Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Лариса Викторовна

конспект по окружающему миру в 4 классе "Растения леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с применением ИКТ

Тема: Растения леса

Цель: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи:

  • обучающая: познакомить с растительным миром леса,  систематизировать представления о видах леса и ярусности в них;
  • развивающая: развивать  общеучебные умения и навыки: умение использовать в работе ранее полученные знания, умение анализировать, рассуждать,  делать обобщения и выводы;
  • воспитательная: воспитывать познавательный интерес к окружающей природе, бережное отношение к лесному сообществу.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса

Оборудование и программное обеспечение: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, гербарии для практических работ, набор для рефлексии.

Ход урока:

№ п/п

Этапы учебного

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Технологическое

сопровождение

(слайды

презентации)

1

2

3

4

5

I.

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие.

Дети внимательно слушают и рассматривают картины.

Слайд 1.

II.

Актуализация знаний

-А что вы знаете о лесе?

- Чем является лес для живых организмов?

- Для живых организмов лес является домом.

III.

Сообщение темы и целей рока

Привлекая результаты наблюдений на экскурсии, а также жизненный опыт учащихся, учитель предлагает сравнить условия жизни на лугу и в лесу.

На основе сравнения учащиеся подводятся к выводу о том, что состав растений на определенной территории зависит от условий окружающей среды (освещенность, влажность, температура воздуха, состав почвы). В то же время и сами растения (прежде всего деревья) оказывают влияние на окружающую среду.

IV.

Знакомство с новым материалом

Работа с учебником

«Какие растения растут в лесу» стр 65

Какие бывают леса?

-Что вы знаете о лесах нашего края?

-Какие растения растут в сосновых лесах? Почему?

-А в еловых лесах? Почему

-Разные деревья по-разному влияют на окружающую среду. Так, сосновые леса — светлые и сухие, а еловые — тенистые и влажные.

Практическая работа по изучению особенностей хвойных растений леса

(работа с гербарием)

Учащимся предлагаются следующие задания:

1. Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните хвоинки по размеру, форме, окраске, запаху, на ощупь, по расположению на ветке.

2. Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске.

3. Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения.

Обобщение.

Практическая работа по изучению особенностей лиственных растений леса

(работа с гербарием)

1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников. Сравните листья по размеру, форме, окраске, краю листовой пластинки, расположению.

2. Сравните стебли по форме, окраске, на ощупь.

3. Рассмотрите цветки и плоды этих растений. Определите способ распространения плодов или семян.

Обобщение.

-Хвойные, лиственные, смешанные.

- В нашем краю преобладают смешанные леса.

- Растения, которым нужно много света и мало влаги.

- Тенелюбивые и влаголюбивые растения.

Дети выполняют задания практической работы по изучению особенностей хвойных растений леса

(работа с гербарием)

Дети выполняют задания практической работы по изучению особенностей лиственных растений леса

(работа с гербарием)

Слайды 3,4,5

Слайд 9-11

Слайды 12-16

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

«Как растения леса приспособлены к совместной жизни»

-В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни. Давайте понаблюдаем, какие растения живут сообща в лесу.

-Чем является лес для живых организмов?

 - А какой этот дом?

Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

 -Растения с мягкими зелеными стеблями.

-Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

-Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

-Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Запишем это в тетради в виде таблицы.

Количество ярусов зависит от типа леса.

-Какие растения  расположились в верхнем ярусе смешанного леса?

-В среднем ярусе?

-Что растет в нижнем ярусе? -А что же растет на самой земле?

-Вы, наверное, заметили, чем больше ярусов, тем гуще тень. Но растения не могут жить без света. Как же разрешить этот  вопрос природы? Ваше мнение?

 -Как распространяются семена и плоды растений?

Дети выполняют движения.

-Для живых организмов лес является домом.

-Большой, многоэтажный.

-Травы.

- Кустарники.

- Деревья.

Дети работают с таблицей по образцу.

-Ели, сосны, березы, клены, и т.д.

- Калина, шиповник, волчье лыко и т.д.

-Трава.

- Лишайники и мхи.

- Ель, отбрасывая  тень,  подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.  

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

V.

Закрепление изученного.

-Самостоятельно выполните задание 59 в рабочей тетради.

Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.

VI.

Рефлексия.

На доске вывешивается дерево, вырезанное из листа ватмана.                                                                                

- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик.

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.

Учитель задает домашнее задание.

Дети прикрепляют листики.

        Конспект разработала: учитель начальных классов высшей категории МОУ НОШ № 2 Козлова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...