Урок моделирования "Глобус - модель Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Глобус – модель Земли
Тип урока: Урок моделирования
Цель: Попытаться проанализировать все условия, необходимые для конструирования глобуса как точной уменьшенной модели Земли.
Задачи: Формировать у детей мотивацию к обучению; развивать навыки исследовательской деятельности; учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе; развивать творческое мышление, расширять кругозор учащихся: формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление, что Земля имеет шарообразную форму, глобус – модель Земли, использовать глобус.
Познавательные: рассматривать, моделировать форму Земли.
Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их, работать в группах, совместно договариваться о правилах общения.
Оборудование: Для проведения урока необходимы следующие пособия: фотографии Земли из космоса, глобусы по количеству групп, различные современные карты, фотографии древних карт, целлулоидные или пластмассовые шары средних размеров по количеству групп, пластилин.
Ход урока:
1.Закрепить умения детей доказать, что Земля – шар.
Учитель: Многие десятилетия школьники зачитываются весёлой повестью Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч». В ней есть такой эпизод, когда главный герой Волька Костыльков на экзамене по географии вынужден был говорить словами джина Хоттабыча, который, видя затруднения Вольки, решил ему «помочь». Вот ответ Вольки экзаменаторам: «Если бы Земля была шаром, воды стекали бы вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница». Прокомментируйте этот ответ.
Дети: Старик Хоттабыч жил в те времена, когда люди думали. Что Земля – это диск. Он не знал о новых открытиях, о том, что Земля – шар.
Учитель: Какие доказательства шарообразности Земли вы привели бы Хоттабычу?
Дети: -Кругосветные путешествия доказали, что Земля – шар.
- Снимки из космоса подтверждаю, что Земля – шар.
- Корабль, удаляясь от берега, как бы опускается.
Учитель: (показывает снимки Земли из космоса): Уже первые спутники в середине прошлого века сфотографировали шарообразную Землю из космоса. Эти фотографии совсем как глобус, который стоит у меня на столе. Говорят, что глобус – это уменьшенная модель Земли. Как вы думаете, почему уменьшенная?
Дети: На самом деле Земля имеет огромные размеры. На ней находятся много больших городов, других стран. А на Земле. Которая изображена на фотографиях все бы это не уместилось.
Учитель: Действительно, средний радиус Земли составляет 6371 км. А почему глобус – это модель Земли?
Дети: Потому что он точно такой же, как Земля, но только маленького размера. Как машины: есть большой легковой автомобиль, а есть игрушечная моделька, но в ней все сделано точно так же, как у настоящего автомобиля.
2.Этап постановки задачи (установить историческую хронологию: что было раньше: создание глобуса или снимки Земли из космоса? Поставить перед детьми задачу:как же человек, не видя всю Землю целиком, умудрился создать глобус?)
Учитель: Как вы думаете, что исторически случилось раньше: снимки Земли из космоса или изготовление человеком глобуса?
Дети: Наверное, глобус изготовили раньше. В космос полетели недавно.
Учитель: Действительно, первый глобус изготовил немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «Земное яблоко». А первый спутник, сделавший фото Земли из космоса, был запущен спустя почти 6 веков: в 1957 году. Как же так получается: человек не видел, как выглядит Земля из космоса, как же он создал глобус?
Дети: Изображения с карт перенесли на шар. Получился глобус.
Учитель: Т. е. карты были созданы раньше, чем глобус?
Дети: Да.
Учитель: (показывает детям фотографии древних карт): Карты человек начал создавать ещё в глубокой древности, до нашей эры.(показывает современные карты – цветные и контурные): Современные карты выглядят несколько иначе, они более точные.
Поставить детей в ситуацию исследования с цель мотивации поиска необходимых условий, которые нужно учитывать при создании глобуса как точной модели Земли.
-Я предлагаю вам стать изобретателями глобуса. Вот вам различные карты, пластилин и пластмассовые шары. В группах попробуйте сконструировать глобус. (готовый глобус убрать).
(В группы раздаются карты материков, каждый материк – на отдельном листе и желательно в разных масштабах. Можно использовать контурные карты. Дети в группах работают по – разному: пользуясь картами материков из атласа, они:
-наносят пластилином на шар только контуры;
-наносят материки цветом. Используя оттенки по памяти с глобуса или карт;
-отказываются от пластилина и наносят контуры маркером.
Все группы, конечно же, не учитывают размеры материков, их количество, площади океанов. Группы представляют результаты перед классом. Необходимо сравнить все модели, повернув приблизительно одной стороной к зрителям.
Выяснить несовершенство глобусов, сконструированных без учета существенных условий.
Учитель: Сравните и проанализируйте готовые работы.
Дети: -У одной группы суша огромных размеров, на полшара, а другой группы – маленькая.
-У одной группы материков два, а у другой – много.
-Снизу тоже есть материк. Антарктида. Я помню. А его сделала только наша группа.
-У группы, рисовала только контуры, не понятно, где море, где суша. У тех, кто делал цветом – море синим пластилином – понятнее.
Учитель: Каким глобусом из этих пользоваться морякам. Чтобы добраться до дома из кругосветного путешествия?
Дети: Заблудятся по всем глобусам.
Учитель: Первый глобус тоже был несовершенным. Но более поздние становились всё точнее и точнее.
3.Этап анализа и моделирования: (проанализировать ошибки, допущенные при попытке создать глобус).
Учитель: Сформулируйте, какие ошибки вы совершили при конструировании глобуса. Что обязательно нужно учитывать? (можно предложить 2-3 минуты для обсуждения в группах).
Дети:
-Точное количество материков.
-Точное количество океанов.
-Размеры материков.
-Размеры океанов.
-Цвет материков и океанов.
Откуда начинать рисовать материк?
(Учитель фиксирует на доске в краткой форме так, чтобы потом можно было перестроить в таблицу:
1.Кол – во материков | |
2.Кол – во океанов | |
3.Размеры материков | |
4.Размеры океанов. | |
5. Цвет | |
6.Окуда отмерять? |
Учитель: А теперь подумайте и предложите способы решения этих затруднений. (Все предложения детей записываются в соседний столбик таблицы).
Дети:
- Кол – во материков и океанов можно посчитать на картах. Это нетрудно.
-В размерах материков и океанов нужно учитывать масштаб. Только это очень трудно6 нужно высчитывать.
-Для того чтобы определить можно взять цветную карту, где показаны цветом океаны, материки, высоты, глубины.
-Нужно выбрать какую – то одну точку, откуда начинать измерения, отмерять расстояния до материка.
Учитель: С помощью чего мы на уроках математики измеряли площадь бесформенных фигур?
Дети: Палеткой. На прозрачную пленку были нанесены клетки. Можно на глобус нанести клетки, и на карту клетки. И по клеткам перенести материк с карты.
Зафиксировать условия конструирования точной модели Земли.
На доске появляется полная таблица:
1.Кол – во материков | посчитать |
2.Кол – во океанов | посчитать |
3.Размеры материков | масштаб |
4.Размеры океанов. | масштаб |
5. Цвет | цветная карта |
6.Окуда отмерять? | отметить 1 точку |
ФИЗМИНУТКА
4.Этап контроля (проконтролировать соблюдение всех выдвинутых детьми условий создателями современных готовых глобусов.
Дети: Создавать глобус очень трудно и долго.
Учитель: Я предлагаю вам в группы готовые современные глобусы для того, чтобы вы проанализировали: учтены ли создателями этих глобусов все эти условия, которые мы занесли в таблицу. (Дети работают в группах, проверяя условия поочередно. После каждого пункта представляют результаты работы в группе)
- 2 пункт: Дети: материков 6, океанов 4 на всех глобусах.
Учитель: Какие материки? (дети перечисляют)
Учитель: Какие океаны? (дети перечисляют)
Учитель: Название всех материков и океанов грамотному человеку нужно знать наизусть.
3-4 пункт: Дети: На всех глобусах внизу указан масштаб, значит размеры материков и океанов нанесены точно в масштабе.
Учитель: Какой самый большой материк?
Какой самый маленький материк?
Какой самый большой океан?
Какой самый маленький океан? Эту информацию тоже надо помнить.
5 пункт: Дети: На глобусе есть цветовая шкала. Для материков использованы желтые, зеленые и коричневые цвета, для океанов – голубые и синие.
Учитель: Какой океан самый глубокий? Самый мелкий?
Какой материк самый высокий?
Что обозначает белый цвет на глобусе?
Дети: Как и на карте – ледники.
6 пункт: Дети: На глобусе есть точка. Откуда удобно отмерять расстояния – это полюс. На глобусе 2 полюса – Северный и Южный. Можно отмерять от любого.
Учитель: При создании договорились вести отсчет от Северного полюса, сверху вниз. Все ли условия соблюдены создателями глобусов?
Дети: Да.
5.Этап оценки контроля.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Дети: - Пытались самостоятельно моделировать глобус. Но это сделать очень трудно, нужно учитывать много условий.
-Глобус – это уменьшенная модель Земли.
6. Этап самооценки:
Оцените работу смайликами:
-На уроке было интересно (зелёный);
-На уроке испытывал затруднения (жёлтый);
-На уроке скучно, трудно, ничего не понял, не запомнил (красный);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля. Модель Земли
Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....
Земля. Модель Земли.
конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс пнш...
Конспект урока "Земля. Модель земли"
Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...
Земля. Модель Земли
Открытый урок по окружающему мируУМК ПНШ 2 класс...
Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"
Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля. Модель Земли" 2 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о форме и названии планеты Земля; формирование знаний учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствии ее враще...
Конспект урока по окр.миру 2 класс Тема «Земля. Модель Земли»
Тема «Земля. Модель Земли»...