Урок ознакомления с окружающим миром "В гости осень к нам пришла".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4 классе (коррекционном). Тема: "В гости осень к нам пришла".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira..doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная)
школа-интернат 8 вида»
Урок ознакомления с окружающим миром Тема: «В гости осень к нам пришла».
Автор: Архипова М. А.,
учитель начальных классов.
2011г.
Тема: В гости к осени.
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о характерных признаках осени.
Задачи:
1.расширить знания детей об осенних изменениях в природе; обогащение словарного запаса через введение новых терминов;
2.коррекция и развитие диалогической речи через ответы на вопросы; развитие общей и мелкой моторики с помощью физкультминуток; развитие эмоциональной сферы через игровые моменты и элементы арт-терапии; коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнений в сравнении, отгадывании загадок; развитие внимания через игру «Подбери листок»; развитие творческих способностей;
3.воспитание базовых эмоций личности, умения работать в парах.
Оборудование: аудиозапись, плакат «Образ осени», конверты с заданиями, осколочная картинка, наборы букв – «в гости к осени», корзина с яблоками, краски.
Ход урока.
1. Организационный момент.
а). Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
б). Игра на развитие внимания «Подбери листок». Учитель демонстрирует большой кленовый лист с точечками; середина листа вырезана. Предлагает разные элементы кленового листа, из которых ученики должны выбрать подходящий по цвету и форме.
2. Введение в тему.
а). Вводная беседа:
- Как одним словом можно назвать эти листья? (Осенние.) Почему? Какое это время года?
б). Определение темы урока.
Задание: «Составь тему урока из этих букв». Каждому ученику даётся набор букв – «в гости к осени». Они должны выложить название темы урока на парте и сравнить с тем, что записано на доске (тема урока на доске до этого момента была закрыта).
3. Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла Осень. (Вывешивается плакат «Образ осени».)
Ученик: Осень подошла неслышно,
Тихо встала у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт…
А потом, уж жди не жди, -
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
В гости к нам приходит осень!
- Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой трёх братьев. Кто из вас догадался, что это за братья? (Месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Загадка.
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
(Вывешивается картинка.)
Ученик: Сентябрь-хмурень,
Не хнычь, дурень,
Свой кафтан ты не рви,
Бабье лето зови.
Ты пичужкам подари
Бусы из рябины,
Мне и другу новому –
По листу кленовому.
- Сентябрь совмещает лето и осень. Оранжевеют осинки. Полыхают холодным пожаром берёзовые рощи, горят костры рябин. Осыпается лист, стелются жёлтые дорожки. В древности сентябрь называли ЖОВТЕНЬ – за жёлтый цвет листвы.
Загадка.
Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
(Вывешивается картинка.)
Ученик: На водах золотая рябь,
Летит, летит листва.
Ветрами зябкими октябрь
Всё лезет в рукава.
Он сам себе и царь, и князь,
Но весь дождём пропах,
И месит грязь, и месит грязь,
И ходит в сапогах.
- Какие изменения в природе происходят в октябре? (С деревьев облетают листья, часто идут дожди, становится холоднее.)
- Действительно – октябрь – суровый месяц. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК – на дорогах груды грязи.
Загадка.
Поле чёрно-белым стало, падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало – льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)
(Вывешивается картинка.)
Ученик: Бродит лесом листогной.
Осень борется с зимой.
Ну, а солнце, как на грех,
Улыбается сквозь снег.
И глядит, глядит заря
На капризы ноября.
- О каких признаках ноября вы услышали в этом стихотворении? (Гниют опавшие листья, первый снег, солнце выходит реже.)
- Ноябрь – суровый и хмурый месяц. Света белого мало. Снег вперемешку с грязью. Стынет речка. В народе ноябрь называли по-разному: СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ.
Сценка «Осенние разговоры».
Черепаха. Слышишь, Улитка?
В дальние страны ветер уносит птиц караваны.
Как хорошо нам без их трескотни
В долгие ночи, зимние дни!
Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?
Спряталась в домик. О чём ты грустишь?
Улитка. Нет, Черепаха, зимою и летом
Я не скучаю в домике этом.
Скромно живу и не знаю, бывает,
Кто улетает, а кто прилетает.
Что ж тут грустить? Но другие иначе…
Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?
Лягушка. Вот насмешили! Вот чудаки!
Аист меня сторожил у реки.
Он улетел, и, скажу вам, друзья,
Только теперь успокоилась я.
Квакаю громко и не боюсь,
Что в животе у него окажусь.
Слышите, каркает ворон на ели?
Ворон жалеет, что все улетели.
Ворон. Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?
Здесь я остался лучшим певцом.
Слушайте дивную песню мою.
Сладок мой голос, когда я пою.
Заяц. Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?
Певчие птицы пели нам слаще.
Только они улетели на юг,
Голо и тихо стало вокруг.
Грустная осень пришла на поля,
Снегом покроется скоро земля.
Лес золотой осыпает листву.
Я одиноко и скучно живу.
Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,
С вашими песнями будет теплей.
4 Физкультминутка (под музыку).
5. Уточнение признаков осени.
6. Закрепление.
- Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас сюрпризы.
а). Игра «Собери картинку».
- Загляните под свои парты.
Дети достают разноцветные конверты. В них лежат разрезанные на части картинки. У каждого ученика свой конверт. Картинки разрезаны на такое количество частей ( 2, 3, 4, 8), которое доступно ему для выполнения задания.
б). Работа с пословицами.
Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенняя пора – птицы со двора.
В ноябре зима с осенью борется.
в). Творческая работа.
- Ребята, посмотрите на портрет нашей гостьи. Чего в нём не хватает? (Красок.) Каких красок? (Жёлтых, красных, оранжевых.) Давайте украсим осень, добавим красок в её образ. Раскрасьте свои листочки, но красить мы будем не кисточкой – я вам их не дала, а пальчиками. Какие цвета будем использовать?
(Дети раскрашивают листочки под спокойную музыку и приклеивают на плакат с изображением Осени.)
- Посмотрите, ребята, какая красивая у нас теперь гостья. А помогли ей именно вы. И за это Осень хочет вас отблагодарить и дарит вам свои осенние подарки (яблоки в корзине).
7. Рефлексия. Подведение итогов.
☼ ☼ ☼
- Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение. (Рисуем пальчиком.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."
В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....
"В гости осень к нам пришла"
Осенний праздник...
Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"
Необходимо организовать и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...
В гости осень к нам пришла (интеллектуальная игра)
Интеллектуальная игра "в гости осень к нам пришла" для начальных классов. Игра содержит различные виды занимательных заданий, которые помогут школьникам вспомнить и обобщить свои знания по т...
Конспкет урока музыки «Что ты рано в гости осень к нам пришла» 1 класс
Выявлять характер музыки:грустно, печально, жалобно, уныло;откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями;принимать организованное участие в общей игре;выражать в цве...
консультация в гости осень к нам пришла
консультация...
Урок по Окружающему миру. Тема: «Осень, жизнь деревьев.»
1 класс. Окружающий мир. Тема: " Осень, жизнь деревьев" . Закрепляются понятия периодов ранней, золотой и поздней осени. Применяется дидактическая игра "Оденься на прогулку". Расши...