Звёздное небо. Солнечная семья.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Методическая разработка и презентация к уроку по теме "Звёздное небо. Солнечная семья" по окружающему миру. 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7
Г. Лениногорска РТ
Разработка урока окружающего мира во 2 классе.
Урок № 35 ( в разделе «Мы – жители Земли» первый) по УМК «Начальная школа ХХI века».
Тема: Звёздное небо. Солнечная «семья».
Цель: знакомство с типами звёзд, с особенностями самой ближней звезды – Солнце, планетами Солнечной системы.
Задачи:
1)обучающие – формировать знания о Солнце как звезде, главе большой Солнечной «семьи», о планетах солнечной системы, их особенностях, познакомить с тем, что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох, закрепить умение вести диалог на заданную тему;
2)развивающие – развивать общую культуру и эрудицию ребёнка, расширять его кругозор, обогащать его знания о возникновении науки, роли искусства в жизни людей, развивать воображение и фантазию учащихся;
3)воспитывающие – воспитывать интерес к изучению окружающего мира, способность давать адекватную оценку своей учебной деятельности (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала).
Тип урока: изучение новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебники и рабочие тетради, ПК учителя, мобильный класс (ПК ученика с программным обеспечением «Конструктор урока. Академия младшего школьника» ), презентация к уроку, ЦОР (видеофильм) системы «Электронное образование в РТ», портрет учёного Николая Коперника, толковый словарь.
Литература:
- Учебник «Окружающий мир. 2 класс», 2 часть. Автор Н.Ф. Виноградова (стр.6-12)
- Рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир. 2 класс». 2 часть. Автор Н.Ф. Виноградова (стр.3)
Структура и ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
I. Организационный. | Проверка готовности учащихся к уроку. | Учащиеся демонстрируют свою готовность к уроку – наличие учебника и тетради, нетбука и т.д. |
1.Сообщение темы урока и постановка целей урока. Выбор девиза урока. | Загадка: на слайде 1 По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (звёзды) (на слайдах 2-3 тема урока и пословица «Чем больше знаешь, тем больше можешь» как девиз урока) | Учащиеся разгадывают загадку и определяют для себя задачу – познакомится со звёздами, Солнцем и планетами Солнечной системы. Учащиеся объясняют пословицу, связывают её со своей жизнью. |
II. Актуализация знаний. 1. Учебный диалог Почему люди смотрят на звёзды?» 2)Работа по нетбукам по программе «Академия младшего школьника». Игра «Реши анаграмму». (Окр. мир – 32. Упр. 4, строчка 61. Объекты Солнечной системы) | Слайд 4. 1)Учитель организует учебный диалог, помогает сделать вывод о том, что человек отличается от всех других живых существ нашей планеты способностью удивляться, восхищаться, проявлять любознательность и фантазию. 2)Учитель предлагает разгадать анаграммы: а) Среди поля голубого яркий блеск огня большого. б) Украшает ночную синь серебристый апельсин. | 1)Дети размышляют, высказывают своё мнение о том, почему люди смотрят на звёздное ночное небо, пишут стихи о солнце и звёздах, сочиняют «звёздную» музыку. 2)Учащиеся работают индивидуально 1 мин. и разгадывают слова Солнце и Луна. |
III. Работа по теме урока. | ||
1.Рассказ учителя «Какие бывают звёзды?» | Слайды 5-8 Учитель знакомит с разнообразием звёзд, даёт определение звезды как огромного раскалённого светящегося шара, рассказывает о типах звёзд по размеру и цвету. | Учащиеся высказывают свои первоначальные знания по теме, слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. |
2. Работа с учебником для первичного закрепления. Стр.6-7. | Учитель предлагает прочитать научный текст по данному вопросу. | Дети читают статью «Звёздное небо», рассматривают рисунок, объясняют деление звёзд на группы по размеру и силе свечения, т.е. температуре звезды. |
3. Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе с.3 задание №1. | Учитель просматривает, контролирует выполнение задания – разбить звёзды на группы. | Учащиеся выполняют задание. Проверяют по ответу одного из одноклассников. |
Физминутка для глаз. (проводит ученик) | ||
4.Путешествие в Солнечную систему. Природоведение. Солнечная система. 5. Коллективная работа по учебнику. Чтение научной статьи о Солнце и планетах. Стр.7-8. | Учитель предлагает отправиться в путешествие по Солнечной системе. Нацеливает на внимание - потом необходимо назвать членов Солнечной «семьи». Учитель помогает при осуждении прочитанного, задаёт вопросы: -Сколько планет в Солнечной системе? – Каковы размеры Солнца? – Каково значение Солнца для нашей планеты? - Какие существуют пословицы о Солнце? Что они означают? | Дети целенаправленно просматривают и прослушивают видеофильм – 4мин. Затем перечисляют названия планет Солнечной системы и спутника Земли – Луну. Учащиеся прочитывают статью, делятся впечатлениями по теме, отвечают на вопросы. Называют народные пословицы о солнце и объясняют их смысл. Солнце встало – всем принесло радость. Солнце встаёт, так и день настаёт. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. |
Физминутка «Пляска» с музыкой. (гиперссылку см. в приложении ) | ||
IV. Закрепление темы урока с использованием дополнительного познавательного материала. | ||
1.Игра «Угадай-ка». (слайды 9-10) Словарная работа. | Учитель с 2 помощниками – подготовленными учениками предлагает угадать загадки: 1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … телескоп 2)Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … астроном | Дети разгадывают загадки, знакомятся с инструментом учёных – телескопом, со значением слова астроном по толковому словарю. |
2.Проблемная ситуация. Работа со статьёй и схемами в учебнике на стр. 10-11. | Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: «Как в древности люди представляли себе Вселенную?». Просит высказать своё мнение и какие-либо знания об этом. | Учащиеся высказывают мнение, делятся своими знаниями об этом вопросе. Затем, работая с текстом и со схемой, получают общие представления о геоцентрическом и гелиоцентрическом теориях строения Вселенной. |
3.Виртуальное путешествие в прошлое. (слайд 11.) Рубрика «Картинная галерея». | Учитель с помощником (подготовленным учеником) знакомит детей с величайшим учёным Николаем Коперником, рассказывает о его жизни и достижениях в науке, книге «О вращениях небесных сфер». Учитель обращает внимание детей на то, в какой позе изобразил художник учёного, о чём думает великий астроном, какие предметы его окружают, в какое время суток изображён Коперник. | Дети воспринимают познавательный материал, высказывают мнение о том, что нужно обладать большой силой духа, чтобы во времена Коперника разрабатывать подобную теорию и писать об этом книгу. Знакомятся с картиной Я. Матейко «Астроном Николай Коперник». |
V. Проверка знаний учащихся по изученной теме посредством игрового задания. | ||
Тестирование юных астрономов. Работа по нетбукам по программе «Академия младшего школьника». Игра «Подбери определение». (Окр. мир – 32. Упр. 3, строчка 123. Определение некоторых характеристик космических тел) | Учитель объясняет правила игры по парам «Подбери определение», в ходе игры оказывает при необходимости помощь – консультацию. Итог проверки выдаёт программа автоматически. Есть возможность исправить ошибки. | Ученики работают по нетбукам парами 2 мин. Советуются и соединяют название объекта с его кратким определением. Плутон – самая маленькая планета. Сатурн – имеет кольца. Земля – планета, где мы живём. Меркурий – ближе всего к Солнцу. Юпитер – самая большая планета. Луна – спутник земли. Солнце – звезда. Венера – близкая к нам планета. |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель предлагает всем подумать и определить, что узнал нового, чему каждый из них научился сегодня, и над чем ещё ему надо поработать. | Дети высказываются с опорой на слова: - Я сегодня узнал… -Я сегодня научился… - Мне понравилось… - Но мне ещё надо… |
VI. Домашнее задание. | Учитель предлагает по выбору: 1) по учебнику с.6-12 прочитать, ответить на вопросы; 2) придумать фантастическую историю про звёздное небо. | Ученики по выбору записывают задание в дневник. |
Приложение. Перечень используемых на данном уроке ЦОР.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Природоведение. Солнечная система. | ЦОР видеофильм | Демонстрация на экране | |
2. | Масько Л.Г. Электронные физминутки. | Физминутка «Пляска» | презентация | полярис http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"
Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"
В презентации размещены тесты по теме «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени» для проверки домашнего задания ....

Презентация "Звёздное небо".
Презентация подготовлена к уроку по теме: "Твоё первое знакомство со звёздами" (УМК "Начальная школа XXI века")...
Конспект урока "Звёздное небо" 2 класс
Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, УМК "Школа России". На уроке используются: мультимедийный проектор,CD проигрыватель, атласы-определители "От земли до неба"....

Презентация "звёздное небо"
Презентация небольшая предназначена для знакомства детей с видами звезд, созвездий картой севернго полушария звездного неба....

Окружающий мир 2 класс. Тест по теме:"Звёздное небо. Солнечная система"
Тест для учеников 2 класса,УМК Планета Знаний, закрепляющий знания материала по теме" Звёздное небо. Солнечная система"...