Рабочая программа УМК "Школа России" 2 класс - окружающий мир
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №52, п.Утулик.
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор МБОУ НОШ
Протокол №___ №52 п. Утулик
от «___» ____________2014 г. __________/О.А.Варанкина/
________Л.В.Звизжев от «___» ____________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
на 2014-2015 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
к учебнику А.А.Плешакова Окружающий мир
Разработала:
учитель начальных классов
Звизжева Л.В.
2014 год
1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пуп кту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, во 2 классе – 68 часов (34 учебные недели).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
3.Результаты изучения курса во 2 классе.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на
ходить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям. - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
4.Содержание курса.
Человек и природа
Природа —это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ кУМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2014г..
- От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Календарно - тематическое планирование.
I четверть – 18 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||
Раздел «Где мы живем?» | |||||
1. | Родная страна. | Цели и задачи раздела. Имя родной страны –Россия, государственные символы, государственный язык | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России. | |
2. | Город и село. Проект «Родной город (село)» | Характерные особенности сельских и городских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. | Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта. | Подготовка к выполнению проекта. Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану. | |
3. | Природа и рукотворный мир. | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. | |
4. | Наш адрес в мире. Наше отношение к миру. | Наша страна одна из стран мира. Наше село – наша м алая родина. Называть свой домашний адрес. | Определять свой адрес в мире. | Работать в паре. | |
5. | Проверим и оценим сои достижения по разделу «Где мы живем?» | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной самооценки. | Выполнять текстовые задания учебника. | |
Раздел «Природа» | |||||
6. | Неживая и живая природа. | Неживая и живая природа. Свяжи между живой и неживой природой. | Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал. | Классифицировать объекты по существенным признакам. Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ. | |
7. | Явления природы. | Что такое явления природы. Сезонные явления. Термометр прибор для измерения температуры. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра. | |
8. | Что такое погода. | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. | Сопоставлять научные и природные предсказания погоды. | Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. | |
9. | В гости к осени (экскурсия). | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | Оценивать результаты своих действий на экскурсии. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. | |
10. | В гости к осени (урок) | Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних | |
11. | Звездное небо. | Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. | |
12. | Заглянем в кладовые земли. | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них. | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. | |
13. | Про воздух…. | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха. | Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. | |
14. | ….и про воду. | Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды. | Описывать эстетическое воздействие водных просторов на человека. | Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды. | |
15. | Какие бывают растения. | Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека. | Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку. | работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения. | |
16. | Какие бывают животные. | Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. | Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | |
17. | Невидимые нити. | Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Читать и обсуждать стих-е Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения к природе и сохранения природных связей | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | |
18. | Дикорастущие и культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне» | Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам. |
II четверть – 14 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||
19. | Дикие и домашние животные. | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, | |
20 | Комнатные растения | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. | Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. | |
21. | Животные живого уголка. | Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, попугай. Роль содержания и особенности ухода за животными живого уголка. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. | Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | |
22. | Про кошек и собак. | Кошка и собака в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. | Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя. | Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0 | |
23. | Красная книга. | Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных внесенных в Красную книгу. | Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране. | Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. | |
24. | Будь природе другом. Проект»Красная книга или Возьмем под защиту» | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. подготовка к выполнению проекта. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | В ходе работы над проектом: - распределять обязанности по выполнению проекта. - извлекать информацию из различных источников. - готовить рисунки и фотографии - составлять собственную Красную книгу. - презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов. - оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта. | |
25. | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. | |
Раздел «Жизнь города и села» | |||||
26. | Что такое экономика. | Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. деньги. экономика родного края. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. | Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран. | |
27. | Из чего что сделано. | Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. | Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ. | |
28 | Как построить дом. | Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы. | Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников. | Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку. | |
29 | Какой бывает транспорт. | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02,03. | Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры. | |
30. | Культура и образование. | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека. | Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни. | Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию . | |
31. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта. | Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии. | |
32. | В гости к зиме (экскурсия) | Наблюдение над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. | Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе. |
III четверть - 20 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | ||
Предметные | УУД | |||||
33. | В гости к зиме. | Зимние явления в неживой и живой природе. | Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «научном дневнике». | ||
34. | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной | Выполнять тестовые | ||
оценки своих достижений. | задания учебника. | |||||
35. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии» | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | ||
Раздел «Здоровье и безопасность» | ||||||
36. | Здоровье и безопасность. Строение тела человека. | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека. | ||
37. | Если хочешь быть здоров. | Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника. | Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы. | ||
38. | Берегись автомобиля. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. | Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. | ||
39. | Берегись автомобиля. | Освоение правил безопасности пешехода. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | ||
40. | Домашние опасности. | Правила безопасного поведения в быту. | Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. | Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. | ||
41. | Пожар! | Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. | Работать со взрослыми: находить в «интернете» информацию о работе пожарных. | ||
42. | На воде и в лесу. | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. | Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы. | ||
43. | Опасные незнакомцы. | Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми. Моделировать звонок по телефону. | ||
44. | Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника. | ||
Раздел « Общение» | ||||||
45. | Наша дружная семья. | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. | Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения» | ||
46. | Проект «Родословная» | Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы. | Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева. | Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома. | ||
47. | В школе. | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками. | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения. | Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | ||
48. | Правила вежливости. | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. | Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | ||
49. | Ты и твои друзья. | Правила поведения в гостях. | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. | Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом. | ||
50. | Мы- зрители и пассажиры. | Правила поведения в общественных местах. | Формулировать правила поведения в общественных местах. | Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника. | ||
51 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | ||
Раздел «Путешествия» | ||||||
52 | Посмотри вокруг. | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. |
IV четверть - 16 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||
53 | Ориентация на местности. | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта. | Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу. | |
54 | Формы земной поверхности. | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Описывать красоту гор. | Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор» | |
55 | Водные богатства. | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края. | Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме. | |
56 | В гости к весне (экскурсия). | Наблюдение за весенними явлениями в природе. | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений. | |
57 | В гости к весне (урок). | Весенние явления в неживой и живой природе. | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. | Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. | |
58 | Россия на карте. | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте. | Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с физической картой России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты. | |
59 | Проект «Города России» | Подготовка к выполнению проекта. | Распределение обязанностей по выполнению проекта. | Составлять презентацию своего исследования. | |
60 | Путешествие по Москве. | Москва-столица нашей Родины. История возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве. | |
61 | Московский Кремль. | Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. | Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям. | |
62 | Город на Неве. | Санкт – Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города. | |
63 | Путешествие по планете. | Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. | Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками. | |
64 | Путешествие по материкам. | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение и выступать с ним перед классом. | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. | Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России. | |
66 | Впереди лето. | Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных. | Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. | Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных. | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Представление результатов проектной деятельности. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Выступать с подготовленными сообщениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа 1 - 2 класс окружающий мир
цели:формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных спосо...
Рабочая программа "Перспектива" 2 класс окружающий мир
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Окружающий мир
Программа разраьотана с учетом ФГОС...
рабочая программа для 1 класса "Окружающий мир" УМК "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Школа России"...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...