Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля. Модель Земли" 2 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по окружающему миру

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о форме и названии планеты Земля; формирование знаний учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствии ее вращения вокруг своей оси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.09.18 г.

Школа: № 95

Класс: 2б

Кабинет: № 215 (1-й урок)

ФИО учителя: Гаспер Ольга Альбентьевна

ФИО студента: 43 группы Занкина Наталья

ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема «Земля. Модель земли. Почему на Земле день сменяется ночью? »

Цели деятельности учителя: формирование знаний о форме и названии планеты Земля; формирование знаний учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствии ее вращения вокруг своей оси.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Уметь объяснять значение терминов «экватор», «полюса», «полушария»
  • Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
  • Уметь объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение;
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Уметь адекватно самооценивать себя с опорой на знание основных моральных норм;
  • Уметь взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., 2 класс, 1 часть, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

Окружающий нас мир        

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

-Ребята, давайте настроимся на хорошую работу, а вначале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу.

«Добрый день»

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный- беседа

Словесный – фронтальный опрос

5 мин.

Подведение к теме. Формирование целей

- Итак ребята, сейчас я прочитаю вам загадку ваша задача внимательно их послушать и угадать что это.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар. (Земля)

- Ребята, кто догадался что это?

- Правильно! Что вы знаете о Земле?

- Чем вам нравится наша планета?

- Что обозначает слово «земля», когда оно записано с маленькой буквы?

- А с большой?

- Итак, у меня для вас есть ещё одна загадка.

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг (Солнце)

- Что вы знаете о Солнце?

- Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?

- Это Земля.

- Это наша планета. Форма земли шарообразная.

- земля-почва

- Земля – это планета.

- Это Солнце.

- Это большой огненный шар. И Солнце-это самая близкая звезда к Земле.

- Солнце согревает и освещает Землю.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: структурирование знаний (общеучеб.)

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Земля. Модель земли.»

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

- Узнать, что такое модель Земли, научиться находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Р: целеполагание.

4.Открытие

 нового знания

Словесный – рассказ

Словесный – беседа

Наглядный – демонстрация наглядных пособий

Наглядный - видеоролик

Словесный – беседа

Наглядный – демонстрация наглядных пособий

Наглядный- видеоролик

15 мин.

Объяснение

- Оказывается, давным-давно люди были уверены, что Земля –

плоский круг среди безграничного океана. В Индии считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на громадной черепахе. (картинка на слайде)

- А вот так видят нашу Землю космонавты из космоса. (слайд)

- Какие цвета есть на нашей планете?

- Что обозначает каждый цвет?

-Чего на Земле больше: суши или воды? (Воды)

-Почему на снимке из космоса наша планета голубая?

- Ребята, а что нам поможет увидеть землю поближе? Давайте отгадаем загадку.

На ноге одной стоит,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

- Верно ребята, это глобус. Глобус – это модель земного шара. (демонстрирую глобус) 

Работа со словарем

Кто нам может сказать, что такое модель? Давайте прочитаем определение в словарике на стр.125

- Сейчас ребята, вы посмотрите небольшое видео. Ваша задача смотреть внимательно. (видео о вращении земли 30 сек.)

- Что вы узнали из этого видео?

- Итак, возьмем наш глобус и повращаем его. Что помогает нам вращать глобус?

-Стержень-это ось вращения. У глобуса ось вращения настоящая, а у Земли?

-Обратите внимание, глобус немного наклонён. Почему его наклонили? (В таком положении Земля вращается вокруг воображаемой оси).

- Можно ли потрогать земную ось?

- Посмотрите на жирную линию. Это экватор. Он делит нашу планету на Северное и Южное полушарие. Кто мне покажет, где находится наша страна? В каком полушарии мы живем?

- Ребята, а что происходит, когда Солнце садится за горизонт? (наступает ночь) А чем день отличается от ночи?

- Почему днём светло?  

- Почему ночью темно? (на небе нет солнца) 

- Как вы думаете, а почему на смену дню приходит ночь? (высказывания детей) 

- Сейчас мы посмотрим второй видеоролик, вы должны смотреть внимательно, потом я буду задавать вопросы.

- Что вы узнали из этого видео?

- За какое время Земля делает один оборот?

- А за сколько Земля делает полный круг вокруг Солнца?

- Ребята, мы с вами изучили новый материал, и я хочу проверить как вы его усвоили. Сейчас ребята, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради. Откройте рабочую тетрадь на стр.7 и найдите 9 упражнение. Это упражнение вы будете выполнять в парах. То есть вы можете совещаться друг с другом, но каждый записывает ответы в свою тетрадь. Н это у вас есть 2 минуты.

- Время вышло, проверяем. (Фронтальная проверка)

- Голубой, белый, синий, коричневый.

- Голубой и синий - моря, океаны, озёра; коричневый - суша, белый-облака.

- Вода занимает больше половины земного шара.

Читают определение.

Что Земля вращается вокруг своей оси, но ось эта условная.

- Стержень.

- А у Земли воображаемая.

- Мы не можем потрогать ось.

- Днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает.

За сутки.

За год.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

П: выделение необходимой информации.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамичекая пауза

2 мин.

 Видео «Я ракета»

Выполняют физические упражнения, повторяют за учителем.

5.Первичное закрепление во внешней речи

+

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический- работа с карточкой

5 мин.

- Итак, сейчас вы поработаете самостоятельно по вариантам. У вас на столах лежат карточки с заданием. На этих карточках написаны утверждения, но в них пропущенные некоторые слова. Ваша задача заполнить эти пропуски. На это задание у вас есть 3 минуты.

1 вариант

Ближайшая к Земле звезда_______

Планета Земля имеет форму, похожую на _____

Глобус - __________ .

Чего на Земле больше: суши или воды? _________

Если смотреть на глобус сверху, то можно увидеть _______ .

Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушария, называется - ______

Наша родина- _______  

Россия находится в каком полушарии? ______

2 вариант

Чего на Земле больше: суши или воды? _________

Планета Земля имеет форму, похожую на _____

Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушария, называется - ______

Глобус - __________

Ближайшая к Земле звезда_______

Если смотреть на глобус сверху, то можно увидеть _______

Наша родина- _______  

Россия находится в каком полушарии? ______

- Врем вышло, проверяем. Поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки зеленый карандаш и сверьте ответы со слайдом. Если ответ правильный ставьте +, если нет то -

Солнце

шар

модель земли

Воды

Северный полюс и Северное полушарие

Экватор

Россия

В Северном

Воды

шар

экватор

модель земли

Солнце

Северный полюс и Северное полушарие

Россия

В Северном

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

7.Включение в систему знаний

Практический- опыт

5 мин.

- Сейчас ребята, мы проведем с вами небольшой опыт. (вызываю одного ребенка к доске) Возьмем фонарик и представим, что это Солнце. Осветите фонариком глобус. Как освещается Земля?

- Давайте наведем фонарик на территорию нашей страны. У нас светит солнце, значит у нас …? (День) 

- А что сейчас в Америке? (Ночь)

- Что бы произошло, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?

- Земля, совершая оборот вокруг своей оси в течении суток, поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной, и от этого происходит на Земле смена дня и ночи.

- Солнце освещает только половину поверхности земного шара, поэтому, когда на обращенной к Солнцу стороне Земли день, в это же время на противоположной стороне – ночь.

- Тогда на одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?

-  Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что было интересного на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Мне было приятно с вами работать, вы все больше молодцы. Урок окончен.

- Узнать, что такое модель Земли, научиться находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...