Урок исследование по окружающему миру "Свойства почвы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Силякова Светлана Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_word_6.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

Урок – исследование по предмету окружающий мир

Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.

Класс: 3класс

                                                                   Подготовила учитель начальных классов

                                                     Силякова Светлана Николаевна

Г. о. Саранск

2013

Разработала и провела – Силякова С.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Ялгинская СОШ»

Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.

Класс: 3класс

УМК: «Планета знаний»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.

Задачи:

  1. сформировать представление о почве , о составе;
  2. делать выводы на основе проведенных опытов;
  3. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  4. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование:  доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация

Литература:

  1. учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов  Издательство «Астрель» Москва. 2012год.
  2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов  Издательство «Астрель» Москва. 2012год

3.  С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

  1. 4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы  

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты

Презентация

Организация пространства

Учебный кабинет

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание мотивации.

Приветствие

-Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение  .Я вижу вы готовы .

-Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня?

-Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать?

Поднимают карточку

На лабораторию

Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными.

Ответы на вопросы учителя

Познавательные: что такое лаборатория

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования.

- О какой кладовой шла речь?

Сл.1-2 – Цель и задачи

-Кто догадался, какова тема нашего исследования?

- Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве.

Девочка читает историю- загадку

О почве

Тема исследования почва.

… мы можем узнать состав почвы.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.

Ответы на вопрос учителя

Найти объяснение слова «Почва»

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

Сл.7

Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову

Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него  прожить можно, а без почвы нельзя.

Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8

Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.

Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

IV. Открытие учащимися новых знаний

Цель:

Узнать, как и где дети видели почву.

-Ребята , а где вы видели почву?

-Значит растения рас тут там где есть почва?

- Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва.

-У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета?

-Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве?

- Как вы думаете из чего же состоит почва?

На даче, в поле, огороде

Работа в группах:

Почва серая, черная.

Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки.

Из остатков растений и животных.

Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.

Рассматривая почву уч-ся делают вывод

.

Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

Личностные: умение работать в группе

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы

Физкультминутка

- А как узнать о составе почвы?

Работа в группах – опыты

C-3,4,5

-Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ?

Опыт № 5

-Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой?

- Что увидели на стекле?

-Откуда на стекле появилась вода?

Вывод:

Опыт № 6

  1. Снимем стекло, продолжим нагревать почву.

  1. Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем  и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.

Вывод по Сл.

--А теперь ребята сделаем производственную паузу - отдохнем

Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу)

Ничего что там темно ( закрываем глаза)

К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх)

Ты росток скорей пошли (потянуться)
Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты)

Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)

Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов

ПАР

Капельки воды

 в почве есть вода

Что почувствовали?

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных

Что произошло?

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей

: Опыт 1 группы

  1. Возьмите горшок с почвой
  2. Налейте туда немного воды
  3. Держите горшок над пустым стаканом.

Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду

.

Опыт 2 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.
  2. Добавьте туда почвы.
  3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете?

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

Опыт 3 группы.

  1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)

гр:

Опыт 4 группы.

  1. Возьмите фильтрованную бумагу
  2. Насыпьте на неё немного почвы.
  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
  4. Стряхните почву обратно в стакан.
  5. Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

Ответы на вопрос учителя

Познавательные:состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

 . Открытие нового знания

VII. . Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы  и всего класса

Реклама дополнительной литературы

---Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )

И так, коллективно, своим плодотворным трудом,  мы смогли узнать о составе почвы.

-Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы

-Ребята послушайте подземного жителя.

--Какие животные живут в почве?

--Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы!

Cлово «плодородие»

-Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе?

 -А как они появляются?

- Родятся они в чудесной кладовой.

- Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие

- Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

-Вот это и есть главное свойство почвы.

- А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.

-- Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву?

--Эта наука называется почвоведение.

--А вот кто был ее основоположником  расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве)

-Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение?

--Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет»

     Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька.

--Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева.

-Поделитесь впечатлениями об уроке.

-Какое ваше настроение?

-Как вы сможете использовать свой новый опыт?

С.21-22

-Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь»

Делают выводы

плоды

родятся

плодородие

Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай

-Сегодня на уроке было интересно…

- Больше всего мне понравилось…

- Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.

вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли

Вывод  : Кто живет под землей?

 червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых

Вывод: земля – чтобы жить!

Cигнальные карточки настроения

Знак «Юный исследователь»

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.

Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

спасибо за работу

Познавательные:состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Используемая литература:

С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

Б.Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Урок – исследование по окружающему миру "Почва"

Содержание урока позволяет учащимся путём освоения опытно-экспериментальной деятельности изучить состав и свойства почвы, развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,...

Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс.

Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс....

Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и ее состав"

Урок-исследование "Почва и ее состав" для учащихся 3 класса...

Урок-исследование "Что такое почва?"- 3 класс

Урокисследование по окружающему миру "Что такое почва?" - 3 класс...

Занятие – исследование «Что такое почва?»

Тема урока: Занятие – исследование «Что такое почва?» (изучение нового материала)....