рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/В.В. Миронова/ «__»____________2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района _____________/Н.А. Миронова / Приказ№___от «__»______________ 2014г. |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «окружающий мир»
для обучающихся 2 класса
МБОУ «СОШ с. Липовка»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2014\2015 учебный год
Составитель:
Идрисова Марина Валерьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по окружающему миру для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2010 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.
Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину;уважающего и принимающего ценности семьи и общества;любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир»в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принципинтеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во–первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
- Педоцентрическийпринцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
- Принцип экологизациирешает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Рабочая учебная программа курса «Окружающий мир» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения окружающему миру в современной начальной школе.
Преобладающим типом урока является урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности второклассников, используются такие формы уроков как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной, исследовательской и проблемной деятельности.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Предметные– способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
Метапредметные- способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимумсодержания образования;
Личностные-способствовать социализации ребёнка, воспитаниюэмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности (элементы) | Использование исследователь ской деятельности (элементы) |
1 | Введение. Что окружает человека | 1 | 1 | 0 | 0 |
2 | Кто ты такой | 14 | 5 | 3 | 3 |
3 | Кто живёт рядом с тобой | 5 | 1 | 1 | 1 |
4 | Россия — твояРодина | 10 | 2 | 2 | 3 |
5 | Мы — жители Земли | 7 | 3 | 1 | 2 |
6 | Природныесообщества | 25 | 7 | 5 | 5 |
7 | Природаи человек | 2 | 1 | 1 | 0 |
Всего | 64 | 20 | 13 | 14 |
Основное содержание тематического плана
Тема урока | Кол-во часов | |
Введение. Что окружает человека | 1 | |
1 | Что окружает человека (урок с использованием ИКТ) | 1 |
Кто ты такой | 14 | |
2 | Я, ты, он, она…Все мы люди | 1 |
3-4 | Наши помощники – органы чувств (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
5-6 | Поговорим о здоровье (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
7-8 | Режим дня (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
9-10 | Физическая культура (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
11-13 | Почему нужно правильно питаться (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
14-15 | Почему нужно быть осторожным (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
16 | Итоговое тестирование за 1 четверть | 1 |
Кто живёт рядом с тобой | 5 | |
17-18 | Что такое семья (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
19-21 | О правилах поведения (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 3 |
Россия — твояРодина | 10 | |
22 | Родина – что это значит (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
23-24 | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
25 | Москва – столица России | 1 |
26 | Города России (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 1 |
27 | Родной край – частица Родины | 1 |
28 | Как трудятся россияне (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
29 | Все профессии важны (урок с использованием ИКТ) | 1 |
30 | Мы – граждане России | 1 |
31 | Россия – многонациональная страна (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 1 |
32 | Итоговое тестирование за 2 четверть | 1 |
Мы — жители Земли | 7 | |
33 | Твое первое знакомство со звездами (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
34 | Чем земля отличается от других планет (урок с использованием ИКТ) | 1 |
35 | В некотором царстве… (урок с использованием ИКТ) | 1 |
36 | Грибы (урок с использованием ИКТ) | 1 |
37 | Какие животные живут на Земле (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
38-39 | Разнообразие растений (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
Природныесообщества | 25 | |
40 | Среда обитания – что это такое (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 1 |
41 | Лес и его обитатели (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 1 |
42 | Деревья леса (урок с использованием ИКТ) | 1 |
43 | Кустарники леса (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 1 |
44-45 | Травянистые растения леса (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 2 |
46-50 | Животные леса (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 5 |
51-53 | Что мы знаем о воде (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 3 |
54 | Итоговое тестирование за 3 четверть | 1 |
55-57 | Водоемы и их обитатели (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 3 |
58-60 | Луг и его обитатели (урок с использованием элементовпроектной деятельности)) | 3 |
61-63 | Поле и его обитатели (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементов исследовательской деятельности) | 3 |
64-65 | Сад и его обитатели (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
Природаи человек | 2 | |
66-67 | Человек – часть природы (урок с использованием ИКТ) (урок с использованием элементовпроектной деятельности) | 2 |
68 | Итоговое тестирование за год | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения (УУД) | Дата | Коррек тировка | ||
план | факт | |||||||
1 четверть (18 часов) Введение. Что окружает человека (1 час) | ||||||||
1 | Что окружает человека ИКТ | 1 | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее | 03.09 | |||
Кто ты такой (14 часов) | ||||||||
2 | Я, ты, он, она… Все мы люди | 1 | Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность | 06.09 | |||
3-4 | Наши помощники – органы чувств ИКТ | 2 | 08,10.09 | |||||
5-6 | Поговорим о здоровье | 2 | 15,17.09 | |||||
7-8 | Режим дня ИКТ | 2 | 22,24.09 | |||||
9-10 | Физическая культура ИКТ | 2 | 29.09,01.10 | |||||
11-12 | Почему нужно правильно питаться ИКТ | 2 | 06,08.10 | |||||
13-14 | Почему нужно быть осторожным ИКТ | 2 | 13,15.10 | |||||
15 | Итоговое тестирование за 1 четверть | 1 | Формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Выполнять тестовые задания; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 20.10 | |||
Кто живёт рядом с тобой (5 часов) | ||||||||
16-17 | Что такое семья | 2 | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях | 22,27.10 | |||
18 | О правилах поведения ИКТ | 3 | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях | 29.10, | |||
2 четверть (16 часов) | ||||||||
19-20 | О правилах поведения ИКТ | 3 | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях | 12,17.11 | |||
Россия — твоя Родина (10 часов) | ||||||||
21 | Родина – что это значит | 1 | Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям | 19.11 | |||
22-23 | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась | 2 | 24,26.11 | |||||
24 | Москва – столица России | 1 | 01.12 | |||||
25 | Города России | 1 | 03.12 | |||||
26 | Родной край – частица Родины | 1 | 08.12 | |||||
27 | Как трудятся россияне ИКТ | 1 | 10.12 | |||||
28 | Все профессии важны ИКТ | 1 | 15.12 | |||||
29 | Мы – граждане России | 1 | 17.12 | |||||
30 | Россия – многонациональная страна | 1 | 22.12 | |||||
31 | Итоговое тестирование за 1 полугодие | 1 | Формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Выполнять тестовые задания; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 24.12 | |||
32 | Твое первое знакомство со звездами ИКТ | 1 | Солнечная «семья». Земля как планета жизни | Характеристика планет Солнечной системы Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». | 29.12 | |||
3 четверть (20 часов) Мы — жители Земли (7 часов) | ||||||||
33 | Чем земля отличается от других планет ИКТ | 1 | 12.01 | |||||
34 | В некотором царстве… ИКТ | 1 | 14.01 | |||||
35 | Грибы ИКТ | 1 | 19.01 | |||||
36 | Какие животные живут на Земле | 1 | 21.01 | |||||
37-39 | Разнообразие растений | 3 | 26.01; 28.0102,02 | |||||
Природные сообщества (14 часов) | ||||||||
40 | Среда обитания – что это такое | 1 | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители Формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения Выполнять тестовые задания; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 04.02 | |||
41 | Лес и его обитатели | 1 | 09.02 | |||||
42 | Деревья леса ИКТ | 1 | 11.02 | |||||
43 | Кустарники леса | 1 | 16.02 | |||||
44-45 | Травянистые растения леса ИКТ | 2 | 18,25.02 | |||||
46-50 | Животные леса ИКТ | 5 | 02,04,09,11,03 | |||||
51 | Итоговое тестирование за 3 четверть | 1 | 16.03 | |||||
52 | Что мы знаем о воде ИКТ | 3 | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения | 18,03 | |||
4 четверть (16 часов) | ||||||||
53-54 | Что мы знаем о воде ИКТ | 3 | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения | 30.03, 01.04 | |||
Природные сообщества (11 часов) | ||||||||
55-56 | Водоемы и их обитатели ИКТ | 2 | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения | 06,08.04 | |||
57-58 | Луг и его обитатели | 2 | 13,15.04 | |||||
59-60 | Поле и его обитатели ИКТ | 2 | 20,22.04 | |||||
61-62 | Сад и его обитатели ИКТ | 2 | 27. 29.04 | |||||
Природа и человек (2 часа) | ||||||||
63-64 | Человек – часть природы ИКТ | 2 | Человек — часть природы. Правила поведения в природе | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» | 04,06.05 | |||
65 | Итоговое тестирование за год | 1 | Формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Выполнять тестовые задания; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 11.05 | |||
66-68 | Резервные уроки | 3 | 13-25.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Литература для учителя
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2010.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи: метод.рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. М.: Вентана- Граф, 2011
Литература для обучающихся
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных / В.А. Алексеев. – Ярославль: академия развития, 1997.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. – Петрозаводск: Карелия, 1991.
- Ребусы про птиц– Режим доступа:http:/www.detskay-sait.ru/rebusy-bird
Адреса сайтов
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...