рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Идрисова Марина Валерьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr._miru_2_klass.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЛИПОВКА»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/В.В. Миронова/

«__»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Липовка» Энгельсского муниципального района

_____________/Н.А. Миронова /

Приказ№___от «__»______________  2014г.

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «окружающий мир»

для обучающихся 2 класса

МБОУ «СОШ с. Липовка»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2014\2015 учебный год

Составитель:

Идрисова Марина Валерьевна

                    учитель начальных классов

 первой квалификационной

 категории

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по окружающему миру для 2 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному  стандарту начального общего образования 2010 года.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является  формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.

Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы:  любящего свой народ, свой край и свою Родину;уважающего и принимающего ценности семьи и общества;любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир»в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • Принципинтеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во–первых,         она даёт возможность учесть одну из  важнейших психологических особенностей         младшего  школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
  • Педоцентрическийпринцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего  успешного обучения;  предоставление каждому школьнику возможности  удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  • Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
  • Принцип экологизациирешает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
  • Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  • Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает   накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Рабочая учебная программа  курса «Окружающий мир»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения окружающему миру в современной начальной школе.

Преобладающим типом урока является  урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности второклассников, используются такие формы уроков  как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной,  исследовательской и проблемной деятельности.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Предметные– способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных  естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

Метапредметные-        способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений  (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимумсодержания образования;

Личностные-способствовать социализации ребёнка, воспитаниюэмоционально – положительного взгляда на мир, формированию      нравственных и эстетических чувств.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

(элементы)

Использование исследователь

ской деятельности

(элементы)

1

Введение. Что окружает человека

1

1

0

0

2

Кто ты такой

14

5

3

3

3

Кто живёт рядом с тобой

5

1

1

1

4

Россия — твояРодина

10

2

2

3

5

Мы — жители Земли  

7

3

1

2

6

Природныесообщества

25

7

5

5

7

Природаи человек

2

1

1

0

Всего

64

20

13

14

Основное содержание тематического плана

Тема урока

Кол-во часов

Введение. Что окружает человека

1

1

Что окружает человека

(урок с использованием  ИКТ)

1

Кто ты такой

14

2

Я, ты, он, она…Все мы люди

1

3-4

Наши помощники – органы чувств

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

5-6

Поговорим о здоровье

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

7-8

Режим дня

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

9-10

Физическая культура

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

11-13

Почему нужно правильно питаться

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

14-15

Почему нужно быть осторожным

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

16

Итоговое тестирование за 1 четверть

1

Кто живёт рядом с тобой

5

17-18

Что такое семья

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

19-21

О правилах поведения

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

3

Россия — твояРодина

10

22

Родина – что это значит

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

23-24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

25

Москва – столица России

1

26

Города России

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

1

27

Родной край – частица Родины

1

28

Как трудятся россияне

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

29

Все профессии важны

(урок с использованием  ИКТ)

1

30

Мы – граждане России

1

31

Россия – многонациональная страна

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

1

32

Итоговое тестирование за 2 четверть

1

Мы — жители Земли

7

33

Твое первое знакомство со звездами

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

34

Чем земля отличается от других планет

(урок с использованием  ИКТ)

1

35

В некотором царстве…

(урок с использованием  ИКТ)

1

36

Грибы

(урок с использованием  ИКТ)

1

37

Какие животные живут на Земле

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

38-39

Разнообразие растений

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

Природныесообщества

25

40

Среда обитания – что это такое

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

41

Лес и его обитатели

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

1

42

Деревья леса

(урок с использованием  ИКТ)

1

43

Кустарники леса

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

1

44-45

Травянистые растения леса

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

2

46-50

Животные леса

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

5

51-53

Что мы знаем о воде

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

3

54

Итоговое тестирование за 3 четверть

1

55-57

Водоемы и их обитатели

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

3

58-60

Луг и его обитатели

(урок с использованием элементовпроектной деятельности))

3

61-63

Поле и его обитатели

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

3

64-65

Сад и его обитатели

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

Природаи человек

2

66-67

Человек – часть природы

(урок с использованием  ИКТ)

(урок с использованием элементовпроектной деятельности)

2

68

Итоговое тестирование за год

1


Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Планируемые результаты обучения

(УУД)

Дата
проведения

Коррек

тировка

план

факт

1 четверть (18 часов)   Введение. Что окружает человека (1 час)

1

Что окружает человека

ИКТ

1

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

03.09

Кто ты такой (14 часов)

2

Я, ты, он, она…

Все мы люди

1

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

06.09

3-4

Наши помощники – органы чувств

ИКТ

2

08,10.09

5-6

Поговорим о здоровье

2

15,17.09

7-8

Режим дня

ИКТ

2

22,24.09

9-10

Физическая культура

ИКТ

2

29.09,01.10

11-12

Почему нужно правильно питаться

ИКТ

2

06,08.10

13-14

Почему нужно быть осторожным

ИКТ

2

13,15.10

15

Итоговое тестирование за 1 четверть

1

Формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Выполнять тестовые задания;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

20.10

Кто живёт рядом с тобой (5 часов)

16-17

Что такое семья

2

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

22,27.10

18

О правилах поведения

ИКТ

3

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

29.10,

2 четверть (16 часов)

19-20

О правилах поведения

ИКТ

3

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

12,17.11

Россия — твоя Родина (10 часов)

21

Родина – что это значит

1

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

19.11

22-23

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась

2

24,26.11

24

Москва – столица России

1

01.12

25

Города России

1

03.12

26

Родной край – частица Родины

1

08.12

27

Как трудятся россияне

ИКТ

1

10.12

28

Все профессии важны

ИКТ

1

15.12

29

Мы – граждане России

1

17.12

30

Россия – многонациональная страна

1

22.12

31

Итоговое тестирование за 1 полугодие

1

Формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Выполнять тестовые задания;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

24.12

32

Твое первое знакомство со звездами

ИКТ

1

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы».

29.12

3 четверть (20 часов) Мы — жители Земли  (7 часов)

33

Чем земля отличается от других планет

ИКТ

1

12.01

34

В некотором царстве…

ИКТ

1

14.01

35

Грибы

ИКТ

1

19.01

36

Какие животные живут на Земле

1

21.01

37-39

Разнообразие растений

3

26.01;

28.0102,02

Природные сообщества (14 часов)

40

Среда обитания – что это такое

1

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Выполнять тестовые задания;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

04.02

41

Лес и его обитатели

1

09.02

42

Деревья леса

ИКТ

1

11.02

43

Кустарники леса

1

16.02

44-45

Травянистые растения леса

ИКТ

2

18,25.02

46-50

Животные леса

ИКТ

5

02,04,09,11,03

51

Итоговое тестирование за 3 четверть

1

16.03

52

Что мы знаем о воде

ИКТ

3

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

18,03

4 четверть (16 часов)

53-54

Что мы знаем о воде

ИКТ

3

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

30.03,

01.04

Природные сообщества (11 часов)

55-56

Водоемы и их обитатели

ИКТ

2

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

06,08.04

57-58

Луг и его обитатели

2

13,15.04

59-60

Поле и его обитатели

ИКТ

2

20,22.04

61-62

Сад и его обитатели

ИКТ

2

 27. 29.04

Природа и человек (2 часа)

63-64

Человек – часть природы

ИКТ

2

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

04,06.05

65

Итоговое тестирование за год

1

Формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Выполнять тестовые задания;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

11.05

66-68

Резервные уроки

3

13-25.05


Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Литература для учителя

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2010.
  2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  3. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи: метод.рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. М.: Вентана- Граф, 2011

Литература для обучающихся

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных / В.А. Алексеев. – Ярославль: академия развития, 1997.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. – Петрозаводск: Карелия, 1991.
  3. Ребусы про птиц– Режим доступа:http:/www.detskay-sait.ru/rebusy-bird

Адреса сайтов

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...