Урок окружающего мира "Золотые ворота"в Древнюю Русь"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Агапова Светлана Викторовна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rameshkovskiy_rayon_mou.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рамешковский район МОУ «Кушалинская СОШ»

УРОК  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ»

«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

3 класс

«Школа 2100»

Учитель начальных классов : Агапова С.В.

2015год

Цели и задачи:

ЛИНИЯ 1:овладение  картиной   мира: показать роль древнерусских городов как экономических , политических , религиозных и культурных центров. Дать первичные представления о таких понятиях, как  культура, ремесленник, купец, икона, монах ,монастырь.

ЛИНИЯ 2:чувственно- эмоциональное отношение к миру: сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далеких предков.

ЭТАПЫ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

I.Организационный момент.

-Прозвенел опять звонок, начинается урок.

II.Постановка проблемы.

-Что вы понимаете под словом культура?

Если ученики затрудняются дать ответ, можно прочитать с ними объяснение из словаря:

«Культура- это все достижения человечества, все то полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой.»

-Как вы представляете себе памятники?

-Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры».

-Давайте проверим ваши предположения, выполнив задание №1 в рабочей тетради.

- Что из изображенного на рисунке является объектом культуры?

-Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку».

Учащиеся должны описать каждый объект и указать источник его появления. При обсуждении можно задавать вопрос:

-Зачем человек создал это?

-Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе?

-Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях?

-Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси?

-Действительно, как подсчитали ученые, в городах в то время жили 2-3 человека из 100(в современных городах живет 64 из 100).

На доске появляется запись:

«Культура распространена и в городах, и в  деревнях, но городов в Древней Руси было мало».

-Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится  как «страна городов».

На доске появляется запись : «Древняя Русь- «страна городов».

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

-Какой возникает вопрос?

Ответы учеников.

Ученики  строят рассуждение  от слова память.

Ученики высказывают свои предположения.

Учащиеся выделяют группы:

«жилища», «средства передвижения», «инструменты», «хранители информации- знаний», «чувства и образы, отраженные в искусстве» .

-Если предмет создан человеком, а не природой, при этом он красив и полезен, -это памятник культуры.

-Посуда, мебель, одежда, транспортные средства и т.д.

-Песни, танцы, сказки и т.д.

-И в городах , и в деревнях.

- Нет.

-Городов было мало, ног Русь  называли «страной городов».

-Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

III.Актуализация знаний.

-Для того, чтобы решить  поставленную проблему, можно воспользоваться  приемом «знаем – не знаем».

- В левую колонку таблицы внесем все, что мы знаем о городах, опираясь на ваши знания и иллюстрации. В правую колонку – то, что нам  необходимо выяснить для решения проблемы.

Учащиеся рассматривают иллюстрации учебника на стр. 32-36, перечисляют особенности городов. Заполняется левый столбик таблицы(см. ниже).

IV.Откры тие нового знания.

-Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно?

-Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника на стр. 33 от слов «иностранцы приезжали…» до «...об искусных мастерах».

-зная, кем были жители древнерус- ских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем.

Ученики делятся на группы, импровизируя различные ситуации:

-крестьяне привезли на продажу овощи;

-иногородние мастера ищут работу;

- князь решает спор между «гостем» и «жителем»(например, кража товара).

-А теперь представьте: все, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу?

- Попробуйте объяснить теперь фразу: « В деревнях жизнь текла, а в городах – кипела».

-Какие памятники культуры дошли до нас со времен Древней Руси?

-Посмотрите на иллюстрацию на стр. 36 и прочитайте задание.

-Вы можете его выполнить?

-Давайте ответим на последний вопрос таблицы: «Чем городская жизнь  была не похожа на деревенскую?»

Ученики высказывают свои предположения: князья, ремесленники, купцы, священники.

-Будет шум, неразбериха и толкотня.

- В города съезжалось много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади.

-Изделия ремесленников, храмы, в которых можно увидеть иконы, фрески, мозаику, книги.

- Нет, мы не знаем, кто такие монахи.

Ученики читают по цепочке фрагмент  «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». После выполняется работа фронтально.

- Города были центром:

-политической(князь и его помощники решали важные государственные вопросы);

-экономической(ремес ленники и приезжие торговали своими товарами);

-религиозной(строили большие красивые храмы);

-культурной жизни страны(накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства).

V. Выражение решения проблемы.

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

-Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили?

-Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока?

- Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

-Да, на все.

Ученики совещаются в группах и предлагают свои варианты ответов:

-Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражала красота, необычность русских городов, а множество людей на улицах создавало впечатление, что всё население России живет в городах.

VI.Применение нового знания.

Выполните задания  в учебнике  на стр.37.

VII.Итог урока.

- О чем бы вы сегодня рассказали своему другу после урока?

VIII.Домашнее задание.

Чтение текста параграфа на стр. 32-37;

выполнить одно из заданий в рабочей тетради;

по желанию творческое задание: с помощью доп.литературы подготовь сообщение о том, как возник город Москва.

Что мы знаем о городах Древней Руси?

Что не знаем о городах Древней Руси?

1.Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами.

2.Моржно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь.

3.Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой.

4.В городах была распространена письменность.

1.Кто постоянно жил в городе?

2.Кто и для чего приезжал в город?

3.Чем городская жизнь отличается от  деревенской?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""

Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС...

Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...

Презентация "Золотые ворота" в Древнюю Русь"

Эта презентация создавалась мною для урока окружающего мира по прграмме "Школа 2100" - "Золотые ворота в Древнюю Русь. Но может также использоваться и по программе "Школа России" в 4 классе на уроке и...

Конспект урока "Золотые ворота в Древнюю Русь" с презентацией

Окружающий мир. Урок по программе "Школа 2100" 3 класс. К уроку подготовлена презентация. Урок был дан в рамках методической недели и получил высокую оценку....

Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»

Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь» Цель: 1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой...

Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"

Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"...