Притча «Самая главная тайна». Начать наш урок я хочу с небольшой притчи, в которой рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны -Что вам хочется сказать? Что вас заинтересовало? (Как лучше узнать человека) - В жизни мы, практически, каждый день встречаетесь с новыми людьми. Это происходит в школе, на улице, дома. Общение с незнакомым человеком всегда затруднительно, ведь вы не знаете, как он может отреагировать на ваши слова, как поведет себя в той или иной ситуации. - Прочитаем, что подумал Илюша, встретив незнакомого человека на с 24 - Какое противоречие заметили? ( Бывают такие ситуации когда первое впечатление о незнакомом человеке ошибочное. Он нам неприятен внешне, воспринимаем его как грубого, злого. А впоследствии мы понимаем, что ошиблись он добрый и весёлый. ) Какую цель поставим перед собой на урок? Как узнать человека? - Какие признаки человека являются врожденными, а какие приобретенными? (Врождённые признаки: особенности строения человеческого организма, присущие человеку с рождения: ноги, приспособлены для ходьбы, руки - для работы. Приобретённые: можно приобрести только вырастая среди людей) (в паре – карточки) - Какие из перечисленных признаков относятся к приобретённым, а какие к врождённым? Напишите буквы В и П. Умение договариваться с товарищем.(П) Две руки(В). Любовь к музыке(П). Две ноги(В). Высокий рост.(В) Способность к рисованию.(П) Волнистые волосы(В). Голубые глаза(В). Умение ходить на двух ногах(В). Красивая и правильная речь(П). Умение пользоваться электроприборами.(П) |
- Вспомните: - Что такое внутренний мир? - Личность? (внут.мир - это интересы, переживания,мысли,убеждения человека. Личность - так называют каждого обладающего разумом человека с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями, привычками, способностями) - Возвращаемся к проблеме урока «Как узнать человека?» - судим по одежке; - обращаем внимание только на черты лица; - нам кажется, что этот человек на кого-то похож, значит, и его личность тоже похожа Как узнать человека?
по одежке по чертам лица похож на кого-то Характер - Какие особенности личности человека вам нравятся? (отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность) - Это положительные черты или отрицательные? - Назовите отрицательные черты, которые вам не нравятся. (неаккуратность, грубость, обидчивость) -У каждого человека может быть только одна какая-то черта или несколько? (несколько) -А могут быть у одного человека только положительные или только отрицательные черты личности? (разные) - Давайте проверим: составьте табличку своих положительных и отрицательных черт личности
Положительные черты | Отрицательные черты
|
|
|
|
|
|
|
-У вас получились одинаковые таблички? -Вы нашли у себя только положительные или только отрицательные черты? - Сделайте вывод: какие мы? Все мы разные Каждая личность сочетает в себе как положительные черты, так и отрицательные качества. А кто-нибудь может сказать, что это такое? - Давайте посмотрим, как называется сочетание особенностей личности . (с.24) -Что такое характер? (это неповторимое, уникальное сочетание особенностей личности .) Характер определяет наши поступки, мысли, чувства. Поэтому по поступкам человека мы можем судить о его характере. Описывать характер своего знакомого, мы начинаем с тех черт, которые отличают его от остальных людей. Физминутка. Как узнать человека? - Попробуйте одним-двумя словами определить черты характера сказочных героев (с 25) –(по группам) - На что вы прежде всего обратили внимание: на внешний вид или поступки? Вывод: Нельзя оценивать человека по внешности, только общаясь с человеком можно узнать его внутренний мир, познакомиться с чертами его характера давая оценку его поступкам - Иногда черту характера можно понять даже по тому, как и что он говорит. Сейчас я буду говорить фразу сказочных героев, а вы постарайтесь угадать, какие черты характера проявляются во фразе и кому эти слова могут принадлежать: «Чую – человечьим духом пахнет!» ( Баба Яга – злая, кровожадная) «А мне неохота…» (Емеля - ленивый) «Хорошими делами прославиться нельзя!» (Старуха Шапокляк - вредная, хитрая) «Больше всего на свете я обожаю страшные приключения» (Буратино- озорник) «Ребята! Давайте жить дружно!» ( Леопольд - добрый, дружелюбный) - Как вы думаете; когда человек рождается, у него уже есть характер? - От чего зависит: вырастет ребёнок аккуратным или небрежным, добрым или злым? (Основное влияние на формирование характера оказывает воспитание в семье, школе) - Давайте вернемся к основному вопросу урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Первое впечатление о человеке часто зависит от того, как он выглядит, на кого похож (врождённые признаки), во что одет По-настоящему узнать человека можно только тогда, когда познаешь его внутренний мир, черты его личности, то есть его характер. Сочетание черт характера у всех разное. во многом оно зависит от воспитания человека в детстве. Тест Тест: “Каков Ваш характер” Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы: 1.Уважаете ли вы дружбу? 2.Привлекает ли Вас что-то новое? 3.Предпочитаете ли Вы старую одежду новой? 4.Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины? 5.Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать? 6.Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу? 7.Коллекционируете ли Вы что-нибудь? 8.Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?
Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки. Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер. От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни. Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять. -Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Как же узнать человека?) Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в группе и ответьте. (Первое впечатление о человеке часто зависит от того, как он выглядит, на кого похож, во что одет. По-настоящему узнать человека можно только тогда, когда познаешь его внутренний мир, черты его личности, то есть его характер. Сочетание черт характера у всех разное, во многом зависит от того, как воспитывали человека в детстве.) - Неповторимые черты нашего характера не выдаются раз и на всю жизнь, как паспорт, каждая из этих черт может быть в наших руках. Формирование характера продолжается в течение всей жизни. Можно пустить его на самотёк, а можно управлять этим процессом в соответствии со своими желаниями, целями, планами. Тогда и жизнь будет не стихийной, подчинённой бесконечным обстоятельствам, а осознанной, желания и планы - исполнимыми, задачи - разрешимыми. - Оцените свою работу.
Где пригодятся эти знания? Что на ваш взгляд было самым интересным? Д/з: по тетради *Нарисуйте какого-нибудь сказочного героя в такой момент, когда он совершает какой-то поступок (помогает кому-то или мешает, защищает или обманывает и т.д.) Сочините короткую историю о том, почему этот сказочный герой так поступает. Определи, какой у него характер.
|