Конспект урока по окружающему миру, 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

МАОУ СОШ №24 г. Сыктывкара 1 б класс

Программа А.А.Вахрушева. Школа  2100.

Учителя Княжевой О.А.

 

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностная

Тема урока

Неживая природа весной

Цели  урока

Создание условий для овладения обущающимися знаниями о неживой природе весной, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувства любви  к природе Родине.

Основные понятия, термины

Природа неживая, предметы неживой природы.

Планируемые  умения

·       уметь выделять признаки, присущие только объектам неживой природы;

·       уметь наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы;

·       уметь видеть и беречь красоту родной природы;

 

Личностные УУД

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- оценивать осваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Для учителя- А.А.Вахрушев «Окружающий мир».  Методические рекомендации для учителя.

Для учащихся:

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан  «Окружающий мир».

Раздаточный материал, рабочая тетрадь.

 ТСО:

Компьютер, мультимедийный проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx30.23 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx663.02 КБ
Файл risunok._refleksiya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

МАОУ СОШ №24 г. Сыктывкара 1 б класс

Программа А.А.Вахрушева. Школа  2100.

Учителя Княжевой О.А.

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностная

Тема урока

Неживая природа весной

Цели  урока

Создание условий для овладения обущающимися знаниями о неживой природе весной, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувства любви  к природе Родине.

Основные понятия, термины

Природа неживая, предметы неживой природы.

Планируемые  умения

  • уметь выделять признаки, присущие только объектам неживой природы;
  • уметь наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы;
  • уметь видеть и беречь красоту родной природы;

Личностные УУД

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- оценивать осваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Для учителя- А.А.Вахрушев «Окружающий мир».  Методические рекомендации для учителя.

Для учащихся:

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан  «Окружающий мир».

Раздаточный материал, рабочая тетрадь.

 ТСО:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

-осуществлять самоконтроль

Добрый день, ребята! У нас сегодня очередной урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.

- Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

Проверяют правильность расположения учебников, принадлежностей.

  1. Актуализация опорных знаний

Метапредметные

Коммуникативные

-слушать и понимать речь других

-уметь выражать свои мысли

-донести свою позицию до других

1.- Хочу начать урок с загадки – сказки (Старик годовик. Владимир Даль). Слайд 1.

Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял мороз и холод. Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы. Махнул Старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали рожь жать. Махнул Старик – годовик четвертый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, запели туманы. А птицы были не простые.

- Что это за птицы вылетели из рукава Старика- годовика? (Времена года).

- Какие времена года вы знаете? Слайд 2.

2. Работа в группах.

- Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете времена года. Сейчас вы будете работать в группах, послушайте задание. Каждая из групп (группы по желанию детей) получит свою картинку. Вы должны составить рассказ о времени года, которое у вас на картинке, не называя это время года. Ребята других групп должны догадаться, какое это время года. Дети угадывают и объясняют, по каким приметам, признакам они узнали время года, могут дополнить примерами, которые не прозвучали у выступающей группы. Времена года – осень, лето, зима.

-О каком времени года мы не вспомнили? (Весна)

 Дети слушают загадку.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Обучающиеся работают в группах.

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

  1. Постановка учебной цели.

Предметные

-правильно называть предметы неживой природы

- Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Слайд 3.

Тема урока: Времена года – весна.

Цель урока ?

  1. Формулирование проблемы, планирование.

1.– Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

– А какой сейчас месяц?  (апрель)

Март, апрель май считаются весенними месяцами по календарю, а за окном какое время года?

- Кто по – другому думает? А вот я думаю, что сейчас зима, ведь на улице много снега.

- Раз у нас с вами появились разные мнения, то мы попытаемся на этот вопрос ответить на уроке. Попытаемся доказать какое сейчас время года в природе.

Что мы должны для этого сделать? (Найдём главные признаки весны , зимы).

Раз большинство ребят сказали, что сейчас время года – весна, давайте найдем главные признаки этого времени года. Начнем с живой природы.

Дети отвечают на вопросы.

Обучающиеся высказывают своё мнение.

  1. Открытие нового знания.

Метапредметные       регулятивные:

  -учиться работать по предложенному учителем плану

-высказывать своё предположение

Познавательные

-добывать новые знания

-осуществлять анализ

 учебного материала

коммуникативные

-выразительно читать

-слушать и понимать речь других    

Предметные

-правильно называть предметы неживой природы

-правильно выделять признаки неживой природы

                                 

1. - Давайте с вами вспомним, что относится к неживой природе?

- Про что мы с вами забыли? Слайд 4.

Температура

Солнце

Вода

Осадки

Почва

Осадки

Небо

Ветер

  1. Стихотворение о весне.

Многие поэты посвятили этому времени года свои произведения. Давайте послушаем некоторые из них.

Послушайте внимательно стихотворения, о каком весеннем признаке в нем говорится?

а) Все ярче, ярче дни за днями,

Уж солнца жёлтыми кругами

В лесу деревья обвело.

- О чём говорится в стихотворении? Слайд 5.

- Март – утро года.

Почему так говорят? (Светло стало)

- Что мы делаем с вами на уроке? (умываемся, делаем зарядку).

3. Физкультминутка

Стали мы учениками.

Соблюдаем режим сами.

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья,

Делаем мы упражнения:

-Руки вверх и руки вниз.

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись,

И опять же улыбнулись.

Март -  утро года. Утром природа просыпается, приводит себя в порядок, умывается дождиком. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У весны строгий порядок работы.  Слайд 6.

21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряются: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. (день равен ночи). Этот день настоящий праздник весны. В старину этот праздник называли «сороки». На Сороки весну закликали, призывая жаворонков и других птиц.

б) Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут скорей

Небо стало выше…

- О чём стихотворение?

- Что узнали о небе, облаках?

- Что узнали о снеге?

- Почему снег тёмным стал? (Скоро растает)

 Слайд 8.

- Где самый тёмный снег? (Около дорог)

- Почему около дорог снег темный, а в лесу чистый?

- Вот посмотрите, по дороге в школу я собрала снег около дороги, а этот снег я взяла около школы. Отличается снег? Чем?

- Где быстрее тает снег? (на открытом месте)

- что узнали о льде?

Слайд 9

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное берет своё. Рушатся серебряные дороги, посинел на реке лёд. Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения рек ото льда. В апреле происходит быстрое помутнение рек, бешеный рёв воды, затопление низких берегов 0 новоднение.

- Что вы можете рассказать о наводнении?

- Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми весенними лучами солнца. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье.

Левитан написал картину «Большая вода»

Слайд 10

 - Расскажите, что вы видите на этой картинке?

Во время наводнения из своих берегов выходят не только большие реки, но и маленькие речки. Наша река Сысола тоже выходит из берегов и затапливает Заречье. Приносит большой вред наводнение жителям.

- Какой вред приносит наводнение?

Не только люди, но и животные страдают от наводнения. Николай Алексеевич Некрасов написал произведение «Дедушка Мазай и зайцы» на внеклассном чтении мы познакомимся с этим произведением.

в) Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину шумную спешат.

- О чем это стихотворение?  (лужи, ручейки)

- Скажите, какие весенние ручейки?

г) К нам весна шагает,

И сугробы тают.

Под её ногами

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

- О чём это стихотворение? (о проталинах).

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает, капает. Поэтому март еще называют в природе – капельник, протальник.

Чтение стихотворений детьми из класса.

Дети отвечают на вопросы.

Чтение стихотворений детьми из класса.

Дети отвечают на вопросы

Дети рассматривают снег и высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Дети рассматривают книгу.

Ребёнок из класса читает стихотворение.

Ответы детей.

Ответы детей.

  1. Применение нового знания.

Метапредметные

Коммуникативные

-доносить свою позицию до других

1.-Молодцы, нашли много признаков весны в стихотворениях.

– Давайте ещё раз посмотрим на предметы в неживой природе.

- Выберите самый главный. Докажите (картинки на доске).

 - Правильно, это солнце. Солнце стало пригревать сильнее, именно солнце повлияло на все изменения в неживой природе.

2. Творческое задание.

Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского «Апрель». Чайковский замечательно в своей музыке предал все звуки весны.

- Какие звуки вы услышали?

Дети рассматривают картинки.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Самостоятельная работа.

Метапредметные

Регулятивные

-учиться работать по предложенному учителем плану

Работа в рабочей тетради.

На странице 51 в рабочей тетради мы с вами выполним творческую работу. Нарисуйте только то, что произошло в неживой природе.

- Проверка

- Давайте проверим, что получилось на ваших рисунках.

- Какого цвета нарисовали снег? Какая у вас получилась река?

- Где нарисовали солнце?

- Поставьте себе самооценку за работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Дети рисуют лесенку и ставят себе самооценку

  1. Применение нового знания.

Метапредметные

Коммуникативные

-доносить свою позицию до других

Личностные

-устанавливать связь между

 целью и её результатом

Метапредметные

Регулятивные

-осуществлять самоконтроль

-выделять и осознавать то ,что уже усвоено и что нужно ещё усвоить

1.Хочу предложить всем рассмотреть картину Саврасова «Грачи прилетели».

- Расскажите, что вы видите на картине?  (наступление весны, птицы)

- О птицах и других представителях живой природы мы узнаем на следующем уроке.

2. Давайте вспомним начало урока. Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

- Какое время года за окном? (ранняя весна)

- Докажите?

- Главный признак весны – полное снеготаяние. И несмотря на то, что снег еще не сошел, уже наступает ранняя весна, а настоящая весна начнется, когда произойдет полное снеготаяние.

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Какое открытие сделали на уроке?

Дети рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Коммуникативные

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Сегодня я хочу вам подарить солнышко, если понравился наш урок – раскрасьте солнышко, можете нарисовать личико.

- Покажите, какое  у вас получилось солнышко?

- Почему у тебя такое солнышко?

  1. Домашнее задание

Найдите пословицы и поговорки о весне.

На странице 39 в учебнике составьте рассказ по иллюстрации.

  1. Организованный конец урока.

Урок оканчивается песней «Ранняя весна».

- Ребята встаньте, можете потанцевать, спеть песенку и может быть, весна быстрее к нам придёт.

Слайд 11

Ребята, спасибо за урок!

Дети поют песню, танцуют.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В Р Е М Е Н А Г О Д А

Слайд 3

Время года - ВЕСНА

Слайд 4

Весенние месяцы: МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 5

Предметы неживой природы: ТЕМПЕРАТУРА СОЛНЦЕ ВОДА ПОЧВА ОСАДКИ НЕБО ВЕТЕР

Слайд 7

21 марта – день весеннего равноденствия

Слайд 15

ВСЕМ ХОРОШЕГО ВЕСЕННЕГО НАСТРОЕНИЯ !



Предварительный просмотр:

C:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpgC:\Users\эльф\Desktop\images (6).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...