Кто такие рыбы?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему
Знакомство детей с понятием «рыбы».
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Надпредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ryby.docx | 23.1 КБ |
proekt_.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения №53 г. Подольска.
План-конспект урока по окружающему миру 1 класс.
Кто такие рыбы
Михеева Елена Евгеньевна
Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ
Цель: Знакомство детей с понятием «рыбы».
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Надпредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Михеева Елена Евгеньевна | |
Место работы | Г.Подольск МОУ №53 | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 1 класс | |
Тема и номер урока в теме | Кто такие рыбы. № 24 | |
Предметная программа и её автор | Окружающий мир. Плешаков А.А. | |
Тип урока | Комбинированный. Урок ознакомления и закрепления изученного материала. | |
Модель организации УПД младших школьников | АРМ – фронтальная работа. | |
Необходимое оборудование | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание. | |
Структура и ход урока | Конспект |
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
- мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок.
- я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
- Мотылек, мотылек, я ловить тебя не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю сколько ног у тебя, мотылек.
- я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять….
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
Ребята, сколько же ног у мотылька?
Вспомните, у каких животных 6 ног?
А сегодня нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой?
Послушайте историю…..
Так на какой вопрос мы должны с вами ответить?
III. Новая тема.
- Вспомните, каких рыб вы знаете?
- Отгадывание загадок на стр.74
Загадки не простые, отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных.
Отгадываем первую загадку.
- Что нам подсказывает отгадка? (рыбы водные животные)
Строение рыбы слайд
Построение модели рыбы(приложение)
- А что нам подсказывает вторая отгадка? Учитель: «Что это за одежда? (Чешуя.)» (тело рыбы покрыто чешуёй)
Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 73 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.
Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно
Рассказ учителя. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Подвести итог, кто такие рыбы, если кто-то ошибся исправить.
Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб.
Учитель: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.
Учитель предлагает хором сказать нужное слово:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 72—73 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ерш)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука)
Ее называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у нее в шесть рядов
и острые, как бритва.
(Акула)
Эта рыба плоская, как блин,
и все время лежит на дне.
(Камбала)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».
Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых еще не говорили, прочитать их названия и самим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии с тем, которое давал учитель). Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают.
После этого выполняется задание в рабочей тетради (с. 64, № 1). Дети работают самостоятельно, в случае затруднений сверяются с учебником.
Далее проводится работа в группах (бригадах). Каждая бригада получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике.
План описания рыбы
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
4. Форма тела.
5. Окраска туловища, плавников.
6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).
План описания также приведен на карточке. Его читает бригадир, описание составляется коллективно. Затем представители бригад выступают со своими описаниями перед классом.
В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 64, № 2).
При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.
- Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)
-Приведите примеры. (Ответы детей.)
Беседа.
(На экране картина с изображением рыб)
- Кто такие рыбы? (Ответы детей)
-Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)
-Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)
- Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — два раза.
Литература.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» 1 класс ФГОС – Москва «ВАКО» 2013
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс «Перспектива» ФГОС – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс «Перспектива» ФГОС – Москва «Просвещение» 2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Сейчас я расскажу вам о строении рыб на примере краснопёрки. Почему эта рыба так называется?
ЖАБЕРНАЯ КРЫШКА ТУЛОВИЩЕ ПЛАВНИКИ ГОЛОВА ХВОСТ
краснопёрка Почему эта рыба так называется?
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Речные рыбы
окунь
щука
карась
сом
ёрш
Морские рыбы
сельдь
треска
морской окунь
камбала
акула
У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл.
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна.
Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва.
Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов. Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне.
Однажды проделали опыт: положили её в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба – вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....