Тема: Откуда берутся снег и лёд 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру. 1класс. УМК "ШКОЛА России". Урок исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_berutsya_sneg_i_lyod.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Печора
КОНСПЕКТ УРОКА
Окружающий мир
«Системно - деятельностный подход в обучении
и формировании УУД»
Тема: Откуда берутся снег и лёд.
1 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Мартюшева Т.Д.
г. Печора
2011г.
Окружающий мир
1 класс II-четверть
Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»
Тип урока: Урок-исследование
Цели:
1. Сформировать у обучающихся знания о свойствах снега и льда.
2. Содействовать развитию умений сравнивать познавательные объекты, делать обобщения.
3. Воспитывать организационные навыки.
Оборудование:
Рисунок Снеговика.
Конверт с загадками.
Снежинки.
Карточки со словами:
снег, лёд, белый, рыхлый, прозрачный, непрозрачный,
бесцветный, хрупкий, тает, вода.
Стаканы со снегом, стаканы со льдом.
Листы цветного картона, ложки, деревянные палочки, листы в клетку.
Мультимедийный проектор.
Планируемые результаты данного урока:
- Представление о явлении природы: образование снега, льда.
- Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока:
- Свойства снега (белый, прозрачный, рыхлый) и льда (прозрачный, бесцветный, твёрдый).
3) Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведённого урока.
Будут знать:
Свойства снега и льда, представление о явлении природы: образование снега и льда.
На основе знаний будут уметь:
Выделять существующие признаки объектов неживой природы, проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям, обнаруживать простейшие взаимосвязи в неживой природе.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УДД |
1-этап. Мотивационный этап | Каждый день – всегда везде На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Учитель настраивает обучающихся на урок. | Личностные. Формирование интереса к учению. | |
2-этап. Целеполагание. Постановка проблемы. | - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Угадайте по загадке кто это? Меня не растили Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза – угольки, Руки – сучки, Холодный большой Кто я такой? Дети отгадывают: снеговик. - Снеговик принёс конверт, а что в конверте? Учитель достаёт из конверта загадки. Хотите разгадать загадки снеговика? Слайд №2
. 2. Не драгоценный камень, - Как вы думаете, почему снеговик принёс загадки о снеге и льде? (Ответы детей). Верно, мы будем на уроке говорить о снеге и льде. Соберите из слов тему урока: Слайд №3 Снег, и, берутся, лёд, откуда. Тема : Откуда берутся снег и лёд? Слайд №4 Цель: Сформировать знания о свойствах льда и снега. Задачи:
- А как вы думаете снег и лёд - это одно и тоже или нет? (Ответы детей). Чтобы ответить на этот вопрос нам надо решить наши задачи. | Учитель загадывает загадки, задаёт и помогает строить речевые высказывания обучающихся в устной форме. Проблема | Обучающиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя и учатся строить речевые высказывания в устной форме. Обучающиеся ставят задачи. Обучающиеся решают проблему. | Регулятивные. Постановка учебных задач. Личностные. Обучающиеся опираются на личный опыт в решении проблемы. |
3-этап. Исполнитель- ский. | Первая задача звучит так:
- Как будем выполнять первую задачу? (Ответы детей). Слайд №5 - А не хотите ли вы стать исследователями, чтобы самим исследовать снег и лёд? - Представьте, что наш класс это исследовательская лаборатория, а вы учёные исследователи и сейчас мы будем ставить опыты, чтобы доказать снег и лёд это одно и тоже или нет. Опыты будем проводить в парах. Послушайте правила работы в паре:
Итак, начнём проводить опыты. Опыт 1. Слайд №6 Рассмотрите снег и лёд. - Какой цвет имеет снег? (Белый). - А какой цвет у льда? (Бесцветный). Добавить слово на доске. Вывод: Снег…………, а лёд ………… Опыт 2. Слайд №7 А теперь один из пары ложкой насыпьте снег на цветную бумагу, а другой положите лёд на цветной картон. Цвет картона виден ли через слой снега? (Нет). А через лёд? (Виден). Как называют предметы, через которые всё видно? (Прозрачные). Значит лёд какой? (Прозрачный). А снег? (Непрозрачный). Добавить слово на доске. Вывод: Лёд …………, а снег ………… Опыт 3. Слайд №8 Смотрите, я сейчас ударю по льду молотком. Что произошло? А можно ли это сделать со снегом? Почему? А что же можно со снегом сделать? Вставьте палочку, помешайте снег. - Какой снег? ( Рыхлый.) - А лёд? ( Хрупкий). Добавьте слово на доску. Снег …………, а лёд ………… (рыхлый) (хрупкий) Опыт 4. Слайд №9 Снова один из вас возьмет снег в ладонь, а другой лёд. Сожмите их, подержите немного, разожмите ладошки. - Что происходит со снегом? (Тает.) - Со льдом? (Тает.) - От чего тает снег и лёд? (От тепла.) - Во что превращается снег и лёд? ( В воду.) Сделайте вывод. Вывод: Снег и лёд тают в тепле и превращаются в воду. Молодцы, вы справились с решением I-задачи. - Скажите, какие свойства льда, и снега вы открыли для себя? - Так снег и лёд это одно и тоже или нет? Докажите. (У них разные свойства). Итак. Снег и лёд имеют разные свойства. Но что общего у них? Сделайте вывод. Вывод: Снег и лёд при таянии превращаются в воду. Физминутка. Переходим к выполнению II задачи. Она звучит так:
Дети, скажите, как я получила лёд, который принесла на урок? (Ответы детей). 1). Значит, из чего получается лёд? (Из воды) 2). Что нужно для образования льда? (Холод) 3). Где в природе можно увидеть лёд? (В лужах, на реке, сосульки)
- Из чего состоит снег? (Из снежинок). - А откуда появляются снежинки? Слайд №10 - Значит, где образовываются снежинки? (Высоко в небе, облаках). - Что нужно для образования снежинок? (Вода, холод). Действительно капельки воды в облаках под воздействием холода превращаются в снежинки. А вот как вода попадает на небо? (Об этом вы узнаете в III-классе, когда будете изучать круговорот воды в природе). Вывод: Что самое главное надо для образования снега и льда? ( Вода и холод.) Действительно ли это так, проверим. (Дети просматривают электронное приложение к учебнику по теме) -Так где же образуется снег? -А лёд? Ну вот, мы справились с решением II-задачи. Физминутка. А теперь переходим к решению третьей задачи. А как она звучит:
1. Зачем нужен снег растениям? Слайд №11 Снег полезен растениям. Он защищает корни деревьев от мороза и холода. Слайд №12 Под снеговой шубой прячутся от стужи травянистые растения, пшеница, клюква, земляника. Им под снегом тепло. Слайд №13 2. А кто под вьюжный вой спит в избушке снеговой? (Медведь). Снеговая избушка – берлога у медведя. В берлоге ему тепло и уютно, и спит он в ней до самой весны. 3. А кто из зверей летом серый, а зимой белый? (Заяц). Слайд №14 Зачем зайчик меняет зимой свою шубку? Что для него значит снег? 4. А ещё в суровые зимние морозы в снег прячутся многие птицы, тетерева. Глухари, куропатки. Ребята, а вы сами любите снег? Почему? Слайд №15,16,17,18,19,20,21,22 5.Снег это спорт, это отдых, а ещё зимние забавы. Слайд №23,24,25,26 6. Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже конкурсы по изготовлению ледяных фигур. 7. А когда снег растает, то вдоволь напоит всю землю водой. -Мы справились с выполнением III-задачи? -Нужны ли снег и лёд? Вывод: Снег и лёд нужны. Они приносят пользу. | Учитель предоставляет материал для наблюдений. Учитель наблюдает за работой пар. Учитель помогает детям на основе наблюдений сравнивать объекты и делать выводы. Учитель выясняет, что знают дети и пополняет их знания новыми сведениями. Проблема. Учитель выясняет что знают дети и пополняет их знания новыми сведениями. | Ответы обучающихся. Обучающиеся проводят опыт. Делают вывод по цвету снега и льда. Обучающиеся сравнивают, характеризуют особенности объектов, учатся работать с таблицей на доске, делают выводы. Обучающиеся учатся работать в паре и приходить к общему решению совместной деятельности. Дети называютсвойства снега и льда. Обучающиеся учатся строить речевые высказывания в устной форме. Обучающиеся проверяют свои знания «знаю – не знаю», приводят примеры, узнают новое. Дети отвечают на вопросы. Обучающиеся учатся строить речевые высказывания в устной речи, отвечать на вопросы учителя. | Регулятивные. Деление на микрогруппы. Регулятивный. Организовывать своё рабочее место и выполнять опыты под руководством учителя. Коммуникатив- ные. Учатся, в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, участвовать в работе пары. Доказывать свою точку зрения. Навыки сотрудничества. Познавательные. Сравнивать объекты, находить общее и различие. преобразовывать практическую задачу в познавательную. Совместное открытие нового. Личностные. Опора на жизненный опыт. Познавательные. Логические анализ и синтез. Коммуникатив- ные. Речевая деятельность, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. Познавательные. Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков. Коммуникатив- Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя. |
4-этап Контрольно-оценочная деятельность. | А теперь пришло время проверить наши знания по теме: а) Игра «Третий лишний». Белый бесцветный Прозрачный непрозрачный Рыхлый хрупкий Почему? Слово прозрачный относится ко льду, а другие слова это свойства снега. Слово непрозрачный это свойства снега, а другие слова это свойства льда. б) Световой диктант проводится на листочках в клетку, и отмечается цветным карандашом.
1. Снег при таянии превращается в воду? (Да). 2. Если вода замёрзнет, она превращается в лёд? (Да). 3. Снег бесцветный? (Нет). 4. Лёд прозрачный? (Да). 5. Снег рыхлый? (Да). 6. Лёд хрупкий? (Да). 7. Снег прозрачный? (Нет). 8. Снег белый? (Да). А теперь разгадайте кроссворд: ( на доске)
С Н Е Г О В И К М О Р О З Л Ё Д З И М А -Какое ключевое слово появилось? -Почему? Вывод: Снег и лёд образуются при замерзании воды. | Учитель задаёт вопросы и помогает обучающимся обобщить полученные знания. | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, учатся обобщать и высказывать своё мнение. Обучающиеся обобщают полученные знания. | Коммуникатив- ный. Формируют собственное мнение в процессе речевой деятельности. |
5-этап Рефлексия. | - Какая тема нашего урока? - Что узнали о снеге и льде? Самооценка. Оцените свои знания. Слайд №27 -Закрасьте в дневнике кружочки зелёным цветом, если всё на уроке было легко и интересно, жёлтым если требуется помощь, красным если было трудно и ничего не понял. - Расскажите своим родителям о нашем исследовании. | Учитель помогает обучающимся оценить свою работу на уроке. | Ребята оценивают свою работу на уроке. | Регулятивный. Способность к самооценке, самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»
УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....
Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?
Цель:· формирование представлений о свойстве снега и льда;· проведение практических исследований природных объектов ...
Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»
Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России, Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются информационно-коммуникативные техн...
Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...