РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_4_kl_okr_mir_2013_.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»
Утверждена приказом № _______ от «___»_____________ 2014г. Директор _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Количество часов в год – 68 часов
Количество часов в неделю- 2 часа
«Перспективная начальная школа» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1, 2 – М.: Академкнига/ Учебник.2013
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2013
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Составитель: Лоуткина И.А. учитель начальных классов |
Согласовано на заседании МО протокол № _________ от «___» __________2014г. Руководитель МО ___________ | Принята педагогическим советом протокол № __________ от «___» ___________2014г |
Яя
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка стр. 2 – 5
- Содержание учебного предмета стр.5 – 10
- Планируемые результаты стр. 11 - 17
- Материально – техническое обеспечение стр.17 - 18
- Календарно – тематическое планирование стр. 19 – 28
- Литература стр. 29
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г. Кудровой (проект «Перспективная начальная школа»): Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011, в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –42 часа, «Человек и общество» – 26 часов. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 3-5 часов).
На изучение отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов. Практических работ – 10ч.
Используемый УМК:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 4 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
I | Человек и природа | 45 ч |
1 | Земля – планета Солнечной системы. | 4 ч |
Родная страна – Россия. | 24 ч | |
Человек – часть природы. | 17 ч | |
II | Человек и общество | 20 ч |
2 | История Отечества. | 7 ч |
3 | Наша родина – Россия. | 8 ч |
4 | Страны и народы мира. | 5 ч |
III | Правила безопасного поведения. | 3ч |
ВСЕГО: | 68 ч |
Основные содержательные линии четвертого класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек - член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:
Человек и природа (45 ч)
Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (20 ч)
Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –
Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.
Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения ( 3 ч)
Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержательный блок «Человек и природа»:
-повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
-знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России
-классификация знаний о природных условиях тундры
-знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги
-повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей
- изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны
- решение практических задач с привлечением краеведческого материала
-изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края
-сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности)
-классификация основных отраслей сельского хозяйства
-моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека
-знакомство с первыми представлениями о системах органов человека
-формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями
-повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека
-проведение несложных наблюдений, постановка опытов
Содержательный блок «Человек и общество»
-проведение сравнений, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси
- классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского
-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
- классификация информации, связанной с возникновением Москвы
-участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения
- проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников
-знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края
-решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»
-оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции
-знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов
-изучение достижений нашей страны в космонавтике
-обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны
-выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов
-выполнение в группе заданий по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе
-моделирование (составление маршрута экскурсии)
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
- характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях
обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе
- моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации
-обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года
-расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
-моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях
-обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми
-выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций
Требования к результатам:
Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметные результаты: «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Предметные результаты: составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; называть царства природы; описывать признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества; описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:
• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);
• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
• характеризовать основные функции систем органов человека;
• измерять температуру тела, вес и рост человека;
• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:
• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;
• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
• определять последовательность исторических событий на ленте времени;
• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Выпускник получит возможность:
• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
• научиться определять часовой пояс своего края;
• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;
соприкосновение с животными и т.д.);
• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2010
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник, 2009
Учебно-методическая литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
7) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
8) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № по разделу | Наименование темы и разделов | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата проведения занятия |
II Человек и общество (7 ч) | |||||||
Раздел 1: История Отечества | 7ч | ||||||
1 | 1.1 | Древние славяне Практическая работа №1 по карте учебника. | 1 | проведение сравнений, выбор правильного ответа - работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия) -самостоятельное маркирование -высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси | Познавательные общеучебные УД умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С/работа | |
2 | 1.2 | Древняя Русь Практическая работа №2 по карте учебника. | 1 | Тест | |||
3 | 1.3 | Крещение Руси | 1 | Индивидуальный опрос | |||
4 | 1.4 | Борьба Руси с западными завоевателями Практическая работа №3. План Невской битвы. | 1 | Тест | |||
5 | 1.5 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья | 1 | Индивидуальный опрос | |||
6 | 1.6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) | 1 | ||||
7 | 1.7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Карточки-задания | |||
итого по разделу: | 7 ч | ||||||
I Человек и природа (28 ч) | |||||||
Раздел 2: Земля – планета Солнечной системы | 4 ч | ||||||
8 | 2.1 | Солнечная система. | 1 | повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца знакомство с понятием «природная зона», с названиями при проведении сравнений, | Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко | Индивидуальный опрос | |
9 | 2.2 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 1 | Проверочная работа | |||
10 | 2.3 | Природные зоны нашей страны | 1 | Индив. карточки | |||
11 | 2.4 | «Земля- планета Солнечной системы» (обобщение). Готовимся к олимпиаде. | 1 | Викторина | |||
итого по разделу: | 4 ч | ||||||
Раздел 3: Путешествие по природным зонам России | 13 ч | классификация знаний о природных условиях тундры; знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги; повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей; изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны; решение практических задач с привлечением краеведческого материала; изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края; сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, | Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную Познавательные общеучебные УД умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные УУД: умение находить общее решение при работе в паре и группе | ||||
12 | 3.1 | Особенности неживой природы ледяной зоны. | 1 | Карточки - задания | |||
13 | 3.2 | Ледяная зона. Практическая работа №4 с картой природных зон. | 1 | С/работа | |||
14 | 3.3 | Тундра | 1 | Фронтальный опрос | |||
15 | 3.4 | Тундра и человек | 1 | ||||
16 | 3.5 | Зона лесов. Растения и животные зоны лесов. | 1 | Фронт. опрос | |||
17 | 3.6 | Роль леса в природе и жизни человека | 1 | ||||
18 | 3.7 | Зона степей | 1 | Кроссворд | |||
19 | 3.8 | Зона степей. Степь и человек. | 1 | ||||
20 | 3.9 | Зона пустынь. Практическая работа №5 по карте природных зон. | 1 | С/ работа | |||
21 | 3.10 | Жизнь человека в пустыне | 1 | Проверочная работа | |||
22 | 3.11 | Субтропическая зона (заседание клуба) | 1 | ||||
23 | 3.12 | Субтропическая зона. Отдых на Черноморском побережье. | 1 | Индивидуальный опрос | |||
24 | 3.13 | Обобщение. Готовимся к олимпиаде. | 1 | Тест | |||
итого по разделу: | 13 ч | ||||||
Раздел 4: Родной край – часть великой России | 11 ч | ||||||
25 | 4.1 | Твой родной край. | 1 | изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях с/х, народных промыслах, заповедных местах родного края сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности) классификация основных отраслей сельского хозяйства | Познавательные общеучебные УД осуществлять запись об окружающем мире; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. Познавательно-логические УД внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения учебных задач. | Индивидуальный опрос | |
26 | 4.2 | Московское время. | 1 | Тест | |||
27 | 4.3 | Карта твоего края. Практическая работа №6 «Карта твоего края». | 1 | Тест | |||
28 | 4.4 | Поверхность и водоемы твоего края. | 1 | ||||
29 | 4.5 | А что можешь сделать ты? | 1 | Тест | |||
30 | 4.6 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | Индивидуальный опрос | |||
31 | 4.7 | Растения твоего края. Практическая работа №7 «Работа с гербариями» | 1 | С/работа | |||
32 | 4.8 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | С/работа по карточкам | |||
33 | 4.9 | Народные промыслы твоего края | 1 | Инд. опрос | |||
34 | 4.10 | Заповедные места твоего края | 1 | ||||
35 | 4.11 | Обобщение. Олимпиадные задания. | 1 | Фронтальный опрос | |||
итого по разделу: | 11 ч | ||||||
III Правила безопасного поведения ( 3 ч) | |||||||
Раздел : Правила безопасного поведения | 1 ч | ||||||
36 | III.1 | Письмо руководителей клуба школьникам. Забота о здоровье. | 1 | Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи. | Познавательные логические УД: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | ||
итого по разделу: | 1 ч | ||||||
I Человек и природа (17 ч) | |||||||
Раздел 5: Человеческий организм | 10 ч | ||||||
37 | 5.1 | Как устроен организм человека | 1 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).знакомство с первыми представлениями о системах органов человека | Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную; Познавательные общеучебные УД использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | Тест | |
38 | 5.2 | Путешествие мир клеток | 1 | Тест | |||
39 | 5.3 | Самый большой орган чувств | 1 | Инд. опрос | |||
40 | 5.4 | Как человек двигается? | 1 | Тест | |||
41 | 5.5 | Пищеварительная система | 1 | Тест | |||
42 | 5.6 | Система кровообращения. Практическая работа №8 «Оказание первой медицинской помощи» | 1 | С/работа | |||
43 | 5.7 | Познакомимся с дыхательной системой. | 1 | Фронт. опрос | |||
44 | 5.8 | Всё о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | 1 | Тест | |||
45 | 5.9 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | ||||
46 | 5.10 | Нервная система человека. Олимпиадные задания. | 1 | Инд. опрос | |||
итого по разделу: | 10 ч | ||||||
Раздел 6: Изучаем органы чувств | 3 ч | ||||||
47 | 6.1 | Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба) | 1 | ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков; | Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную; | С/ работа | |
48 | 6.2 | Спроси у носа; что такое запах | 1 | ||||
49 | 6.3 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | Тест | |||
итого по разделу: | 3 ч | ||||||
Раздел: Правила безопасного поведения | 1 ч | ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья | Познавательные общеучебные УД строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | ||||
50 | III.2 | «Взгляд» на глаз. Береги зрение. | 1 | Тест | |||
итого по разделу: | 2 ч | ||||||
Раздел 6: Изучаем органы чувств | 4 ч | ||||||
51 | 6.4 | Ухо не только орган слуха. Строение и функции уха. | 1 | знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов изучение достижений нашей страны в космонавтике | Познавательные общеучебные УД осуществлять запись об окружающем мире; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала; | ||
52 | 6.5 | Ухо – орган равновесия | 1 | Тест | |||
53 | 6.6 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 | ||||
54 | 6.7 | Обобщение по теме. Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
итого по разделу: | 4 ч | ||||||
Раздел: Правила безопасного поведения | 1 ч | ||||||
55 | III.3 | Советы школьного врача. Игры детей и дорожная безопасность. | 1 | ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья | Регулятивные УУД оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; | Тест | |
Итого по разделу: | 3 ч | ||||||
II. Человек и общество (13 ч) | |||||||
Раздел 7: Путешествие по странам мира | 5 ч | ||||||
56 | 7.1 | Границы России. Практическая работа №9 по карте мира. | 1 | оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции | Познавательные общеучебные УД использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | Тест | |
57 | 7.2 | Соединённые Штаты Америки (США) | 1 | Тест | |||
58 | 7.3 | Великобритания | 1 | Тест | |||
59 | 7.4 | Франция | 1 | Тест | |||
60 | 7.5 | Путешествие по странам мира (обобщение). | 1 | Ребусы, кроссворд | |||
итого по разделу: | 5 ч | ||||||
Раздел 8: Москва как летопись истории России | 4 ч | ||||||
61 | 8.1 | День народного единства. | 1 | знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов; изучение достижений нашей страны в космонавтике | Познавательные общеучебные УД умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям | Инд. опрос | |
62 | 8.2 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | ||||
63 | 8.3 | Память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. | 1 | Фронт. опрос | |||
64 | 8.4 | Памятники Москвы покорителям космоса. | 1 | ||||
Итого по разделу: | 4 ч | ||||||
Раздел 9: Мы – граждане России | 4 ч | ||||||
65 | 9.1 | Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края». Готовимся к олимпиаде. | 1 | участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения; обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны; выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов | Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную; | Фронт. опрос | |
66 | 9.2 | Имя нашей страны Россия, или Российская Федерация. Практическая работа №10 Выступление перед второклассниками. | 1 | ||||
67 | 9.3 | Основной Закон страны – Конституция России. Президент России. | 1 | Инд. опрос | |||
68 | 9.4 | Мы – граждане России (обобщение) | 1 | ||||
Итого по разделу: | 4 ч | ||||||
Всего по курсу: | 68 ч |
Список литературы:
Для учителя:
1. .«Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011, стр 121-128.
2. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
3. Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 4 класс, Издание 2е, дополненное, Москва: Академкнига/Учебник, 2009.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 4 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Для обучающихся:
1.Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку окружающего мира для обучающихся 2-3 классов
Методическая разработка к уроку...
Рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса надомного обучения
Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4 классыпод редакцией В.В.Воронко...
Тест по окружающему миру для обучающихся 3 класса
Тест по окружающему миру для обучающихся 3 класса по теме "Образование Древнерусского государства"...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса
Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие (УМК "Школа России")...