Урок по окружающему миру "Природа и мы. Красная книга."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Туекбасова Мадина Абдуселимовна

Окружающий мир, ПНШ, Природа и мы: Красная книга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon красная книга 1 лкасс231 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар учителей начальных классов

Тема:

Реализация ведущих идей УМК «Перспективная начальная школа»

в практической деятельности учителей начальных классов с использованием современных педагогических технологий.

Тема урока:

Природа и мы

(Окружающий мир, 1 класс)

                                                  Исполнитель:

                                                           Туекбасова М.А.

учитель начальных классов

МОУ «Уттинская СОШ

им. В.А. Ширяева»        

                                                   

25.04.11г.

п.Утта


Тема урока: "Красная книга"

Цели урока:

Учебная:

Ознакомление учащихся с Красной книгой животных и растений, повышение экологической грамотности детей;

Развивающая:

Развитие логического мышления, формирование устойчивого внимания, развитие общего кругозора детей, активизация словесно-логического мышления, развитие речи; ознакомление со стихами калмыцких поэтов о родном крае;

Воспитательная:

Воспитание чувства бережного отношения к природе, воспитание нравственных качеств (взаимопонимание, взаимовыручка, восхищение), воспитание умения сопереживать увиденному и услышанному.

Ход урока:

I. Оргмомент

ЦЕЛЬ: дать психологический настрой на урок

У: Ребята к нам на урок пришли гости, давайте дружно поприветствуем их. Садитесь.

II. Повторение ранее изученного.

ЦЕЛЬ: повторить, что изучает наука экология, кто такой эколог. Раскрыть значение запретных экологических знаков. (Результат, что получись, что нет)

        

(СЛАЙД 1) На прошлом уроке мы начали изучать тему "Природа и мы" и познакомились с наукой "экология". Кто же мне сможет ответить, что же это за наука ?

Д: Экология - это наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.

У: Хорошо. А кто же такой эколог?

Д: Эколог - профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.

У: Молодцы, ребята. Откройте учебники на странице 63. Сегодня с нами на уроке как обычно наши герои Маша и Миша. Кто из них старше? Сколько лет Маше? Сколько лет Мише? (КАРТИНКИ МАШИ И МИШИ)

Д: ...........

У: Как вы помните Маша уже ходит в школу, а Мише 6 лет, и он только собирается на следующий год. Маша решила подготовить его к школе и нарисовала ему вот такие знаки (стр. 63-64). Ребята, давайте поможем Мише понять, что они обозначают.

Д: ............

У: Молодцы! А как вы думаете взрослые знают как нужно относиться к окружающему нас миру?

Д: Да

У: Да, ребята знают и часто говорят, что в природе нет ничего лишнего и не только говорят, но и пишут стихи, как например Борис Заходер написал стихотворение "Про всех на свете".

Д: (СЛАЙД 2) (звучит тихая мелодия)

Борис Заходер "Про всех на свете"

Все-все на свете друг другу нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд -

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны -

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется

        

У: Маша говорит:

- Несмотря на то, что все взрослые знают как относиться к природе, некоторые растения и животные находятся на грани вымирания.

- А почему? – спрашивает Миша.

Ребята, давайте сегодня на этом уроке, мы с вами поможем Маше ответить на этот вопрос.

III. Сообщение темы и целей урока.

(СЛАЙД 3) Чтобы ответить на этот вопрос Маша принесла Красную книгу. Миша спросил, что это за книга, кто живет на страницах этой книги. Для этого мы отправимся в путешествие по страницам этой книги.

IV. Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ: рассказать о Красной книге, в ходе беседы подвести к экологическим проблемам в Калмыкии.

У: Ребята, посмотрите на стенд "Как прекрасен этот мир"

(СЛАЙД 4)

        Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

У: За последние 400 лет на нашей планете вымерло несколько сотен видов животных, причем в большинстве случаев по вине человека. Что же такого делает человек???

Д: Охотится, вырубает леса, вспахивает землю, собирает букеты....

У: Поэтому, к началу XX века стало очевидным, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Был составлен мировой список, в который входили виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой...

У: Так для чего нужна Красная книга

Д: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное в беде, его надо охранять....

У: Как вы думаете, почему этот список назвали именно Красной книгой, а не желтой, не синей?

Д: Красный цвет - это значит "Внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения!"

У: Красная книга - это сигнал об опасности. Красная книга - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о растениях и животных. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. Как вы думаете почему?

Д: Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.

У: Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Вместе с тем меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например,  бобер и соболь.

У: Какое сейчас время года наступило?

Д: Весна

У: Что происходит с природой весной?

Д: Оживает, расцветает и т.д.

У: А в нашей степи, что происходит?

Д: Тает снег, растет зеленая трава, расцветают цветы ....

У: А как называются цветы, которые первыми расцветают весной?

Д: Первоцветы, подснежники.

У: Подснежники бывают различных видов. Кто знает, какие подснежники растут у нас в степи?

Д: Белые и желтые тюльпаны (СЛАЙД 5)

У: А вы любите собирать эти цветы? Кто в этом году дарил такой букетик своей маме?

Д: ...........

У: А вы знаете, ребята, что эти тюльпаны тоже занесены в Красную книгу? И их на самом деле не так уж много?

Д: ...........

У: Послушайте стихотворение, которое написал наш калмыцкий писатель Григорий Кукарека о красоте степи и о тюльпанах. Но сначала я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить то, что описывается в стихотворении...

 Г. Кукарека:

Тюльпаны родины моей,

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цвета они.

Дыханье сочных лепестков,

Пробивших плотный слой веков.

Сложились лепестки в тюрбан,

Отсюда и пришло – тюльпан.

У: Молодцы, ребята. Что же вы смогли представить?

Д: Красоту степи, много тюльпанов, восход солнца и т.д.(СЛАЙД 6)

У: Как вы думаете, автор этого стихотворения любит природу?

Д: Да

У: Конечно любит, иначе он не смог бы так передать её красоту! И я надеюсь, ребята, что впредь вы будете ходить в степь только чтобы любоваться этими красивыми цветами.

V. Физминутка

(СЛАЙД 7)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

VI. Продолжение изучения нового материала.

У: Итак, мы поговорили о тюльпанах - это растения, которые занесены в Красную книгу растений, но ведь есть ещё и Красная книга животных. Кто знает какие животные, которые обитают в нашей местности занесены в Красную книгу?

Д: Сайгаки, журавль - красавка.

У: (СЛАЙД 8)

Сайгаки- очень древний вид антилоп, являются ровесниками давно вымерших мамонтов и шерстистых носорогов. Сайгаков тоже осталось очень мало, в России они обитают только у нас в Калмыкии. Долгое время их истребляли браконьеры (Кто такие браконьеры?). В настоящее время приняты меры для их охраны например, создан заповедник "Черные земли". (Что такое заповедник?) (СЛАЙД 9)

Д: Это особо охраняемая территория, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные.....полностью запрещена охота....

Стихотворение "Обращение к людям"

Увидев однажды сайгака,

Тебе вдруг захочется плакать

И в правду, мой друг,

Сайгаков осталось немного вокруг.

Природу ведь надо беречь,

Особенно матушку степь.

Ведь степь для сайгака родная земля.

В степи он родился и жил там всегда.

Теперь же готовы люди забрать

И дом у сайгака,

И вечную память

О долгих калмыцких скитаньях

В степи ты родился и вырос калмык,

И так же сайгак он жил там и рос,

А ты пустил его жизнь под откос....

Войди в положенье природы калмык,

Ведь ты же сайгаком и степью велик.

У: Молодец, садись. (СЛАЙД 10) Также в нашей степи обитает журавль-красавка. Это самый маленький вид журавлей. Они являются перелетными птицами, и каждый год с наступлением весны прилетают в наши края. Их численность тоже очень мала и поэтому приняты меры по их сохранению.

Журавль-красавка

Представить степь без ковыля

Поверьте, очень сложно

А без красавки - журавля.

И вовсе невозможно.

Важна и благородна птица

Нельзя такою не гордиться

Ведь в заповеднике, друзья

Нет грациозней журавля!

Зимует в Африке, в Иране

В Монголии и Пакистане

В Китае в Индии и все ж

На иностранца не похож.

Он наш российский славный птах

Привольно жить ему в степях

Глядит, курлыча, на ковыль-

Не сказка это- быль.

Пусть радует обилием стай

Журавль, как символ края.

Живи, живи не улетай

Ты из степного рая.

У: Молодцы, ребята.

ИТОГ: Представьте, что вы в роли Миши и ответьте мне, что он понял? Что узнал нового?

Д:….

У: Как вы думаете Миша получил ответ на свой вопрос?

Д: ……….

VI. Закрепление изученного на уроке. Работа в рабочей печатной тетради.(ТПО)

Цель: показать, что в ПНШ к каждому учебнику есть ТПО.

У: Откройте рабочие тетради на странице 39.

Д: ......

VII. Итог урока.

ЦЕЛЬ: уяснить как дети поняли урок

 У: Маша предлагает Мише нарисовать предупредительные знаки, вы можно вывесить в нашей степи. Давайте поможем Мише. Какие животные и растения занесены в Красную книгу.

Д: ....

У: Маша приготовила знаки и сказала приклеить картинки, но Миша не умеет читать, ребята давайте поможем Мише: прочитаем и приклеим нужную картинку (на доске «Не обижай сайгака», «Не рви тюльпаны», «Охраняй журавля-красавку», дети читают и клеют нужную картинку)

Д: ..............

VIII. Домашнее задание.

У: Хрестоматия, страницы 74-75, вместе с родителями

Оборудование: ИКТ, знаки, шаблоны, изображение степи

Экология - это наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.

У: Хорошо. А кто же такой эколог?

Д: Эколог - профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга рассказывает нам, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное в беде, его надо охранять....

Красный цвет - это значит "Внимание не убивайте животных, не губите растения!"

(Что такое заповедник?)

 Это охраняемая территория, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные.....полностью запрещена охота....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект окружающего мира по теме "Красная книга , или Возьмем под защиту" с презентацией

Урок- проект во втором классе. Конспект урока составлен с учетом формирования УУД....

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."

Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...