Урок ознакомления с окружающим миром "В гости осень к нам пришла".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4 классе (коррекционном). Тема: "В гости осень к нам пришла".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira..doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная)

                                   школа-интернат 8 вида»

Урок ознакомления с окружающим миром           Тема: «В гости осень к нам пришла».

                                        Автор: Архипова М. А.,

                                              учитель начальных классов.

                                                     2011г.

Тема: В гости к осени.

Цель: систематизировать и обобщать знания детей о характерных признаках осени.

Задачи:

1.расширить знания детей об осенних изменениях в природе; обогащение словарного запаса через введение новых терминов;

2.коррекция и развитие диалогической речи через ответы на вопросы; развитие общей и мелкой моторики с помощью физкультминуток; развитие эмоциональной сферы через игровые моменты и элементы арт-терапии; коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в сравнении, отгадывании загадок; развитие внимания через игру «Подбери листок»; развитие творческих способностей;

3.воспитание базовых эмоций личности, умения работать в парах.

Оборудование: аудиозапись, плакат «Образ осени», конверты с заданиями, осколочная картинка, наборы букв – «в гости к осени», корзина с яблоками, краски.

                                           Ход урока.

1. Организационный момент.

 а).         Мы умные!

              Мы дружные!

              Мы внимательные!

              Мы старательные!

              Мы отлично учимся!

              Всё у нас получится!

б). Игра на развитие внимания «Подбери листок». Учитель демонстрирует большой кленовый лист с точечками; середина листа вырезана. Предлагает разные элементы кленового листа, из которых ученики должны выбрать подходящий по цвету и форме.

2. Введение в тему.

а). Вводная беседа:

 - Как одним словом можно назвать эти листья? (Осенние.) Почему? Какое это время года?

б). Определение темы урока.

Задание: «Составь тему урока из этих букв». Каждому ученику даётся набор букв – «в гости к осени». Они должны выложить название темы урока на парте и сравнить с тем, что записано на доске (тема урока на доске до этого момента была закрыта).

3. Изучение нового материала.

  - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Осень. (Вывешивается плакат «Образ осени».)

          Ученик:               Осень подошла неслышно,

                                      Тихо встала у ворот.

                                       В огороде листик вишни

                                       На дорожку упадёт…

                                       А потом, уж жди не жди, -

                                       Моросящие дожди

                                       Пеленой затянут просинь,

                                       В гости к нам приходит осень!

 - Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой трёх братьев. Кто из вас догадался, что это за братья? (Месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.)

                         Загадка.

        Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

        И на южный край земли потянулись журавли.

        Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?  (Сентябрь.)

                             (Вывешивается картинка.)

Ученик: Сентябрь-хмурень,

              Не хнычь, дурень,

              Свой кафтан ты не рви,

              Бабье лето зови.

              Ты пичужкам подари

               Бусы из рябины,

               Мне и другу новому –

               По листу кленовому.

- Сентябрь совмещает лето и осень. Оранжевеют осинки. Полыхают холодным пожаром берёзовые рощи, горят костры рябин. Осыпается лист, стелются жёлтые дорожки. В древности сентябрь называли ЖОВТЕНЬ – за жёлтый цвет листвы.  

                          Загадка.  

Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)   

                               (Вывешивается картинка.)      

Ученик:  На водах золотая рябь,

               Летит, летит листва.

               Ветрами зябкими октябрь

               Всё лезет в рукава.

               Он сам себе и царь, и князь,

               Но весь дождём пропах,

               И месит грязь, и месит грязь,

               И ходит в сапогах.

 - Какие изменения в природе происходят в октябре? (С деревьев облетают листья, часто идут дожди, становится холоднее.) 

 - Действительно – октябрь – суровый месяц. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК – на дорогах груды грязи.

                                        Загадка.    

Поле чёрно-белым стало, падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало – льдом сковало воды рек.

 Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)   

                              (Вывешивается картинка.)      

     Ученик:   Бродит лесом листогной.

                     Осень борется с зимой.

                     Ну, а солнце, как на грех,

                      Улыбается сквозь снег.

                      И глядит, глядит заря

                      На капризы ноября.

 - О каких признаках ноября вы услышали в этом стихотворении? (Гниют опавшие листья, первый снег, солнце выходит реже.)

 - Ноябрь – суровый и хмурый месяц. Света белого мало. Снег вперемешку с грязью. Стынет речка. В народе ноябрь называли по-разному: СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ.

                        Сценка «Осенние разговоры».

Черепаха. Слышишь, Улитка?

                  В дальние страны ветер уносит птиц караваны.

                  Как хорошо нам без их трескотни

                  В долгие ночи, зимние дни!

                  Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

                  Спряталась в домик. О чём ты грустишь?

Улитка.     Нет, Черепаха, зимою и летом

                  Я не скучаю в домике этом.

                  Скромно живу и не знаю, бывает,

                  Кто улетает, а кто прилетает.

                  Что ж тут грустить? Но другие иначе…

                  Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Лягушка.  Вот насмешили! Вот чудаки!

                  Аист меня сторожил у реки.

                  Он улетел, и, скажу вам, друзья,

                  Только теперь успокоилась я.

                  Квакаю громко и не боюсь,

                   Что в животе у него окажусь.    

                   Слышите, каркает ворон на ели?

                   Ворон жалеет, что все улетели.

Ворон.       Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

                   Здесь я остался лучшим певцом.

                   Слушайте дивную песню мою.

                   Сладок мой голос, когда я пою.

Заяц.          Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

                   Певчие птицы пели нам слаще.

                   Только они улетели на юг,

                   Голо и тихо стало вокруг.

                   Грустная осень пришла на поля,

                   Снегом покроется скоро земля.

                   Лес золотой осыпает листву.

                   Я одиноко и скучно живу.

                   Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,

                   С вашими песнями будет теплей.

4 Физкультминутка (под музыку).

5. Уточнение признаков осени.

6. Закрепление.

 - Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас сюрпризы.

а). Игра «Собери картинку».

 - Загляните под свои парты.

Дети достают разноцветные конверты. В них лежат разрезанные на части картинки. У каждого ученика свой конверт. Картинки разрезаны на такое количество частей ( 2, 3, 4, 8), которое доступно ему для выполнения задания.

б). Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенняя пора – птицы со двора.

В ноябре зима с осенью борется.

в). Творческая работа.

 - Ребята, посмотрите на портрет нашей гостьи. Чего в нём не хватает? (Красок.) Каких красок? (Жёлтых, красных, оранжевых.) Давайте украсим осень, добавим красок в её образ. Раскрасьте свои листочки, но красить мы будем не кисточкой – я вам их не дала, а пальчиками. Какие цвета будем использовать?

(Дети раскрашивают листочки под спокойную музыку и приклеивают на плакат с изображением Осени.)

 - Посмотрите, ребята, какая красивая у нас теперь гостья. А помогли ей именно вы. И за это Осень хочет вас отблагодарить и дарит вам свои осенние подарки (яблоки в корзине).

7. Рефлексия. Подведение итогов.

☼ ☼ ☼

 - Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение. (Рисуем пальчиком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....

"В гости осень к нам пришла"

Осенний праздник...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

В гости осень к нам пришла (интеллектуальная игра)

Интеллектуальная игра "в гости осень к нам пришла" для начальных классов. Игра содержит различные виды занимательных заданий, которые помогут школьникам вспомнить и обобщить свои знания по т...

Конспкет урока музыки «Что ты рано в гости осень к нам пришла» 1 класс

Выявлять характер музыки:грустно, печально, жалобно, уныло;откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями;принимать  организованное участие в общей игре;выражать в цве...

Урок по Окружающему миру. Тема: «Осень, жизнь деревьев.»

1 класс. Окружающий мир. Тема: " Осень, жизнь деревьев" . Закрепляются понятия периодов ранней, золотой и поздней осени. Применяется дидактическая игра "Оденься на прогулку". Расши...