Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Перспектива
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по программе Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir_2_klass.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока | Оборудование | Деятельность учащихся | ||
План | факт | |||||
1 | Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. | Запись мелодий разных народов мира; политические карты России и мира; увеличенные рисунки представителей народов России фотографии или репродукции произведений архитектуры разных конфессий; фотографии Москвы и Петербурга | Путешествуют в сказочный сад (политическая карта мира, России). Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Выполняют задания на стр. рабочей тетради. Рассматривают рисунки и предполагают, в каких областях живут изображенные в учебнике народы
| |||
2 | Звёзды и планеты. Солнце- ближайшая к нам звезда. | Таблица солнечной системы | Повторяют материал предыдущего урока . Решают проблемный вопрос : «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Рассматривают рисунок на с. учебника, находят линию горизонта и узнают, что эта линия особенно хорошо видна в чистом поле или над морем. Читается материал учебника | |||
3 | Компас. Ориентирование на местности. | компасы | Повторяют материал предыдущего урока , сторонах горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. XV век – была построена и шарообразная модель Земли — глобус. Практическая работа с глобусом. Проводится практическая работа с компасом. | |||
4 | Времена года. Их особенности. Осень. Обращение Земли вокруг солнца. | CD | Рассматривают изображение годового круга, ищут причину, по которой художник изобразил годовой круг разноцветным. Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника Определяют, на какое время суток похоже каждое время года. Выполняют задание Знакомятся с новым понятием – «явления природы». | |||
5 | Погода. Её составляющие. Наблюдение за погодой своего края | Дневник наблюдений | Слушают текст учебника и проводят практическую работу по изучению видов термометров и особенностей работы с ними .Рассматривают термометры, их устройство (корпус, шкала, стеклянная трубочка, наполненная жидкостью), уясняют назначение каждого из видов термометров, наблюдают разницу в градуировке их шкал. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу . | |||
6 | Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности | Слушают отрывок из стихотворения Петера Хакса «Долгий день великанов». Определяют, как называется та чудесная вещь, в которой собраны все дни года, хранитель времени в течение года? Для чего служит календарь? Какие бывают календари? Есть ли у вас дома календари? Как они выглядят? Какое время живет, хранится в календаре?» Рассказывают, как можно, пользуясь календарем, заглянуть в прошлое или будущее. Определяет по календарю, на какой день недели приходятся воображаемые дни рождения кукол помощников. Знакомятся на «Страничках Умного Совенка» особенностями лунного календаря. | ||||
7 | Народный календарь(приметы, поговорки…) Экологический календарь | Дневник наблюдений | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. учебника. Читают текст учебника. После прочтения берет кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, которые только что прозвучали. Выбранные рисунки «подчеркивают» счетной палочкой. Выполняют задание в рабочей тетради. Знакомятся с православным календарём. Рассматривают рисунки учебника и рассказывают, о каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник; как это поняли. Предполагают, какую зиму обещают людям улетающие журавли и почему. Составляют рассказы по картинкам. | |||
8 | Времена года. Их особенности. Причина смены времён года. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России | Дневник наблюдений | Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Выполняют задание в рабочей тетради и узнают, откуда в русский язык пришли наши современные названия осенних месяцев. Рассматривают изображения произведений декоративно-прикладного искусства. Обсуждают цветовую гамму этих предметов и говорят, что красота осени всегда вдохновляла художников, музыкантов, поэтов на создание произведений искусства. Слушают запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. рассматривают репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» иА. А. Пластова «Первый снег» в учебнике. | |||
9 | Травянистые растения. Их разнообразие. Трудолюбие как общественно- значимая ценность в культуре народов России. | CD | Слушают сообщение учителя о том, почему трава и листья деревьев имеют зелёную окраску. Рассматривают букеты трав, растущих у дома, описывают их внешний вид, запах. Рассматривают рисунок на с. учебника, читают текст на «Страничках Умного Совенка» учебника и выполняют задание в (РТ). Проводится работа с рисунками на с. учебника. Дети находят в атласе-определителе растения, изображенные на рисунках, зачитывают комментарии атласа к каждому растению и рассказывают, видели ли они эти травы,и если видели, то где. Знакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Рассматривают изделия из льна, представленные на выставке, и находят подобный. Прослеживают с опорой на учебник, как в старину получали такую красивую и прочную ткань. Рассматривают цветки льна на фотографии в учебнике (с. 74). Закрывают учебник и по памяти выполняют задание № 1 в рабочей тетради. Читают рассказ «Дмитриев день» учебника. | |||
10 | Деревья, кустарники. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. | СD | Говорят, какие деревья и кустарники им известны, находят соответствующие рисунки листьев иплодов. Для закрепления данного материала выполняется задание в РТ . Зачитывается и обсуждается рассказ «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне» А. А. Плешакова подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя» и зачитывается вывод на с. учебника. | |||
11 | Животные. Их разнообразие. Насекомые. Птицы | CD | Повторяют материал о животных, изученный в 1 классе. Слушают сообщение о том, что зимой исчезают практически все насекомые, кроме тех, которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется Выполняют задание в . РТ . Изучают фазы развития насекомых по рисункам. Изучают отличие паукообразных от насекомых. Вспоминают сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха» и называют ее главных персонажей. Затем читают первый абзац текста «Птичьи секреты» на «Страничках Умного Совенка» Делает вывод: ученые узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в теплые края. Совместно ищут ответ на вопрос: «Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние — нет?» — делают вывод. Дети знакомятся с материалом народного календаря: читают текст на с.учебника, рассматривают репродукцию картины А. С. Степанова «Журавли летят». | |||
12 | Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к животным. | Таблица | Пошагово изучают новый материал. I шаг. Подготовка к зиме земноводных и пресмыкающихся. Зачитывается первый абзац текста на с. учебника. Для закрепления этого материала выполняется задание в рабочей тетради: дети по описанию определяют животное, подписывают, находят в приложении его изображение, вырезают и вклеивают в соответствующие описанию окошки. Делается вывод. зиму впадают в оцепенение. II шаг. Изменение осенью шерстного покрова лесных зверей. Зачитывается второй абзац текста на с. учебника, рассматриваются изображения белки и зайца. закрепления данного материала выполняется задание на с. РТ .Зачитывается текст и рассматриваются рисунки | |||
13 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила безопасного поведения в природе. | Таблица | Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают по шагам на конкретных примерах, какие связи существуют в природе. Дети рассматривают рисунок на с. учебника и обсуждают его по вопросам, делают вывод: Затем дети рассматривают схему на с. учебника, обсуждают, почему стрелки на схеме двойные. Далее текст . читается каждым ребенком про себя, после чего дети отвечают «компетентно» на поставленные ранее вопросы. Для закрепления материала выполняется задание на с. РТ , читается и обсуждается рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне» Слушают сообщение о пользе сезонных народных игр для здоровья, обсуждают, в какие игры они любят играть летом и осенью. Называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения. Затем выполняют задания на с. РТ. | |||
14 | Времена года. Их особенности. Зима. | Фото, иллюстрации | Вспоминают загадку о городе-саде. Три ученика показывают таблички с древнеримскими названия- ми зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус). Нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробовать перевести их имена на русский язык. Проверяют, в правильном ли порядке стоят наши братья. Хором говорят названия зимних месяцев в правильном порядке. Выполняют задание на с. РТ . Высказывают свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называют самое главное, что понравилось на уроке. | |||
15 | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. | Таблица | Слушают обобщение, как изменилась зимой погода по сравнению с осенью: Дети в задании на с. рабочей тетради отмечают состояние облачности в этот день. Наблюдают за температурой воздуха. Пользуясь динамической моделью, дети вспоминают материал предыдущих и связывают угол наклона оси с температурой воздуха. Рассматривается таблица со схемой движения Солнца по небосводу (РТ). Узнают, почему день 22 декабря называется днём зимнего солнцестояния, а 25 декабря – днём зимнего солнцеворота. Работают с пословицами на с. учебника (текст «Странички народного календаря»). Изучается такое погодное явление, как оттепель. Рассматривают картину Ф. Васильева на «Страничках Умного Совенка» . Отгадывают загадки о зимних явлениях природы на с. учебника и отвечают на вопросы рубрики «Подумаем!». | |||
16 | Зимние праздники: Новый год, Рождество Христово и др. | CD | Узнают, что Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Рассматривают репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Ёлочный торг». Предполагают, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину. Слушают, что рассказывает об этом «Умный Совенок» Выполняют задание на с. рабочей тетради, Слушают рассказ о празднике Рождество Христово. Читают текст на «Страничках Умного Совенка» Читают рассказ Рождественский праздник в России» на с. учебника, разыгрывается сценка колядования. | |||
17 | Зимние изменения в жизни животных. Животные родного края. | Фото, иллюстрации | Повторяют, какие птицы улетают зимой на юг, какие птицы остаются зимовать и как они называются. Рас-сматривают иллюстрацию на стр. учебника, слушают рассказ об особенностях жизни и питания птиц зимой. Закрепляется материал о зимующих птицах выполнением задания с. 18 рабочей тетради. Повторяют, какие звери зимой впадают в спячку, а какие бодрствуют, но делают запасы. Выполняют задания в. РТ . | |||
18 | Охрана природных богатств. | CD | Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять своё творение. Играют в лесников дивного леса. По рисункам ребят отправляются в путешествие по лесу. Повторяют правила поведения в лесу. Читают текст на с. учебника и рассказывают, какие еще правила охраны природы зимой можно предложить. Слушают рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне» После прочтения предлагают, как лучше организовать соревнования, о которых говорится в рассказе. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить и выполняют задание с.в РТ . | |||
19 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | волшебный клубочек; наклейки с рисунками-значками со с. 52—53 учебника; книга «Великан на поляне»; изображения тигра, филина, белого медведя, детские рисунки У учащихся —цветные карандаши или фломастеры. | Слушают случай, который произошел с поэтом Д.Хармсом. Объясняют, что же увидел поэт. Определяют фотографии в учебнике которые подходят к этой загадке-стихотворению. Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей. Читают текст на с. учебника, дополняя его информацией о старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совенка» . Читают на с. учебника о закаливании в зимнее время. Затем один из учеников пересказывает его содержание, выполняют в РТ . | |||
20 | Времена года. Их особенности. Весна | таблички с названиями весенних месяцев, распечатанные на отдельных листах старинные названия месяцев; настенный календарь, наклейка с символичным изображением весеннего нового года по старинному календарю. | Рассматривают репродукции картин и рисунки на с. учебника. Предполагают, о каком времени года пойдет речь. Рассказывают, что им помогло это понять, какие признаки весны они увидели в рисунках и картинах, когда по народному календарю отмечают первую встречу весны. Устно сочиняют рассказы по картинам. Выполняют задания на с. РТ . Узнают, что больше всего раньше было имён у месяца марта и слушают ещё об одной особенности месяца (текст «Весенний новый год» на с . учебника). Читают текст весенней заклички на с. учебника. | |||
21 | Деревья, кустарники, травы весной. | CD | Обсуждают общие вопросы: «Когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим растениям много тепла? А что же им требуется для начала цветения?» Если последний из этих вопросов поставит детей в тупик, то необходимо дать учащимся задание прочитать про себя первые два абзаца текста на с. учебника, найти ответ на вопрос и зачитать его. Заканчивается обсуждение общих вопросов ответом на питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?» Слушают рассказ о ветренице и ее отличии от чистяка по материалам книги «Зеленые страницы». Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих растениях выполнением задания на с. РТ . Слушают текст на с. учебника и отвечают на вопросы. вопрос: «Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?» Слушают рассказ о ветренице и ее отличии от чистяка по материалам книги «Зеленые страницы». Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих растениях выполнением задания в. РТ . | |||
22 | Весна — утро года | CD , настенный календарь, три наклейки с символичным изображением встречи весны; запись нанайской мелодии. | Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром, что происходит в природе весной, что можно сказать о жизни людей: что происходит утром , весной? Закрепляя понимание детьми того, что весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, выполняют задания в РТ . Рассматривают рисунки и фотографии на с. учебника, определяют, образ какого существа из мира животных здесь встречается в самых разных видах. Выполняют задание в РТ . Слушают текст «Три встречи весны» на с. учебника и наклейками отмечают в календаре дни встречи весны по народному календарю. Слушают текст «Весенний новый год в Приамурье» на с. 68. Определяют, что есть общее с традициями нанайского народа. | |||
23 | Весна в мире насекомых | Интерактив. Изображения насекомых (или настенные таблицы). У учащихся—атлас-определитель . | . Дети демонстрируют рисунки или фотографии весенних цветов (задание в рабочей тетради). 2—3 желающих ученика делают доклады о весенних цветах (задание в рабочей тетради). Повторяют сведения о зимовке насекомых и их превращениях, которые были изучены ранее, по вопросам рубрики «Вспомним» на с. в учебника. Слушают текст на с. в учебника, рассматривают рисунок и находят насекомых, о которых рассказывается в тексте. Слушают рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» . Закрепляется материал этой части урока . Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц: рассматривают рисунки на с. учебника, сопоставляют их с рисунками из атласа-определителя, выясняют, листьями каких растений питаются эти гусеницы. На примере комаров прослеживают единую экосистему природы. Слушают текст «О насекомых и немного о нас с тобой» на с. учебника. | |||
24 | Весна в мире птиц и зверей | Таблица | Беседуют о зимующих и перелетных птицах (вопросы 1—2 рубрики «Вспомним» на с. учебника). Затем под руководством учителя дети на рисунке в учебнике находят сначала зимующих птиц , а потом перелетных . Выполняют задание в РТ . Обращаются к рисунку на с. учебника и читают текст о гнездовании птиц . Выполняют задание в РТ : нумеруют рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев. Слушают текст «Какие бывают птенцы» на «Страничках Умного Совенка» Обсуждают вопрос об отношении людей к птицам . Изучают поведение зверей весной. Выполняют задание в РТ. | |||
25 | Значение труда в жизни человека и общества. | CD | Вспоминают, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду. Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. | |||
26 | Праздники как средство упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками: Пасха, День весны и труда, День победы и др. | Карточки | учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Слушают объяснение смысла обряда, пересказывая текст со с. учебника. Читают текст на с . учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. После этого объясняют что означало похлоп, читают текст на с. учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. Отвечают на вопросы. Рассказывают, какой пасхальный обряд изображен на с. учебника. Слушают текст о празднике Святой Троицы. | |||
27 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей- нравственный долг каждого человека. | CD | Рассказывают, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? Слушают текст на с. учебника, а затем отвечают, какое занятие можно назвать лучшей школой здоровья для детей? Слушают правила игры республики Марий Эл Знакомятся с правилами татарской игры . Выполняют задания на с. РТ | |||
28 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природных богатств | Разд. материал | Вспоминают сказки в которых герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья. Предполагают, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? Читают, о чём просят насекомые, цветы, деревья . Выполняют задание в РТ . Слушают последний абзац текста на с. учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде. Рассказывают о правилах охраны природы весной по рисункам на с. учебника. | |||
29 | Времена года. Их особенности. Лето. | CD | Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике и пробуют определить, о ком идёт речь. Узнают, как назывались три летних месяца у древних римлян ( читают названия в задании в РТ . Слушают каким увидел июнь поэт Сергей Козлов, находят репродукцию картины, которая точно подходит к этому стихотворению. Отмечают наклейкой на настенном календаре день летнего солнцеворота — 25 июня. Подберите подходящие к картине старинные названия летних месяцев и выполняют задание на с. РТ. Зачитывают вывод урока. | |||
30 | Летние праздники :День России, День защиты детей, День народного единства и др. | Фото, иллюстрации | Слушают рассказ о якутских обычаях новогоднего праздника. Рассуждают, Почему люди в разных краях нашей страны в разное время встречали Новый год. Слушают текст «Странички народного календаря» на с. учебника, посвященный августу. Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идет речь в тексте. Выполняют задание на с. рабочей тетради. Отгадывают загадку и ищут подходящее к ней орудие земледелия. Слушают стихотворение Людмилы Харитоновой на с. учебника, заучивают его наизусть. Читают вывод урока и выполняют задание на с. рабочей тетради. | |||
31 | Особенности труда людей родного края, их профессии. | Фото, иллюстрации | Умение наблюдать за жизнью людей. Учатся бережному отношению к окружающей природе. Составляют загадки о старинных орудиях труда; перечисляют летние дары природы своего края. | |||
32 | Родной город: название, основные достопримечательности, музеи и т.д. | Фото, иллюстрации | Рассказывают о родном городе, презентуют свои проекты. | |||
33 | Важные сведения из истории родного края | Разд. материал | ||||
34 | Обобщающий урок | Инд. карточки | Учатся воспринимать себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира, зарождение в душе ребенка чувства причастности к окружающему; формирование его личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю. для 2012-2013 учебного года. В планировании указаны задачи урока, планируе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данное календарно-тематическое планирование разработано к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива...
Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»
Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» 2012-2013 уч.год с УУД...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива"
2 класс. УМК "Перспектива"....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 1 класс
В данном материале представлено календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 1 класс...