Конспект открытого урока по теме "Органы чувств" для учащихся 3 класса
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с органами чувств.
Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, какнеобходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotspekt_uroka_okr_mir.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме "Органы чувств"
для учащихся 3 класса
Учитель: И.В.Кочетова
Цель: познакомить учащихся с органами чувств.
Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, какнеобходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрационный материал:
- плакат "Внутренние органы человека";
- диаграмма "Работа внутренних органов";
- кроссворд "Органы чувств";
- иллюстрации "Строение глаза", "Строение уха", "Строение кожи", "Как мы чувствуем запахи", "Вкус";
- лимон;
- лук;
- нож;
- набор предметов: ткань, отвертка, наждачная бумага, наперсток, карточки-тесты.
Этап урок | Структурный компонент урока | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Орг. момент | Приветствие | Проверка готовности к уроку |
2 | Целеполагание и мотивация | -С каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? -Для чего нам нужно знать свой организм? -Какие науки помогают нам изучить свой организм? -Какие системы органов вы знаете? -Ребята, когда я готовилась к уроку, ко мне пришёл мальчишка-шалунишка Незнайка. И перепутал названия органов. -У вас на столах лежат листы с названиями систем органов и маленькие листочки с названиями органов. -Какую задачу нам нужно сейчас выполнить? Проблемный вопрос. -На прошлом уроке мы познакомились с внешним и внутренним строением человека. Как вы считаете, достаточно ли человеку тех органов и их систем, о которых мы с вами говорили для того, чтобы полноценно воспринимать мир? - Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд: 1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок? 2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге? 3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у яблони? 4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? 5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? Учитель: Прочитайте ключевое слово. Какие это органы? -Правильно, тема нашего урока "Органы чувств". -Что на уроке вы хотели бы о них узнать? | Тема: организм человека. Чтобы правильно использовать свои силы. Физиология, анатомия, гигиена. Пищеварительную, нервную, кровеносную. Нужно распределить названия органов по системам. Пищеварительная: Пищевод, желудок, кишечник. Кровеносная: Сердце, кровеносные сосуды. Нервная: Головной мозг, спинной мозг, нервы. Учащиеся работают в группах. Проверка. Нет, нам нужно слышать, видеть, нюхать, и т.д. Учащиеся разгадывают кроссворд ( слайд) Ухо Глаза Кожа Нос Язык Органы Дети предполагают: их строение, как о них заботиться. |
3 | Первичное усвоение учебного материала | -Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. Давайте познакомимся с ними подробнее. Наш Незнайка считает, что А в конце урока постараемся составить памятки, как беречь органы чувств. 1. Орган зрения - глаза. Ответив на мою загадку вы узнаете, с какого органа мы начнём. Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые полагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через которое свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. . Опыт - значение зрения. Строение органа зрения - работа по схеме. Глаза расположены в глазницах - специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами. Веко - это подвижный покров глаз. Ресница - это волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками - моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слезы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки. Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нем есть радужная оболочка, именно ее цвет определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, а затем на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей - прозрачной оболочкой Проведем опыт - закроем один глаз, а потом попросим соседа показать два карандаша, из которых один будет чуть - чуть ближе к нам. | Учащиеся отгадывают загадку: Брат с братом через дорогу живут А один другого не видит (глаза) Сообщение ученика: Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда лишь человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Значение зрения. Зрение-способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.(слайд |
4 | Физкультминутка | Комплекс упражнений для глаз. Дети выполняют сидя за партами. 1) Быстро поморгать,закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз. 1) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза. | |
5 | Первичное усвоение учебного материала. (продолжение) | 2) Орган слуха - уши.
Значение слуха. - С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. второй по важности орган чувств у человека - ухо. Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле. Орган слуха - уши. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо - это орган слуха и равновесия. Запись в тетрадях. Строение слухового органа. Учитель: Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы с вами называем ушами - это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Воспринимаемые звуки - это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них - наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где информируется ощущение Звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки. Вся жизнь протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь - это звуковые колебания. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Только нормальное состояние слухового аппарата позволяет слышать. Если какая - либо его часть нарушена, то слуховых ощущений не возникает. Опыт - игра. 3) Орган обоняния - нос. Ребята закройте глаза, а я вам загадаю загадку. (Учитель разрезает лимон и лук, проносит его по классу, разносится благоприятный запах) Чему принадлежит этот запах? При помощи какого органа вы почувствовали этот запах. Правильно, нос - орган обоняния. Значение обоняния; Обоняние - это восприятие запахов. Зачем человеку обоняние? Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре. Строение органа обоняния. Орган обоняния - нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней - миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу. Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает "травы", "запах розы", и т.д. Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости. 4) Орган вкуса - язык. Значение органа вкуса. Органом вкуса является язык. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень - горькое, боковая часть - кислое, область между кончиком и боковой частью - соленое. Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса. Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения. Опыт - игра. 5) Орган осязания - кожа. Опыт - кожа орган осязания.
Осязание - это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания - кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания. . Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача - противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. раздражимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав кожи, является органическое вещество кератин, благодаря которому, кожа сама не рвется и не сползает. Строение органа осязания. (Приложение) Учитель: Рассматривая кожу под микроскопом можно увидеть тонкий слой - надкожицу и менее четко толстый слой - собственную кожу. Его толщина 1-2 мм, здесь находятся корни волос, маленькие железки. Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в "два этажа". Ночью и днем температура нашего тела внутри почти не меняется. Об этом заботится кожа - главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции - сужение и расширение сосудов, расположенных в "верхнем этаже". Когда они расширяются, по ним течет много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам "нижнего этажа" и кожа становится холодной. В собственно коже находятся и сальные железы, которые через специальные отверстия выделяют на поверхность кожи пот и жир. | У зверушки - На макушке, А у нас- Ниже глаз. Дети отгадывают загадку. Ответ - уши. Сообщение ученика: Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там, т. о. мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. Дети приходят к выводу: ОРГАН СЛУХА ПОМОГАЕТ СЛЫШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Один ученик выходит к доске. Поворачивается к ней. Учащийся с места произносит фразу: "Это я" Водящий отгадывает и садится на место. К доске выходит другой ученик. Учащиеся: лимону и луку Учащиеся: Носа Значение обоняния; Обоняние - это восприятие запахов. Сообщение ученика: С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу. Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре. Дети делают несколько коротких нюхательных движений. Вывод: ОРГАН ОБОНЯНИЯ ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА; Сообщение ученика: Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык - один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Учащиеся с закрытыми глазами пробуют пищу, определяя её. Вывод: ОРГАН ВКУСА ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ПИЩУ вызвать одного ученика и провести ему по руке различными материалами: тканью мягкой и шероховатой, холодным железом, прикоснуться своей рукой) Сообщение ученика: Кожа, оказывается, может "рассказать" человеку о том, что его окружает. Чувственность нашего скафандра заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие окончания Значение осязания. С помощью кожи наш организм предупреждает нас об угрозе. |
6 | Физкультминутка. | Игра "Покажи органы чувств" Повторяют за учителем, стараясь быть внимательным. | |
7 | Ребята, А какой орган самый важный для человека? Ребята, что вы хотите ответить Незнайке, который считает, что не обязательно заботиться об органах чувств? | Работа в группах. Сценка ( см. проложение) Ребята приводят доводы, примеры, доказывают, что необходимо заботиться об органах чувств. Учащиеся в группах составляют памятки, об одном органе чувств. (учебник стр. 132) Проверка на слайдах. | |
8 | Домашнее задание. | ||
9 | Рефлексия (итог урока) | -Ребята, я вам буду читать определения, а вы мне назовёте орган чувств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Школа России" по теме "Письменное деление многозначных чисел на однозначное .Урок закрепления"
Данный конспект урока поможет в интересной форме закрепить устные и письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».
План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....