "Вставай, страна огромная" УМК "Школа 2100" + презентация

Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа 2100" , презентация к этому уроку....

Вставай страна огромная...

Цель: создание образа Великой Отечественной войны, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны....

Вставай,страна огромная

План урока. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемы и актуализация знаний: почему День Победы ( 9 мая) называют «праздником со слезами на глазах»? Версии детей. Поиск р...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Вставай, страна огромная!"

Конспект урока окружающего мира по теме: "Вставай, страна огромная!" для 3 класса по ОС "Школа 2100"...