Урок моделирования "Глобус - модель Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

урок моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_-_model_zemli_.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глобус – модель Земли

Тип урока: Урок  моделирования

Цель: Попытаться  проанализировать все  условия, необходимые для конструирования глобуса  как  точной уменьшенной модели Земли.

Задачи: Формировать у детей мотивацию к обучению; развивать  навыки  исследовательской  деятельности; учить коммуникативным  навыкам взаимодействия в группе; развивать творческое мышление, расширять кругозор учащихся: формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.

Планируемые    результаты:

Предметные: иметь представление, что Земля  имеет шарообразную форму, глобус – модель Земли, использовать глобус.

Познавательные: рассматривать, моделировать форму Земли.

Регулятивные: отвечать  на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их, работать в группах, совместно договариваться о правилах общения.

Оборудование: Для  проведения урока необходимы следующие пособия: фотографии Земли из космоса, глобусы по количеству групп, различные современные карты, фотографии  древних карт, целлулоидные или пластмассовые  шары  средних размеров  по количеству групп, пластилин.

Ход  урока:

1.Закрепить умения детей доказать, что Земля – шар.

Учитель: Многие  десятилетия  школьники зачитываются  весёлой  повестью Л. И. Лагина  «Старик Хоттабыч». В ней есть  такой  эпизод, когда  главный  герой  Волька   Костыльков  на  экзамене  по  географии  вынужден  был  говорить словами  джина Хоттабыча,  который, видя  затруднения  Вольки, решил ему «помочь». Вот  ответ  Вольки  экзаменаторам: «Если  бы  Земля  была  шаром, воды стекали бы вниз, а люди умерли  бы  от  жажды, а  растения  засохли. Земля, о  достойнейшая  и  благороднейшая  из  преподавателей и наставников,  имела  и  имеет форму  плоского диска  и  омывается  со  всех  сторон  величественной  рекой, называемой  океан.  Земля  покоится  на  шести  слонах, а те стоят на огромной  черепахе. Вот как  устроен мир, о учительница».  Прокомментируйте  этот ответ.

Дети: Старик  Хоттабыч   жил в те времена, когда  люди  думали. Что Земля – это диск. Он  не  знал  о  новых  открытиях, о  том, что Земля – шар.

Учитель: Какие  доказательства шарообразности Земли  вы  привели  бы  Хоттабычу?

Дети: -Кругосветные  путешествия доказали, что Земля – шар.

           - Снимки  из  космоса  подтверждаю, что Земля – шар.

           - Корабль, удаляясь  от  берега, как бы опускается.

Учитель: (показывает снимки Земли  из  космоса): Уже  первые спутники в  середине  прошлого  века  сфотографировали  шарообразную  Землю  из  космоса. Эти  фотографии  совсем  как  глобус, который  стоит  у  меня  на  столе. Говорят, что  глобус – это  уменьшенная  модель Земли. Как  вы  думаете, почему  уменьшенная?

Дети: На  самом  деле  Земля  имеет  огромные  размеры. На  ней  находятся  много  больших  городов, других  стран. А на Земле. Которая изображена на фотографиях все бы это не уместилось.

Учитель: Действительно, средний  радиус  Земли  составляет  6371 км. А почему глобус – это  модель  Земли?

Дети: Потому что он точно такой же, как Земля, но только маленького  размера. Как  машины: есть  большой  легковой   автомобиль, а есть  игрушечная  моделька, но  в ней  все  сделано  точно  так же, как  у настоящего  автомобиля.

2.Этап  постановки  задачи (установить историческую хронологию: что  было  раньше: создание  глобуса  или  снимки  Земли  из  космоса? Поставить  перед  детьми  задачу:как  же  человек, не  видя всю  Землю целиком, умудрился  создать  глобус?)

Учитель: Как  вы  думаете, что  исторически  случилось  раньше:  снимки  Земли из космоса  или  изготовление  человеком  глобуса?

Дети: Наверное, глобус  изготовили  раньше. В космос полетели  недавно.

Учитель: Действительно, первый  глобус  изготовил  немецкий  географ Мартин  Бехайм в 1492  году.  Свою модель  он  назвал «Земное  яблоко». А  первый  спутник, сделавший  фото Земли из  космоса, был  запущен  спустя почти 6 веков: в 1957 году. Как  же  так  получается: человек не  видел, как  выглядит  Земля  из  космоса, как же он создал  глобус?

Дети: Изображения  с карт перенесли на шар. Получился глобус.

Учитель: Т. е. карты были  созданы  раньше, чем  глобус?

Дети: Да.

Учитель: (показывает  детям фотографии древних  карт): Карты  человек  начал  создавать  ещё  в глубокой древности, до нашей эры.(показывает современные  карты – цветные и контурные): Современные  карты выглядят  несколько иначе, они  более  точные.

Поставить  детей  в  ситуацию  исследования  с  цель  мотивации  поиска  необходимых  условий, которые  нужно  учитывать  при  создании  глобуса как точной  модели  Земли.

-Я  предлагаю  вам  стать изобретателями  глобуса. Вот  вам  различные  карты, пластилин  и  пластмассовые  шары. В группах  попробуйте  сконструировать  глобус. (готовый  глобус  убрать).

(В  группы  раздаются  карты  материков, каждый  материк – на  отдельном листе и желательно  в  разных  масштабах. Можно  использовать  контурные  карты. Дети  в  группах  работают  по – разному: пользуясь картами  материков  из  атласа, они:

-наносят пластилином на шар только  контуры;

-наносят материки  цветом. Используя оттенки по памяти с  глобуса  или  карт;

-отказываются  от  пластилина и наносят  контуры  маркером.

Все  группы, конечно же, не учитывают размеры  материков, их количество, площади  океанов. Группы  представляют результаты перед классом. Необходимо сравнить все модели, повернув приблизительно одной  стороной к  зрителям.

Выяснить несовершенство глобусов, сконструированных без  учета  существенных  условий.

Учитель: Сравните и проанализируйте готовые  работы.

Дети: -У  одной  группы  суша  огромных  размеров, на  полшара, а  другой группы – маленькая.

-У одной  группы  материков два, а у другой – много.

-Снизу тоже есть материк. Антарктида. Я помню. А его сделала  только  наша  группа.

-У группы, рисовала  только  контуры, не  понятно, где море, где  суша. У тех, кто делал  цветом – море  синим  пластилином – понятнее.

Учитель: Каким  глобусом  из  этих пользоваться  морякам. Чтобы  добраться  до  дома  из  кругосветного  путешествия?

Дети: Заблудятся  по всем  глобусам.

Учитель: Первый  глобус тоже  был  несовершенным. Но  более  поздние  становились  всё  точнее  и точнее.

3.Этап  анализа  и  моделирования: (проанализировать  ошибки, допущенные при  попытке  создать  глобус).

Учитель: Сформулируйте, какие  ошибки  вы  совершили  при  конструировании  глобуса. Что  обязательно  нужно  учитывать? (можно  предложить 2-3 минуты  для  обсуждения  в  группах).

Дети:

-Точное количество  материков.

-Точное  количество  океанов.

-Размеры  материков.

-Размеры  океанов.

-Цвет  материков  и  океанов.

Откуда  начинать рисовать  материк?

(Учитель  фиксирует на доске в краткой  форме так, чтобы  потом  можно  было перестроить в  таблицу:

1.Кол – во  материков

2.Кол – во  океанов

3.Размеры  материков

4.Размеры  океанов.

5. Цвет

6.Окуда  отмерять?

Учитель: А теперь  подумайте  и  предложите  способы  решения  этих  затруднений. (Все  предложения  детей записываются  в  соседний  столбик  таблицы).

Дети:

- Кол – во  материков  и  океанов можно  посчитать  на картах. Это  нетрудно.

-В размерах  материков  и  океанов  нужно  учитывать  масштаб. Только  это  очень  трудно6 нужно  высчитывать.

-Для  того чтобы определить можно взять цветную карту, где  показаны цветом океаны, материки, высоты, глубины.

-Нужно  выбрать какую – то одну  точку, откуда  начинать измерения, отмерять расстояния до  материка.

Учитель: С  помощью  чего  мы  на  уроках  математики  измеряли  площадь  бесформенных  фигур?

Дети: Палеткой. На  прозрачную  пленку  были  нанесены  клетки. Можно  на  глобус  нанести клетки,  и на карту клетки. И по клеткам перенести  материк с карты.

Зафиксировать условия  конструирования  точной  модели  Земли.

На  доске  появляется  полная  таблица:

1.Кол – во  материков

посчитать

2.Кол – во  океанов

посчитать

3.Размеры  материков

масштаб

4.Размеры  океанов.

масштаб

5. Цвет

цветная  карта

6.Окуда  отмерять?

отметить 1 точку

ФИЗМИНУТКА

4.Этап  контроля (проконтролировать  соблюдение всех  выдвинутых  детьми  условий создателями  современных  готовых  глобусов.

Дети: Создавать  глобус очень трудно  и  долго.

Учитель: Я предлагаю  вам  в группы  готовые  современные глобусы для того, чтобы  вы  проанализировали: учтены ли  создателями  этих  глобусов  все  эти  условия, которые  мы занесли  в  таблицу. (Дети  работают  в группах, проверяя  условия  поочередно. После каждого пункта  представляют  результаты  работы  в группе)

  1. 2 пункт: Дети: материков 6, океанов 4 на  всех  глобусах.

Учитель: Какие  материки? (дети  перечисляют)

Учитель: Какие  океаны? (дети  перечисляют)

Учитель: Название всех  материков  и  океанов грамотному  человеку  нужно  знать  наизусть.

3-4 пункт: Дети: На  всех  глобусах  внизу  указан  масштаб, значит размеры  материков  и  океанов  нанесены  точно  в  масштабе.

Учитель: Какой  самый  большой  материк?

                Какой  самый  маленький  материк?

                Какой   самый большой океан?

                Какой  самый  маленький  океан? Эту  информацию  тоже  надо  помнить.

5 пункт: Дети: На  глобусе  есть  цветовая  шкала. Для  материков  использованы желтые, зеленые и коричневые цвета, для  океанов – голубые  и  синие.

Учитель: Какой  океан самый  глубокий? Самый  мелкий?

                Какой  материк  самый  высокий?

                Что  обозначает  белый  цвет на глобусе?

Дети: Как  и на карте – ледники.

6 пункт: Дети: На  глобусе есть точка. Откуда  удобно  отмерять расстояния – это  полюс. На  глобусе  2  полюса – Северный и Южный. Можно  отмерять  от  любого.

Учитель: При  создании договорились вести отсчет от Северного  полюса, сверху  вниз. Все  ли  условия  соблюдены  создателями  глобусов?           

Дети:  Да.

5.Этап  оценки  контроля.

Учитель: Что  нового  узнали  на  уроке?

Дети: - Пытались  самостоятельно  моделировать  глобус. Но  это  сделать очень трудно, нужно  учитывать много  условий. 

            -Глобус – это  уменьшенная  модель  Земли.

6. Этап  самооценки:

Оцените работу смайликами:

-На уроке было интересно (зелёный);

-На уроке  испытывал  затруднения (жёлтый);

-На  уроке скучно, трудно, ничего не понял, не запомнил (красный);

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Земля. Модель Земли.

конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс пнш...

Конспект урока "Земля. Модель земли"

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...

Земля. Модель Земли

Открытый урок по окружающему мируУМК ПНШ 2 класс...

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля. Модель Земли" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о форме и названии планеты Земля; формирование знаний учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствии ее враще...