Тема: Откуда берутся снег и лёд 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Мартюшева Татьяна Денисовна

Конспект урока по окружающему миру. 1класс. УМК "ШКОЛА России". Урок исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_berutsya_sneg_i_lyod.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Печора

КОНСПЕКТ УРОКА

Окружающий мир

«Системно - деятельностный подход в обучении

и формировании УУД»

Тема: Откуда берутся снег и лёд.

1 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Мартюшева Т.Д.

                                                   г. Печора

                                                      2011г.

Окружающий мир

1 класс II-четверть

Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока: Урок-исследование 

Цели:

1. Сформировать у обучающихся знания о свойствах снега и льда.

2. Содействовать развитию умений сравнивать познавательные объекты, делать обобщения.

3. Воспитывать организационные навыки.

Оборудование:

Рисунок Снеговика.

Конверт с загадками.

Снежинки.

Карточки со словами:

снег, лёд, белый, рыхлый, прозрачный, непрозрачный,

бесцветный, хрупкий, тает, вода.

Стаканы со снегом, стаканы со льдом.

Листы цветного картона, ложки, деревянные палочки, листы в клетку.

Мультимедийный проектор.

Планируемые результаты данного урока:

  1. Представление о явлении природы: образование снега, льда.
  2. Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока:

- Свойства снега (белый, прозрачный, рыхлый) и льда (прозрачный, бесцветный, твёрдый).

3) Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведённого урока.

Будут знать:

Свойства снега и льда, представление о явлении природы: образование снега и льда.

На основе знаний будут уметь:

Выделять существующие признаки объектов неживой природы, проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям, обнаруживать простейшие взаимосвязи в неживой природе.


Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УДД

1-этап.

Мотивационный этап

Каждый день – всегда везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Учитель настраивает обучающихся на урок.

Личностные. Формирование интереса к учению.

2-этап.

Целеполагание.

Постановка проблемы.

- Сегодня к нам пришёл необычный гость. Угадайте по загадке кто это?

Меня не растили

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Руки – сучки,

Холодный большой

Кто я такой?

Дети отгадывают: снеговик.

- Снеговик принёс конверт, а что в конверте?

Учитель достаёт из конверта загадки.

Хотите разгадать загадки снеговика?

                                                                  Слайд №2

  1. Всю зиму смирно лежит,
    а весной убежит.            
    (Снег)

.  

2.   Не драгоценный камень,
           а светится.                      
(Лёд)

- Как вы думаете, почему снеговик принёс загадки о снеге и льде?  (Ответы детей).

Верно, мы будем на уроке говорить о снеге и льде.

Соберите из слов тему урока:               Слайд №3

Снег, и, берутся, лёд, откуда.

Тема : Откуда берутся снег и лёд?   Слайд №4

Цель: Сформировать знания о свойствах льда и снега.

Задачи:

  • Сравнить снег и лёд.
  • Выяснить откуда берутся снег и лёд?
  • Определить для чего нужен снег и лёд.

- А как вы думаете

снег и лёд - это одно и тоже или нет? (Ответы детей).

Чтобы ответить на этот вопрос нам надо решить наши задачи.

Учитель загадывает загадки, задаёт и помогает строить речевые высказывания обучающихся в устной форме.

Проблема

Обучающиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя и учатся строить речевые высказывания в устной форме.

Обучающиеся ставят задачи.

Обучающиеся решают проблему.

Регулятивные. Постановка учебных задач.

Личностные. Обучающиеся опираются на личный опыт в решении проблемы.

3-этап.

Исполнитель-

ский.

Первая задача звучит так:

  • Сравнить снег и лёд.

- Как будем выполнять первую задачу? (Ответы детей).             Слайд №5

- А не хотите ли вы стать исследователями, чтобы самим исследовать снег и лёд?

- Представьте, что наш класс это исследовательская лаборатория, а вы учёные исследователи и сейчас мы будем ставить опыты, чтобы доказать снег и лёд это одно и тоже или нет.

Опыты будем проводить в парах. Послушайте правила работы в паре:

  1. Работать сообща.
  2. Помогать друг другу.
  3. Обсуждать тихо, не мешая никому.

Итак, начнём проводить опыты.

Опыт 1.          Слайд №6

Рассмотрите снег и лёд.

- Какой цвет имеет снег?   (Белый).

- А какой цвет у льда?     (Бесцветный).

Добавить слово на доске.

Вывод: Снег…………, а лёд …………

Опыт 2.                        Слайд №7

А теперь один из пары ложкой насыпьте снег на цветную бумагу, а другой положите лёд на цветной картон.

Цвет картона виден ли через слой снега?    (Нет).

А через лёд?     (Виден).

Как называют предметы, через которые всё видно? (Прозрачные).

Значит лёд какой?     (Прозрачный).

А снег?        (Непрозрачный).

Добавить слово на доске.

Вывод:

Лёд …………, а снег …………

Опыт 3.                         Слайд №8

Смотрите, я сейчас ударю по льду молотком.

Что произошло?

А можно ли это сделать со снегом?  Почему?

А что же можно со снегом сделать?

Вставьте палочку, помешайте снег.

- Какой снег?  ( Рыхлый.)

- А лёд?  ( Хрупкий).

Добавьте слово на доску.

Снег …………, а лёд …………

       (рыхлый)             (хрупкий)

Опыт 4.                       Слайд №9

Снова один из вас возьмет снег в ладонь, а другой лёд.

Сожмите их, подержите немного, разожмите ладошки.

- Что происходит со снегом? (Тает.)

- Со льдом?  (Тает.)

- От чего тает снег и лёд?   (От тепла.)

- Во что превращается снег и лёд?  ( В воду.)

Сделайте вывод.

Вывод:

Снег и лёд тают в тепле и превращаются в воду.

Молодцы, вы справились с решением I-задачи.

- Скажите, какие свойства льда, и снега вы открыли для себя?

- Так снег и лёд это одно и тоже или нет? Докажите.    (У них разные свойства).

Итак. Снег и лёд имеют разные свойства.

Но что общего у них? Сделайте вывод.

Вывод:

Снег и лёд при таянии превращаются в воду.

Физминутка.

Переходим к выполнению II задачи.

Она звучит так:

  • Выяснить откуда берутся снег и лёд?

Дети, скажите, как я получила лёд, который принесла на урок? (Ответы детей).

1). Значит, из чего получается лёд?   (Из воды)

2). Что  нужно для образования льда?   (Холод)

3). Где в природе можно увидеть лёд? (В лужах, на реке, сосульки)

  • А может ли наша вода превратиться снова в снег?   (Нет).    Почему?

- Из чего состоит снег?       (Из снежинок).

- А откуда появляются снежинки?       Слайд №10

- Значит, где образовываются снежинки?   (Высоко в небе, облаках).

- Что нужно для образования снежинок?    (Вода, холод).

Действительно капельки воды в облаках под воздействием холода превращаются в снежинки.

А вот как вода попадает на небо?

(Об этом вы узнаете в III-классе, когда будете изучать круговорот воды в природе).

Вывод:

Что самое главное надо для образования снега и льда?  ( Вода и холод.)

Действительно ли это так, проверим.

(Дети просматривают

электронное приложение к учебнику по теме)

-Так где же образуется снег?

-А лёд?

Ну вот, мы справились с решением II-задачи.

Физминутка.

А теперь переходим к решению третьей задачи.

А как она звучит:

  • Определить для чего нужны снег и лёд?

1. Зачем нужен снег растениям?         Слайд №11

Снег полезен растениям. Он защищает корни деревьев от мороза и холода.                   Слайд №12

  Под снеговой шубой прячутся от стужи травянистые растения, пшеница, клюква, земляника. Им под снегом тепло.

                                                       Слайд №13

2. А кто под вьюжный вой спит в избушке снеговой? (Медведь).

Снеговая избушка – берлога у медведя. В берлоге ему тепло и уютно, и спит он в ней до самой весны.

3. А кто из зверей летом серый, а зимой белый? (Заяц).                                  Слайд №14

Зачем зайчик меняет зимой свою шубку?

Что для него значит снег?

4. А ещё в суровые зимние морозы в снег прячутся многие птицы, тетерева. Глухари, куропатки.

Ребята, а вы сами любите снег? Почему?

                   Слайд №15,16,17,18,19,20,21,22

5.Снег это спорт, это отдых, а ещё зимние забавы.

                       Слайд №23,24,25,26

6. Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже конкурсы по изготовлению ледяных фигур.

7. А когда снег растает, то вдоволь напоит всю землю водой.

-Мы справились с выполнением III-задачи?

-Нужны ли снег и лёд?

Вывод:

Снег и лёд нужны. Они приносят пользу.

Учитель предоставляет материал для наблюдений.

Учитель наблюдает за работой пар.

Учитель помогает детям на основе наблюдений сравнивать объекты и делать выводы.

Учитель выясняет, что знают дети и пополняет их знания новыми сведениями.

Проблема.

Учитель выясняет что знают дети и пополняет их знания новыми сведениями.

Ответы обучающихся.

Обучающиеся проводят опыт.

Делают вывод по цвету снега и льда.

Обучающиеся сравнивают, характеризуют особенности объектов, учатся работать с таблицей на доске, делают выводы.

Обучающиеся учатся работать в паре и приходить к общему решению совместной деятельности.

Дети называютсвойства снега и льда.

Обучающиеся учатся строить речевые высказывания в устной форме.

Обучающиеся проверяют свои знания «знаю – не знаю», приводят примеры, узнают новое.

Дети отвечают на вопросы.

Обучающиеся учатся строить речевые высказывания в устной речи, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные.

Деление на микрогруппы.

Регулятивный. Организовывать своё рабочее место и выполнять опыты под руководством учителя.

Коммуникатив-

ные.

Учатся, в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать  и понимать речь других, участвовать в работе пары. Доказывать свою точку зрения. Навыки сотрудничества.

Познавательные. Сравнивать объекты, находить общее и различие. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Совместное открытие нового.

Личностные. Опора на жизненный опыт.

Познавательные. Логические анализ и синтез.

Коммуникатив-

ные.

Речевая деятельность, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные. Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков.

Коммуникатив-
ные.

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

4-этап

Контрольно-оценочная деятельность.

А теперь пришло время проверить наши знания по теме:

а) Игра «Третий лишний».

Белый                                       бесцветный

Прозрачный                        непрозрачный

Рыхлый                                         хрупкий

                 Почему?

Слово прозрачный относится ко льду, а другие слова это свойства снега.

Слово непрозрачный это свойства снега, а другие слова это свойства льда.

б) Световой диктант проводится на листочках в клетку, и отмечается цветным карандашом.

  • Да
  • Нет

1. Снег при таянии превращается в воду? (Да).

2. Если вода замёрзнет, она превращается в лёд? (Да). 

3. Снег бесцветный? (Нет).

4. Лёд прозрачный? (Да).

5. Снег рыхлый? (Да).

6. Лёд хрупкий? (Да).

7. Снег прозрачный? (Нет).

8. Снег белый? (Да).

А теперь разгадайте кроссворд:    ( на доске)

  • В голове снег,
    В животе снег,
    И в ногах снег,
    Что за чудо-человек?
  • Какой это мастер на стёкла нанес, и листья и травы и заросли роз?
  • Был сперва водой, потом прочным сделался мостом.
  • Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    радость детям подарила,
    И на санках прокатила.

          С       Н      Е      Г       О      В      И       К      

                            М      О      Р      О       З

                                      Л      Ё      Д

                             З       И      М     А

-Какое ключевое слово появилось?

-Почему?

Вывод: Снег и лёд образуются при замерзании воды.

Учитель задаёт вопросы и помогает обучающимся обобщить полученные знания.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, учатся обобщать и высказывать своё мнение.

Обучающиеся обобщают полученные знания.

Коммуникатив-

ный.

Формируют собственное мнение в процессе речевой деятельности.

5-этап

Рефлексия.

- Какая тема нашего урока?

- Что узнали о снеге и льде?

Самооценка.

Оцените свои знания.                               Слайд №27

-Закрасьте в дневнике кружочки зелёным цветом, если всё на уроке было легко и интересно, жёлтым если требуется помощь, красным если было трудно и ничего не понял.

- Расскажите своим родителям о нашем исследовании.

Учитель помогает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Ребята оценивают свою работу на уроке.

Регулятивный. Способность к самооценке, самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»

Конспект рока по окружающем миру, 1 класс,  «Школа России,  Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются  информационно-коммуникативные техн...

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...