Урок по окружающему миру "Природа и мы. Красная книга."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Окружающий мир, ПНШ, Природа и мы: Красная книга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
красная книга 1 лкасс | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар учителей начальных классов
Тема:
Реализация ведущих идей УМК «Перспективная начальная школа»
в практической деятельности учителей начальных классов с использованием современных педагогических технологий.
Тема урока:
Природа и мы
(Окружающий мир, 1 класс)
Исполнитель:
Туекбасова М.А.
учитель начальных классов
МОУ «Уттинская СОШ
им. В.А. Ширяева»
25.04.11г.
п.Утта
Тема урока: "Красная книга"
Цели урока:
Учебная:
Ознакомление учащихся с Красной книгой животных и растений, повышение экологической грамотности детей;
Развивающая:
Развитие логического мышления, формирование устойчивого внимания, развитие общего кругозора детей, активизация словесно-логического мышления, развитие речи; ознакомление со стихами калмыцких поэтов о родном крае;
Воспитательная:
Воспитание чувства бережного отношения к природе, воспитание нравственных качеств (взаимопонимание, взаимовыручка, восхищение), воспитание умения сопереживать увиденному и услышанному.
Ход урока:
I. Оргмомент
ЦЕЛЬ: дать психологический настрой на урок
У: Ребята к нам на урок пришли гости, давайте дружно поприветствуем их. Садитесь.
II. Повторение ранее изученного.
ЦЕЛЬ: повторить, что изучает наука экология, кто такой эколог. Раскрыть значение запретных экологических знаков. (Результат, что получись, что нет)
(СЛАЙД 1) На прошлом уроке мы начали изучать тему "Природа и мы" и познакомились с наукой "экология". Кто же мне сможет ответить, что же это за наука ?
Д: Экология - это наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.
У: Хорошо. А кто же такой эколог?
Д: Эколог - профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.
У: Молодцы, ребята. Откройте учебники на странице 63. Сегодня с нами на уроке как обычно наши герои Маша и Миша. Кто из них старше? Сколько лет Маше? Сколько лет Мише? (КАРТИНКИ МАШИ И МИШИ)
Д: ...........
У: Как вы помните Маша уже ходит в школу, а Мише 6 лет, и он только собирается на следующий год. Маша решила подготовить его к школе и нарисовала ему вот такие знаки (стр. 63-64). Ребята, давайте поможем Мише понять, что они обозначают.
Д: ............
У: Молодцы! А как вы думаете взрослые знают как нужно относиться к окружающему нас миру?
Д: Да
У: Да, ребята знают и часто говорят, что в природе нет ничего лишнего и не только говорят, но и пишут стихи, как например Борис Заходер написал стихотворение "Про всех на свете".
Д: (СЛАЙД 2) (звучит тихая мелодия)
Борис Заходер "Про всех на свете"
Все-все на свете друг другу нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется
У: Маша говорит:
- Несмотря на то, что все взрослые знают как относиться к природе, некоторые растения и животные находятся на грани вымирания.
- А почему? – спрашивает Миша.
Ребята, давайте сегодня на этом уроке, мы с вами поможем Маше ответить на этот вопрос.
III. Сообщение темы и целей урока.
(СЛАЙД 3) Чтобы ответить на этот вопрос Маша принесла Красную книгу. Миша спросил, что это за книга, кто живет на страницах этой книги. Для этого мы отправимся в путешествие по страницам этой книги.
IV. Изучение нового материала.
ЦЕЛЬ: рассказать о Красной книге, в ходе беседы подвести к экологическим проблемам в Калмыкии.
У: Ребята, посмотрите на стенд "Как прекрасен этот мир"
(СЛАЙД 4)
Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
У: За последние 400 лет на нашей планете вымерло несколько сотен видов животных, причем в большинстве случаев по вине человека. Что же такого делает человек???
Д: Охотится, вырубает леса, вспахивает землю, собирает букеты....
У: Поэтому, к началу XX века стало очевидным, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Был составлен мировой список, в который входили виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой...
У: Так для чего нужна Красная книга
Д: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное в беде, его надо охранять....
У: Как вы думаете, почему этот список назвали именно Красной книгой, а не желтой, не синей?
Д: Красный цвет - это значит "Внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения!"
У: Красная книга - это сигнал об опасности. Красная книга - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о растениях и животных. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. Как вы думаете почему?
Д: Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.
У: Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобер и соболь.
У: Какое сейчас время года наступило?
Д: Весна
У: Что происходит с природой весной?
Д: Оживает, расцветает и т.д.
У: А в нашей степи, что происходит?
Д: Тает снег, растет зеленая трава, расцветают цветы ....
У: А как называются цветы, которые первыми расцветают весной?
Д: Первоцветы, подснежники.
У: Подснежники бывают различных видов. Кто знает, какие подснежники растут у нас в степи?
Д: Белые и желтые тюльпаны (СЛАЙД 5)
У: А вы любите собирать эти цветы? Кто в этом году дарил такой букетик своей маме?
Д: ...........
У: А вы знаете, ребята, что эти тюльпаны тоже занесены в Красную книгу? И их на самом деле не так уж много?
Д: ...........
У: Послушайте стихотворение, которое написал наш калмыцкий писатель Григорий Кукарека о красоте степи и о тюльпанах. Но сначала я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить то, что описывается в стихотворении...
Г. Кукарека:
Тюльпаны родины моей,
Что их нарядней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Вобрали все цвета они.
Дыханье сочных лепестков,
Пробивших плотный слой веков.
Сложились лепестки в тюрбан,
Отсюда и пришло – тюльпан.
У: Молодцы, ребята. Что же вы смогли представить?
Д: Красоту степи, много тюльпанов, восход солнца и т.д.(СЛАЙД 6)
У: Как вы думаете, автор этого стихотворения любит природу?
Д: Да
У: Конечно любит, иначе он не смог бы так передать её красоту! И я надеюсь, ребята, что впредь вы будете ходить в степь только чтобы любоваться этими красивыми цветами.
V. Физминутка
(СЛАЙД 7)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
VI. Продолжение изучения нового материала.
У: Итак, мы поговорили о тюльпанах - это растения, которые занесены в Красную книгу растений, но ведь есть ещё и Красная книга животных. Кто знает какие животные, которые обитают в нашей местности занесены в Красную книгу?
Д: Сайгаки, журавль - красавка.
У: (СЛАЙД 8)
Сайгаки- очень древний вид антилоп, являются ровесниками давно вымерших мамонтов и шерстистых носорогов. Сайгаков тоже осталось очень мало, в России они обитают только у нас в Калмыкии. Долгое время их истребляли браконьеры (Кто такие браконьеры?). В настоящее время приняты меры для их охраны например, создан заповедник "Черные земли". (Что такое заповедник?) (СЛАЙД 9)
Д: Это особо охраняемая территория, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные.....полностью запрещена охота....
Стихотворение "Обращение к людям"
Увидев однажды сайгака,
Тебе вдруг захочется плакать
И в правду, мой друг,
Сайгаков осталось немного вокруг.
Природу ведь надо беречь,
Особенно матушку степь.
Ведь степь для сайгака родная земля.
В степи он родился и жил там всегда.
Теперь же готовы люди забрать
И дом у сайгака,
И вечную память
О долгих калмыцких скитаньях
В степи ты родился и вырос калмык,
И так же сайгак он жил там и рос,
А ты пустил его жизнь под откос....
Войди в положенье природы калмык,
Ведь ты же сайгаком и степью велик.
У: Молодец, садись. (СЛАЙД 10) Также в нашей степи обитает журавль-красавка. Это самый маленький вид журавлей. Они являются перелетными птицами, и каждый год с наступлением весны прилетают в наши края. Их численность тоже очень мала и поэтому приняты меры по их сохранению.
Журавль-красавка
Представить степь без ковыля
Поверьте, очень сложно
А без красавки - журавля.
И вовсе невозможно.
Важна и благородна птица
Нельзя такою не гордиться
Ведь в заповеднике, друзья
Нет грациозней журавля!
Зимует в Африке, в Иране
В Монголии и Пакистане
В Китае в Индии и все ж
На иностранца не похож.
Он наш российский славный птах
Привольно жить ему в степях
Глядит, курлыча, на ковыль-
Не сказка это- быль.
Пусть радует обилием стай
Журавль, как символ края.
Живи, живи не улетай
Ты из степного рая.
У: Молодцы, ребята.
ИТОГ: Представьте, что вы в роли Миши и ответьте мне, что он понял? Что узнал нового?
Д:….
У: Как вы думаете Миша получил ответ на свой вопрос?
Д: ……….
VI. Закрепление изученного на уроке. Работа в рабочей печатной тетради.(ТПО)
Цель: показать, что в ПНШ к каждому учебнику есть ТПО.
У: Откройте рабочие тетради на странице 39.
Д: ......
VII. Итог урока.
ЦЕЛЬ: уяснить как дети поняли урок
У: Маша предлагает Мише нарисовать предупредительные знаки, вы можно вывесить в нашей степи. Давайте поможем Мише. Какие животные и растения занесены в Красную книгу.
Д: ....
У: Маша приготовила знаки и сказала приклеить картинки, но Миша не умеет читать, ребята давайте поможем Мише: прочитаем и приклеим нужную картинку (на доске «Не обижай сайгака», «Не рви тюльпаны», «Охраняй журавля-красавку», дети читают и клеют нужную картинку)
Д: ..............
VIII. Домашнее задание.
У: Хрестоматия, страницы 74-75, вместе с родителями
Оборудование: ИКТ, знаки, шаблоны, изображение степи
Экология - это наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.
У: Хорошо. А кто же такой эколог?
Д: Эколог - профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.
Для чего нужна Красная книга?
Красная книга рассказывает нам, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное в беде, его надо охранять....
Красный цвет - это значит "Внимание не убивайте животных, не губите растения!"
(Что такое заповедник?)
Это охраняемая территория, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные.....полностью запрещена охота....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект окружающего мира по теме "Красная книга , или Возьмем под защиту" с презентацией
Урок- проект во втором классе. Конспект урока составлен с учетом формирования УУД....
План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"
Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."
Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....
Презентация к уроку по окружающему миру : По страницам Красной книги.
Презентация: По страницам Красной книги....
Конспект урока по окружающему миру: "Заповедники и Красная книга России" 4 класс.
Заповедники и Красная книга России. 4 класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"
Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...