календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс XXI век
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Федотова Елена Олеговна

календарно-тематическое планирование окружающий мир 2 класс XXI век с пояснительной запиской

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

       

Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской  программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на концепции образовательных областей «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)»,  соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

         Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:

Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /  Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  /  Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту  государственных образовательных  стандартов  начального  общего  образования. /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  - М. :  Вентана  - Граф,  2011./

Во втором классе, в соответствии с учебным планом лицея № 486, на   изучение предмета

"Окружающий мир" отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Но, в связи с тем, что в 2014 - 2015 уч. г. на государственные праздники, 23 февраля, 9 марта, 1, 4 и 11 мая и 3 дополнительных дня каникул, выпадают учебные дни, программу  по окружающему миру на 2014 - 2015 уч. г.  планируется выполнить за 62 часа, за счёт объединения тем или сокращения часов на уроки повторения.

Цель программы «Окружающий мир» – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

  • образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
  • развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
  • воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Концепция (основная идея) программы  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд»,  изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного  многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.    

Личностные результаты 

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Метапредметные результаты Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Учитывая особенности класса (разный уровень владения предметными знаниями по русскому языку; разный уровень сформированности психических процессов; разный уровень познавательной мотивации, заинтересованности в изучении предмета ), планирую использовать на уроке следующие приёмы и технологии:

  • игровые технологии
  • технологии проблемного обучения
  • технологии проектного обучения
  • технология дифференцированного обучения по интересам детей
  • технология индивидуализации обучения
  • технология групповой деятельности
  • приём взаимодействия (взаимообучения)

2. содержание курса

Название раздела

Кол – во часов

Содержание раздела

Универсальные учебные действия

Что окружает человека

1

Что такое окружающий мир.

Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.

 Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

12

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить.

Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

6

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье.

Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина

13

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины.

Труд россиян.

Города России.

Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».

Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

4

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

24

Сообщества.

Царства природы. Среда обитания.

Лес, луг, поле, сад и его обитатели.

Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.

Работа со схемой «Царства природы».

Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, описательный рассказ о представителях сообщества.

Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек

2

Человек — часть природы.

Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа.

Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

Резерв

3

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Количество часов:

Всего   68    часов; в неделю     2     часа.

№ п/п

Наименование разделов или глав

Количество часов

1

Что окружает человека

1

2

Кто ты такой?

12

3

Кто живет рядом с тобой?

6

4

  1. Россия – твоя Родина

13

5

  1. Мы – жители Земли

4

6

  1. Природные сообщества

24

7

  1. Природа и человек

2

8

  1. Резерв

3

  1. Итого

68

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования.  Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Требования к уровню подготовки обучащихся  

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Особенности контроля и оценки  учебных достижений по окружающему миру

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее.  Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

    тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

    индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;                                                                                                                

     графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

(УУД):

Введение. Что тебя окружает

1.

05.09

Что тебя окружает.

Вводный урок

Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа».

Называние объектов «живой», «неживой» природы.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Кто ты такой

2.

08.09

Я, ты, он, она...

Все мы люди…

Урок изучения нового материала.

Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества».

Рассказ о себе, составление словесного портрета.

Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

3.

12.09

Наши помощники – органы чувств.

Комбинированный урок.

Создание условий для  уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)».

Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)».

Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

4.

15.09

Что такое

здоровье?

Урок-исследование

Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня.

Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня.

Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь».

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

5.

17.09

Режим дня.

Практическая

работа

«Составление режима дня для будней и выходных».

Урок-практикум.

Создание условий для  знакомства с правилами организации труда и отдыха.

Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его.

Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

6.

22.09

Физическая

культура.

Урок применения знаний на практике.

Создание условий для  знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека.

Понимание  значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

7.

24.09

Почему нужно правильно питаться.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

8.

29.09

Здоровье и

питание.

Урок-диалог.

Создание условий для углубленного  знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)».

Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

9.

01.10

Умеешь ли ты есть?

Урок-проект.

Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

10.

06.10

Почему нужно быть осторожным.

Урок-практикум.

Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения.

Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

11.

08.10

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце.

Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

12.

13.10

Можно ли изменить себя.

Урок-исследование.

Создание условий для  обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодо-левать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.

Понимание,  как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Кто живет рядом с тобой

13.

15.10

Что такое семья?

Практическая работа «Составление семейного «древа».

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.

Воспитание любви  к своей семье.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

14.

20.10

Труд в семье. Как семья отдыхает?

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции».

Понимание  понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви  к своей семье.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

15.

22.10

Проверочная

работа.

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение необходимых результатов обучения по программе.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

16.

27.10

Твои друзья – взрослые и дети.

Урок-праздник.

Создание условий для  знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения.

Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

17.

29.10

Твои друзья – взрослые и дети.

Урок-театрализация.

Создание условий для  объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

18.

10.11

О правилах

поведения.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

19.

12.11

О дружбе.

Урок-диалог.

Создание условий для  организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты

дружить.

Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

20.

17.11

О дружбе.  

Настроение.

Урок-практикум.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы».

Понимание понятий: «мимика», «жесты».  Узнавание настроения друг друга  по мимике.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Россия — твоя Родина

21.

19.11

Родина – что это значит?

Урок-исследование.

Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к

Родине.

Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

22.

24.11

Родной край –

частица Родины.

Урок  погружения в тему.

Создание условий для  знакомства  с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство.

Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

23.

26.11

Зачем человек трудится?

Урок-исследование.

Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни.

Понимание значения  труда. Составление небольшого рассказа по теме.

Понимание роли человека в обществе.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

24.

01.12

Хлеб – главное богатство России.

Урок-игра.

Создание условий для  раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца.

Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

25.

03.12

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

Урок закрепления и систематизации

знаний.

Обобщение знаний о значении труда в жизни человека.

Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

26.

08.12

О  труде фермера и экономиста,

программиста.

Урок-диалог.

Создание условий для  знакомства  с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий.

Умение называть несколько профессий.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

27.

10.12

Города России. Москва.

Урок-экскурсия.

Создание условий для  знакомства  с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком.

Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

28.

15.12

Древние города России.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства  с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

29.

17.12

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

Урок-исследование.

Создание условий для  знакомства  с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для  знакомства  с разными национальностями людей, живущих в России.

Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей»,  название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько  национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

30.

22.12

Проверочная

работа.

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение запланированных результатов обучения.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Мы — жители Земли

31.

24.12

Солнечная

система.

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для  знакомства  с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет.

Понимание понятия «Солнечная система».

Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

32.

12.01

Земля – планета Солнечной системы.

Урок-исследование

Создание условий для  знакомства  с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле.

Воспроизведение.

Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по

теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

33

14.01

Глобус – модель Земли.

Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше.

Осознание, что глобус является моделью Земли.

Умение находить несколько географических объектов на глобусе.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

34

19.01

Царства живой природы.

Бактерии.

Создание условий для  систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях.

Понимание, что в природе есть большие разделы – царства.

Умение называть некоторые из царств

природы.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

35

21.01

Грибы.

Создание условий для  систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о

грибах.

Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.

Умение сотрудничать в группе, в паре.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

36.

26.01

Жизнь животных.

Какие животные живут на Земле.

Урок-диалог.

Создание условий для  знакомства  с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

37.

28.01

Как животные воспринимают мир.

Урок-проект.

Создание условий для  систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни.

Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

38.

02.02

Как животные

защищаются,

питаются, строят жилища.

Урок-квест.

Создание условий для  знакомства  с питанием и жизненными условиями животных.

Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

39.

04.02

Как животные

воспитывают

потомство.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства  с особенностями воспитания животными своих детенышей и

играми с

потомством.

Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

40.

09.02

Жизнь растений. Какие бывают растения.

Урок изучения нового

материала.

Создание условий для  знакомства  с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Осознание разнообразия растительного

мира.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

41.

11.02

Органы растения и их значение для его жизни. 

Урок-исследование.

Создание условий для  знакомства  с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды).

Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в группе, в паре.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

42.

16.02

Что такое лес? 

 

.

Урок-экскурсия

Обобщение знаний  учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

43.

18.02

Как развиваются растения.

Урок применения знаний на практике.

Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием.

Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

44.

25.02

Деревья леса.

Урок-исследование.

Организация  знакомства  с «паспортом» дерева и его особенностями.

Понимание,  что такое «паспорт» дерева.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

45.

02.03

Кустарники леса.

Урок-наблюдение.

Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках).

Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

46.

04.03

Травянистые растения.

Урок применения знаний на практике.

Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Понимание, что такое  травянистые растения.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

47.

11.03

Лесная аптека.

Урок-игра.

Организация знакомства с  некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.

Называние некоторых  лекарственных растений и съедобных грибов.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

48.

16.03

Проверочная

работа.

Контрольный урок.

Оценить результаты освоения программы.

Достижение необходимых результатов освоения программы.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

49.

18.03

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

Урок-вопрос.

Создание условий для знакомства  детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

50.

01.04

Насекомые леса.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства  с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками.

Называние и узнавание нескольких  насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

51.

06.04

Мы пришли в лес.

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства  с правилами поведения в лесу

Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

52.

08.04

Путешествие

капельки.

Урок-сказка.

Создание условий для знакомства  с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

Осознание  и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

53.

13.04

Свойства воды.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства  детей со свойствами воды, с различным её состоянием.

Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

54.

15.04

Рыбы – обитатели водоёмов.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства  с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни.

Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

55.

20.04

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

.

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства  с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных.

Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема.

Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

56.

22.04

Болото – естественный водоём.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот.

Узнавание и называние нескольких обитателей  болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного мира болот.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

57.

27.04

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  с растительным миром луга, с особенностями жизни луга.

Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

58.

29.04

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  детей с растительным и животным миром полей.

Узнавание и называние нескольких обитателей  поля, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного  мира поля.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

59.

06.05

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  детей с растительным и животным  миром сада.

Узнавание и называние нескольких обитателей  сада, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного  мира сада.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

60.

13.05

Будем беречь

природу.

Урок – защита проектов.

Создание условий для  знакомства

с представителями Красной книги.

Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

61.

18.05

Проверочная

работа.

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами получения, анализа и обработки информации.

62.

20.05

Будем беречь нашу Землю.

Урок-праздник.

Создание условий для обобщения  и систематизации знаний учащихся  по окружающему миру.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

63-68

резерв

В соответствии с основной образовательной программой начальной школы использованы следующие ресурсы:

1. литература для учителя:

  1. Алексеев С.П.Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
  2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. -М.: Дрофа, 1997.
  3. Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
  4. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема - пресс, 2001.
  5. Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1998.
  6. Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
  7. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства 9 19 вв. - М.: Современник. 1999.
  8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. - М.: Аст, 2002.
  9. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001
  10. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1996.

Методическое пособие:

Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Дидактические материалы:

  • иллюстрации;
  • плакаты;
  • набор картинок;
  • схемы;
  • дидактические игры;
  • видеофильмы;
  • тесты.

2. литература для обучающихся:

Учебник:

     Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /  Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие  тетради:

     Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  /  Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. материалы на электронных носителях и Интернет ресурсы:

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://viki.rdf.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Электронно-программное обеспечение

компьютер;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...