урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

крещение Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_30.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черепетская СОШ им. Н.К.Аносова

ВО ВРЕМЕНА

ДРЕВНЕЙ РУСИ.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 4 КЛАСС

Работу выполнила

учитель начальных классов

Бурдастова Вера Вячеславовна

Черепеть 2015

Цели:

- формировать  представление о Древней Руси, русских князьях;

- дать представление о крещении Руси;

- развивать устную речь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование:

физическая карта, репродукции картин В. М. Васнецова «Три богатыря», репродукция картины Васнецова «Монах Нестор», изображение с иконы «Святой Владимир», репродукции картин Васнецова «Крещение Владимира», К.В. Лебедева «Крещение киевлян»

Оформление доски

Тема: Крещение Руси

  1. Княгиня Ольга
  2. Вера древних славян
  3. Крещение Руси
  4. Кирилл и Мефодий
  5. Календарь памятных дат

1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее….                          

Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (восточные славяне).

О каком временном периоде в жизни восточных славян  мы говорили на прошлом уроке

(5 в. нашей эры).

Проверка д/з

А сейчас мы проверим ваши знания, обратите внимание на экран.

Проверочная работа на диске

А сейчас вы получите тест, с помощью которого я проверю, как вы усвоили пройденный материал. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: А, В, С. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях  уровня С может быть как один, так и несколько верных ответов. (решают тест)

Тест. Жизнь древних славян

А1. Когда древние славяне населяли восточную Европу?

  1. до нашей эры
  2. в начале первого тысячелетия
  3. в середине первого тысячелетия
  4. в начале второго тысячелетия

А2. Какие народы не относятся к племенам древних славян?

  1. русские
  2. кельты
  3. украинцы
  4. белорусы

А3.Что служило жилищем древним славянам?

  1. землянки
  2. замки
  3. пещеры
  4. дома из камня

А4. Какое сооружение обогревало жилище древних славян?

  1. камин
  2. печь с трубой
  3. печь без трубы
  4. очаг

В1. Из чего древние славяне делали посуду?

  1. из камня
  2. из стекла
  3. из глины
  4. из железа

В2. Какой бог был одним из главных у древних славян?

  1. Зевс
  2. Перун
  3. Ра
  4. Иисус Христос

С1. Чем занимались древние славяне?

  1. бортничеством
  2. охотой
  3. земледелием
  4. кораблестроением

Положите ваши работы на край стола.

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.

Тема урока «Во времена Древней Руси. Крещение Руси». (слайд)

3.Работа по теме урока 

Но прежде чем говорить о Князе Владимире, давайте вспомним, что мы знаем о княгине Ольге.

(смотрим фрагмент 2)

Что вы узнали нового о княгине?

- Княгиня установила порядок сбора дани, она видела в жизни много жестокости и поняла, что жестокостью и злом Русь не станет сильной и великой. Ольга первая приняла крещение и христианскую веру в Константинополе.

Физминутка

6.Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко.

Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире, он был внуком княгини Ольги. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. У русского народа в обычае  было давать своим правителям прозвища.

Кто из вас знает, как нарекали князя Владимира ? Красным Солнышком.

Как вы думаете, за что могли так назвать русского князя?

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.

Показ репродукции картины «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова.

Учитель: С 1880 года создавал Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.

        Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри». О ней нам расскажет Ваня

Ученик: На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

        За спинами богатырей – Русская земля,  степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага.

Учитель: Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. Вспомним с вами о вере славянских племен (смотрим фрагмент 4)

Итак, что же сделал Владимир, чтобы объединить людей? (Владимир решил объединить всех богов, в которых верили славяне, чтобы и люди объединились, он поставил всех идолов на одном холме)

Было ли успешным такое объединение?

Это объединение не было успешным.

Как вы думаете, почему?

Потому что люди должны верить в одного бога, чтобы объединиться.

(фрагмент 5)

Князь Владимир не зря был воспитан своей мудрой бабушкой, княгиней Ольгой, он понял: необходимо выбрать веру в одного бога. Тогда Русь станет вровень с теми народами мира, что уже обрели такую веру. Сначала – пишет Нестор - выслушал князь послов из разных стран, всяк свою веру хвалит. Чтобы разобраться, по совету бояр, послал князь разузнать о вере в чужих странах десять своих саамы умнейших  послов. Те, вернувшись, рассказали, что и где видели. Больше всего поразила послов красота церковного богослужения в греческой земле, в Царьграде. Понял Владимир: где красота – там добро, где добро – там правда, а где правда – там спасенье. Так чувство красоты, определили выбор христианской веры на Руси.

В 988 году князь Владимир принял крещение в Корсуни  (фрагмент 6)

Кто же и почему уговорил Владимира креститься? (его невеста Анна, потому что у него очень разболелись глаза и во время крещения он прозрел, увидев это, многие дружинники тоже крестились)

Что сделал князь по возвращению в Киев? (он крестил своих детей)

Как называется то место, где они крестились? (Крещатиком)

Что случилось после? (затем крестились все киевляне)

Почему же Владимира нарекали Красным Солнышком? ( потому что мудрый выбор принес на Русь свет христианства)

(фрагмент 7) Позже в память о великом событии и в знак духовной связи с Византией сын Владимира великий киевский князь Ярослав Мудрый повелел греческим мастерам поставить в Киеве собор Святой Софии, как в Константинополе. Собор Святой Софии был возведен и центре Великого Новгорода. С тех пор возник обычай строить храмы в память о событиях, важных для России.

Отчего в России появился обычай строить храмы? (храмы строили в память о каком-либо важном историческом событии, а началось это со времени княжения Ярослава Мудрого, когда он повелел поставить собор в Киеве в честь крещения Руси)

 С крещением появилась на Руси письменность, ее создали просветители славянских народов Кирилл и Мефодий стр. 21 читает …

(фрагмент 8)

За что наши предки ценили добрые, умные книги, которые появились на Руси с принятием христианской веры?

(эти книги ценили за то, что они могли научить различать добро и зло, ставили в пример образ идеального , святого человека. Для каждого звучали заповеди: не убивай, не лги, почитай отца и мать)

Посмотрите древние книги (фрагмент 9)

Скажите, а достаточно ли знаний о просветителях Кирилле и Мефодии дано в учебнике? (нет)

Мы с вами на нашем кружке очень подробно говорили  о славянской письменности и Кирилле и Мефодии, смотрели фильм, работали с презентацией, когда заполняли календарь памятных дат. Откройте календарь на стр.22

(Читают)

Итак, 24 мая – это день памяти ….. (создателей славянской грамоты Кирилла и Мефодия)

24 июля – (день памяти великой киевской княгини Ольги)

28 июля – (день памяти великого князя Владимира – крестителя древней Руси)

Запомните эти даты и запишите в сои календари.

Работа в р/т

А сейчас мы поработаем в парах, я раздам вам карточки с пословицами о вере и о добре, но написано будет только начало пословиц. Ваша задача их дописать.

Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Бог видит, кто кого обидит.

Не рой другому ямы: сам в нее попадешь.

Бог тому подает, кто рано встает.

Дружбу помни, а зло забывай.

За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.

Кабы не Бог, кто бы нам помог?

Без веры Господь не избавит, без правды не исправит.

Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.


Обобщение по вопросам учителя:

Что такое крещение? (обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви)

С какой целью Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами)

Легко ли принял народ новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обычаи и празднества сохранились до наших дней – масленица, колядование, день Ивана Купалы)

В чем отличие христианства от язычества? (Язычники поклонялись многим богам, приносили жертвы богам, иногда человеческие. Новая вера учила думать не только о своем благе, но и благе ближнего, сплачивала людей)

За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.(слайд)

Вывод учебник с.23

Оценка и д/з

Кто родителей почитает, тот

Кто добро творит, того

Бог видит, кто

Не рой другому ямы:

Бог тому подает,

Дружбу помни,

За Христом пойдешь,

Кабы не Бог, кто

Без веры Господь не избавит,

Свет в храме от свечи, а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...