Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, т. е. коррекционной деятельности. | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем тайны открывать. Изучать, творить, искать!
- Ребята, скажите, для того, чтобы урок прошёл с пользой, что нам надо делать? Нам сегодня необходимо совершить путешествие в космос. Весь класс разделен на экипажи «Любознательные», «Наблюдательные», «Ищущие», «Мечтательные». Экипажи проверьте свою готовность. Все готовы? Что будем помнить при работе в экипажах? Мы будем работать под девизом «С чем не справится один - одолеем вместе».
-Как вы понимаете эти слова? -Вы готовы к взаимопомощи? | Слушают учителя.
Слайд1
Ответы учащихся (Внимательно слушать, применять ум, смекалку, умение наблюдать, анализировать. Помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей.)
Слайд2
Проговаривают девиз урока.
| Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Этап актуализации знаний.
Цель : подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Для начала всем экипажам необходимо заполнить путевые листы, которые помогут нам определить цель нашего путешествия. Выполнить тест, вписывая буквы правильных ответов в таблицу.
Тест №1 1.Установите соответствие (соединяйте слова из левого столбика со словами из правого столбика). Впишите все шесть букв друг за другом. С) Земля Ч) Спутник Л) Солнце О) Планета Е) Луна Н) Звезда 2. Выбери правильный ответ Основное значение Солнца для Земли: В) никакого значения не имеет Д) интересная звезда для изучения учеными Н) источник жизни на Земле 3.Дополни высказывание: Свой оборот вокруг Солнца ----------------------- совершает за 1 год. А) Земля О) Луна У) Меркурий 4.Найди «лишнее»: П) Море спокойствия Х) Море дождей Я) Море Лаптевых Ю) Океан Бурь 5.Выбери правильное высказывание С) планета - это холодное небесное тело З) солнце движется вокруг Земли И) долго находиться под солнечными лучами полезно 6.Закончите предложение Группу звезд называют: Ч) метеоритом Ъ) кометой Е) созвездием 7. Наука, изучающая звезды, называется: М) астрономия Е) математика И) изобразительное искусство 8. Ближе всех к Солнцу находится: А) Луна Ь) Меркурий О) Земля 9. Где расположено Солнце в Солнечной системе? Я) в центре О) сбоку И) после всех планет
| Выполняют тест
Слайд 3
Проверяют по готовому образцу.
| Регулятивные: Уметь высказывать свое предположение. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
3.Этап локализации затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении ими изученных способов действий. | -Кто успешно справился? (Выполняют доп. карточку « Соотнеси высказывание и картинку».). -Какие вопросы вызвали затруднение? (Разбираются) -Какие причины?
- Так о чем же сегодня мы будем говорить? -А зачем нам это нужно знать? Какую цель мы поставим перед собой?
- Кто мне скажет, что это за семья у Солнца? (На доске появляется начало схемы) - А что такое планеты?
-Кто скажет, сколько планет входит в Солнечную «семью»? - Как вы думаете, что мы будем делать, чтобы изучить Солнечную «семью»? - Что нам поможет?
| Учащиеся, которые справились с тестом без ошибок, выполняют доп. карточку.
Ответы детей.
О Солнечной семье
Ответы детей (узнать секреты Солнечной семьи)
Планеты
Планета – это шарообразное небесное тело, твердое или газообразное, но не раскаленное, а холодное, которое светит отраженным от звезд светом).
8
Мы проведем исследование. Знания, учитель, доп. литература. Сегодня нам предстоит раскрыть секреты планет Солнечной системы. | Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью . Познавательные Установление причинно-следственных связей . Осознанное и произвольное построение речевого высказывания . Построение логической цепи рассуждений.
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднений.
Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | У каждого экипажа на столе конверты. Вам нужно внимательно прочитать тексты и рассказать о 2 планетах каждому экипажу по плану: 1. Форма. 2. Размер планеты. 3. Как удалена от Солнца. 4. Можно ли жить на планете или нет? Почему?
– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы. – Как вы думаете, почему? – Назовите их ещё раз. ( Заполняется схема)
Это планеты – гиганты, они не имеют твердой поверхности, состоят из частиц газа.(Продолжается заполнение схемы). Физминутка -Мы много работали и очень устали. Давайте встанем и отдохнем.
- К нам на борт попало письмо инопланетного разума. Ученые расшифровали данное послание, прослушайте его и определите о какой планете говорят инопланетяне. Я.Аким «Есть одна планета-сад» Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
- О какой планете идет речь? - - Почему планета напоминает сад? - Обоснуйте свой ответ. - Обсудите в группах и назовите признаки, по которым Земля отли отл чается от других планет? В чем ее уникальность? Космонавты с любовью называют Землю «Голубой планетой. Почему?
- К чему нас призывают инопланетные существа? Наша планета неповторима и дор дорога нам. Наша планета – это наш дом, и дом для всех живых организмов, которые населяют планету. Мы должны беречь и охранять ее. | Экипажи по очереди выступают 1.Меркурий. Слайд 4 Ближайшая к Солнцу планета. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то сильно нагревается. Эта планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она меньше Земли. Планета обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет. 2. Венера. Слайд 5 Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Температура у поверхности – +470–480 градусов. 3.Земля. Слайд 6 Земля - третья планета от Солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на ней разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла, для жизни на Земле необходимы вода и воздух. 4. Марс. Слайд 7 Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника . Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25. 5. Юпитер. Слайд 8 Пятая планета от Солнца - планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе, планета - гигант. Период обращения вокруг Солнца-11 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам 6. Сатурн. Слайд 9 Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, планета - гигант. Период обращения вокруг Солнца-29 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам. 7. Уран. Слайд 10 Уран – третья по величине планета, в 4 раза больше Земли, планета – гигант. Период обращения вокруг Солнца – 84 года. Имеет 15 спутников. Температура до -150 градусов. Уран находится далеко от Земли. Это седьмая планета от Солнца. 8. Нептун. Слайд 11 Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164 года. Имеет 2 спутника. Это последняя планета. Она относится к группе планет – гигантов. Слайд 12 Дети выполняют физминутку под руководством ученика Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
Учащиеся слушают учителя.
Ответы учащихся. Слайд 13
На Земле есть жизнь, наша пл планета получает тепло и свет свет, температура на Земле не не с слишком высокая и не сли слишком низкая, на Земле есть есть вода и воздух, питание. Учащиеся высказывают свое мнение. (На Земле много воды и она имеет воздушную оболочку, атмосферу, это придает планете голубизну.) Ответы детей
| Руки вверх, в стороны вниз потянулись руки вверх руки в кулачки сжимать Руки перед глазами ноги вместе, руки вверх, покачаться наклон вниз, руки машут тик-так присесть руки вперед Ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх Руками берем созвездия |
| Познавательные Извлечение необходимой информации из текстов. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
5.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Цель : закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Давайте всё обобщим. -Что же такое Солнечная «семья»? -А что означает «Солнечная система?»
- Так какие же планеты входят в Солнечную систему? -Что у них общего?
- Чем они различаются?
Заканчивается на доске схема «Солнечная система». Сейчас мы посмотрим сюжет, с целью более подробного ознакомления с солнечной системой. Вы возьмете для себя что-то новое и эту информацию будете использовать в дальнейшей работе. Просмотр отрывка о Солнечной системе -Каждая планета, чтобы не столкнуться друг с другом, ходит по своему строго определенному пути, по орбите. Как бусинка нанизана на ниточке и никуда не денется, так и планеты на своей орбите. Иногда планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваются в ряд. Такое положение называют парад планет. Оно встречается очень редко – раз в миллион лет и астрономы всего мира наблюдают за этим. Нам сегодня повезло. Вы увидите парад планет. Работа с изображениями планет. - Каждый экипаж получает изображения 8 планет. -- Разложите изображения планет в пор определенном порядке. (С обратной стороны есть подсказка - номер планеты.) - - Проверьте. По порядку все планеты Назовет любой из нас. Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним Нептун, Он восьмой идет по счету. |
Солнечная система Это Солнце и все космические тела, которые движутся в определенном порядке вокруг Солнца. Учащиеся отвечают.
Они входят в Солнечную систему, вращаются вокруг Солнца, имеют шарообразную форму.
Величиной, находятся на разном расстоянии от Солнца.
Просмотр фильма.
Учащиеся располагают планеты в определенном порядке.
Проверка. Слайд 14
| Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью . Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из увиденного. |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация ( переход извне внутрь) способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | - А теперь возьмите тест №2, выполните его (разноуровневый). Солнечная система (1 уровень) - Планеты и звезды по форме
а) напоминают диск; б) круглые; в) шарообразные; г) плоские; д) похожи на мяч. - Выбери строчки, где перечисляются только планеты
а) Луна, Земля, Меркурий; б) Солнце, Марс, Венера; в) Нептун, Уран, Венера; г) Юпитер, Меркурий, Земля;
3. Самая яркая планета Солнечной системы: а) Земля; б) Марс; в) Венера г) Луна. 4. Центральное место в Солнечной системе занимает : а) Земля; б) Луна; в) Юпитер; г) Солнце. 5. Относительно Солнца планеты расположены так: а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, , Сатурн, Уран, Юпитер; б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Солнечная система (2 уровень) |
1. Выбери верное высказывание: Вокруг Солнца вращаются планеты. Их б) 8; 2. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы; в) астрономы; б) историки; г) химики. 3. Группа звезд, занимающая определенный участок неба: а) орбита; в) астероиды; б) созвездие; г) кометы. 4. Самосветящееся тело -… а) звезда б) планета в) метеорит г) Луна
| Учащиеся выполняют тест.
Слайд 15 Самопроверка по эталону, индивидуальная рефлексия. | Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
7. Этап включения в систему знаний и повторение.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Пожелания ребятам:
Работая в группах – Вежливы будьте. Коль трудно друг – другу Помочь не забудьте!
- Проведи стрелки Солнце есть жизнь, вода и воздух
Земля дает Земле тепло и свет Планеты светятся, цвет зависит от температуры
Звезды вращаются вокруг Солнца
- Посоветуйтесь в группах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. | Идет работа в группах.
Когда дети готовы, они поднимают руки, отвечают.
| Личностные Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные Контроль, коррекция, оценка. |
8. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной ( а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | - Какова была цель нашего путешествия? - Что нового вы узнали на уроке о космическом пространстве? -На какие вопросы мы сегодня отвечали?
- Как вы думаете, мы достигли тех результатов, которые запланировали? Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю.
Окрашен космос в чёрный цвет, Поскольку атмосферы нет, Ни ночи нет, ни дня. А нам нужна Земля. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. - Нужно ли заботиться и оберегать все окружающее нас на планете? Для чего? Где вы можете использовать знания, полученные на уроке? - Что запомнилось больше всего? - Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало? - С каким настроением заканчиваете урок? -Возьмите листы самооценки, выберите вопрос и ответьте на него. Лист самооценки 1.Какие знания я получил сегодня? 2.Сегодня я научился… 3.Самым неожиданным для меня было… 4.Сегодня на уроке я научился лучше делать… 5.Сегодня на уроке я мог бы сделать лучше… 6.На уроке мне осталось непонятным … -А сейчас, я предлагаю вам почувствовать себя маленькой частичкой Солнечной семьи. Пусть на небе засверкают 16 новых звездочек. - Возьмите звездочки на ваших столах, если сегодня -Получилось все отлично - красную -Получилось хорошо – жёлтую - Только часть заданий выполнено так, как хотелось – синюю.
- О какой – то планете захотелось узнать еще больше? -Конечно, объем информации огромен. О небесных телах можно говорить бесконечно… Но вы можете самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. - Как и где это можно сделать? -Сегодня все экипажи работали дружно, сплочённо, справились с намеченной работой. | Ответы учащихся.
Что такое солнечная «семья»?, -Какие планеты входят в солнечную «семью»?, -Чем Земля отличается от других планет?, -Что такое парад планет?)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Учащиеся работают с листом самооценки.
Слайд 16
Слайд 17 | Познавательные Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью . Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
9. Домашнее задание | По желанию (одно из заданий): 1 .Написать письмо инопланетянам с рассказом о своей планете Земля. 3.Если вас заинтересовала какая — то из планет, найдите о ней дома информацию и расскажите на следующем уроке окружающего мира. 3.Подписать названия планет на полученных листах (орбитах).
| Слайд 18 Записывают домашнее задание. |
|