Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
конспект по окружающему миру в 4 классе "Растения леса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия с применением ИКТ
Тема: Растения леса
Цель: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
- обучающая: познакомить с растительным миром леса, систематизировать представления о видах леса и ярусности в них;
- развивающая: развивать общеучебные умения и навыки: умение использовать в работе ранее полученные знания, умение анализировать, рассуждать, делать обобщения и выводы;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес к окружающей природе, бережное отношение к лесному сообществу.
Категория обучающихся: учащиеся 4 класса
Оборудование и программное обеспечение: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, гербарии для практических работ, набор для рефлексии.
Ход урока:
№ п/п | Этапы учебного | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Технологическое сопровождение (слайды презентации) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. | Организационный момент | - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. | Дети внимательно слушают и рассматривают картины. | |
II. | Актуализация знаний | -А что вы знаете о лесе? - Чем является лес для живых организмов? | - Для живых организмов лес является домом. | |
III. | Сообщение темы и целей рока | Привлекая результаты наблюдений на экскурсии, а также жизненный опыт учащихся, учитель предлагает сравнить условия жизни на лугу и в лесу. | На основе сравнения учащиеся подводятся к выводу о том, что состав растений на определенной территории зависит от условий окружающей среды (освещенность, влажность, температура воздуха, состав почвы). В то же время и сами растения (прежде всего деревья) оказывают влияние на окружающую среду. | |
IV. | Знакомство с новым материалом | Работа с учебником «Какие растения растут в лесу» стр 65 Какие бывают леса? -Что вы знаете о лесах нашего края? -Какие растения растут в сосновых лесах? Почему? -А в еловых лесах? Почему -Разные деревья по-разному влияют на окружающую среду. Так, сосновые леса — светлые и сухие, а еловые — тенистые и влажные. Практическая работа по изучению особенностей хвойных растений леса (работа с гербарием) Учащимся предлагаются следующие задания: 1. Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните хвоинки по размеру, форме, окраске, запаху, на ощупь, по расположению на ветке. 2. Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске. 3. Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения. Обобщение. Практическая работа по изучению особенностей лиственных растений леса (работа с гербарием) 1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников. Сравните листья по размеру, форме, окраске, краю листовой пластинки, расположению. 2. Сравните стебли по форме, окраске, на ощупь. 3. Рассмотрите цветки и плоды этих растений. Определите способ распространения плодов или семян. Обобщение. | -Хвойные, лиственные, смешанные. - В нашем краю преобладают смешанные леса. - Растения, которым нужно много света и мало влаги. - Тенелюбивые и влаголюбивые растения. Дети выполняют задания практической работы по изучению особенностей хвойных растений леса (работа с гербарием) Дети выполняют задания практической работы по изучению особенностей лиственных растений леса (работа с гербарием) | Слайды 3,4,5 Слайд 9-11 Слайды 12-16 |
Физкультминутка | Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. «Как растения леса приспособлены к совместной жизни» -В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни. Давайте понаблюдаем, какие растения живут сообща в лесу. -Чем является лес для живых организмов? - А какой этот дом? Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания. -Растения с мягкими зелеными стеблями. -Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. -Многолетние растения с крупным твердым стеблем. -Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Запишем это в тетради в виде таблицы. Количество ярусов зависит от типа леса. -Какие растения расположились в верхнем ярусе смешанного леса? -В среднем ярусе? -Что растет в нижнем ярусе? -А что же растет на самой земле? -Вы, наверное, заметили, чем больше ярусов, тем гуще тень. Но растения не могут жить без света. Как же разрешить этот вопрос природы? Ваше мнение? -Как распространяются семена и плоды растений? | Дети выполняют движения. -Для живых организмов лес является домом. -Большой, многоэтажный. -Травы. - Кустарники. - Деревья. Дети работают с таблицей по образцу. -Ели, сосны, березы, клены, и т.д. - Калина, шиповник, волчье лыко и т.д. -Трава. - Лишайники и мхи. - Ель, отбрасывая тень, подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место (ель) А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками. | Слайд 17. Слайд 18. Слайд 19. | |
V. | Закрепление изученного. | -Самостоятельно выполните задание 59 в рабочей тетради. | Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. | |
VI. | Рефлексия. | На доске вывешивается дерево, вырезанное из листа ватмана. - Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик. - Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. Учитель задает домашнее задание. | Дети прикрепляют листики. |
Конспект разработала: учитель начальных классов высшей категории МОУ НОШ № 2 Козлова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...