Урок-исследование "Что такое почва?"- 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пищина Ольга Сергеевна

Урокисследование по окружающему миру "Что такое почва?" - 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_chto_takoe_pochva.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А.. А. .Плешаков

Тема урока:  Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Пищина О.С.

Цели :

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

              контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Планируемый результат

  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы.
  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

             формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  

             решению, задавать вопросы,

            контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

            Почва, состав почвы, плодородие почвы.

Оборудование

            Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран.

Ресурсы

          - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1,  тетрадь на печатной основе, тест для самостоятельной работы.

           - презентация «Что такое почва?»

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

  1. Орг. момент

Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать. (сл.1)

Проверка готовности

  • Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

  1. Актуализа-

ция    знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений.

- Ребята, отгадайте загадку:

(сл. 2)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете , когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля? (сл.3)

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-это и земля в понимании страна, государство.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока? (сл.4)

Главное слово на уроке - ПОЧВА

 -Земля

-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство

-Земля - по которой ходим.

-Почва.

  • Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

  • Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

  • Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

  1. Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 - Вставьте ключевые слова  для постановки задач (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. …………. почвы.

4.. Кто ……… в почве?

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Свойства почвы.

4. Кто обитает  в почве?

  • Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

  • Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  • Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

  • Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

  1. Поиск решения проблемы

Решение учебной задачи и обсуждение её решения.

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

(работает со словарем ученик)

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64

(Сл..5)

-Сегодня на уроке вы будете в качестве юных исследователей. Мы будем исследовать почву и узнаем из чего она состоит.

(Работа в парах)

В словаре, учебнике,

в интернете….

Почва – это ….

Чтение определения в учебнике с.64

  • Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли.

  • Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других.

  • Познавательные:

-умение извлекать информацию из текста.

  • Личностные:

-умение определять и высказывать  правила.

  1. Первичное закрепление

  1. Самостоя-

тельная работа с проверкой

  1. Рефлексия деятельности

Проговаривание нового знания, запись в виде опорной таблицы.

Все выводы формулируют первоначально дети.

Каждый делает вывод для себя о том, что умеет.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

-Приступим к нашему научному исследованию. Откройте рабочую тетрадь и найдите таблицу «Состав почвы». Сюда мы будем заносить свои данные и выводы.

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод:

Почва – это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

(плотный или рыхлый) слой земли. (Сл.6-7)

-Что мы сейчас с вами делали?

-Такой вид опыта называется наблюдением.

А ,теперь, будем проводить эксперимент. 

  1. Берём стакан с водой
  2. Бросаем комочек сухой почвы
  3. Что наблюдаем?

- Что это означает?

-Для чего нужен воздух в почве?

Вывод: В почве есть воздух.(Сл.8)

Проведем следующий опыт:

  1. Возьмём бумажную салфетку
  2. Положим на неё немного почвы
  3. Сильно сожмём
  4. Стряхнём почву
  5. Что осталось на салфетке?
  6. Что это может быть?

Вывод: В почве есть вода

-Для чего нужна вода в почве?

(Сл.9)

-Следующий опыт я проведу сама.

  1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.
  2. Что наблюдаем?
  3. Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Основное свойство почвы.

Вывод: в почве есть перегной.

(Сл.10)

-Теперь прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпаем в стакан с водой и размешиваем. Что вы увидели?

  1. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Вывод: в почве есть песок и глина. (Сл.11)

-Переходим к последнему опыту:

  1. Размешаем почву с водой стеклянной палочкой
  2. Профильтруем раствор
  3. Что видим на фильтре?
  4. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло
  5. Подержим стекло над огнём
  6. Вода быстро испарится
  7. Что осталось на стекле?

Это минеральные соли. (Сл.12)

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Зачем они нужны почве?

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66. (Сл.13)

-А  сейчас мы проведем самостоятельную работу в виде теста. (Сл.14).

Проверка (Сл.15).

-Какую тему изучали?

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Кто обитает в почве?

-Что нового узнали?

-Что понравилось на уроке?

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, тетр с. 38 №5

Рассматривают почву.

(Все выводы заносятся в таблицу)

-Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли

-Наблюдали, рассматривали

-На кусочке почвы появились пузырьки.

-В почве есть воздух.

-для животных и растений

Вывод: в почве есть воздух

(запись вывода в таблице)

-влажное пятно

-вода

-для жизни животных и растений. Вывод: в почве есть вода (заносят в таблицу)

-Стенки пробирки запотели. Появился неприятный запах.

Вывод: в почве есть перегной, благодаря , которому она становится плодородной. Что является основным ее свойством(Запись в таблице)

-Осадок -  это песок и глина

-На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Читают вывод

 С.66 (записывают в таблицу)

Самостоятельная  работа

Проверка.

Обсуждение в группах.

От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

  • Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

  • Коммуникативные:

-умение работать в группах,

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника.

  • Познавательные:

-умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

-умение осуществлять поиск необходимой информации

  • Личностные:

-учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

-сохранение учебной задачи,

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.

  • Познавательные:

- использовать схемы,

  • Личностные

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

  • Регулятивные:

-умение правильно оценивать действия.

  • Коммуникативные:

-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

  • Познавательные:

- строить рассуждения.

  • Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

  • Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.

  • Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

  • Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

  • Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс.

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс. школа 21 века...

Что такое перевёрнутый класс ? !

Что такое  перевёрнутый класс ? !Активное обучение учащихся первой ступени общего среднего образования посредством метода «Перевёрнутый урок»...

Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"

Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...