Урок окружающего мира "Золотые ворота"в Древнюю Русь"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rameshkovskiy_rayon_mou.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рамешковский район МОУ «Кушалинская СОШ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ»
«Золотые ворота» в Древнюю Русь»
3 класс
«Школа 2100»
Учитель начальных классов : Агапова С.В.
2015год
Цели и задачи:
ЛИНИЯ 1:овладение картиной мира: показать роль древнерусских городов как экономических , политических , религиозных и культурных центров. Дать первичные представления о таких понятиях, как культура, ремесленник, купец, икона, монах ,монастырь.
ЛИНИЯ 2:чувственно- эмоциональное отношение к миру: сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далеких предков.
ЭТАПЫ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
I.Организационный момент. | -Прозвенел опять звонок, начинается урок. | |
II.Постановка проблемы. | -Что вы понимаете под словом культура? Если ученики затрудняются дать ответ, можно прочитать с ними объяснение из словаря: «Культура- это все достижения человечества, все то полезное и красивое, что было создано человеком, а не природой.» -Как вы представляете себе памятники? -Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». -Давайте проверим ваши предположения, выполнив задание №1 в рабочей тетради. - Что из изображенного на рисунке является объектом культуры? -Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку». Учащиеся должны описать каждый объект и указать источник его появления. При обсуждении можно задавать вопрос: -Зачем человек создал это? -Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе? -Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях? -Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси? -Действительно, как подсчитали ученые, в городах в то время жили 2-3 человека из 100(в современных городах живет 64 из 100). На доске появляется запись: «Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало». -Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов». На доске появляется запись : «Древняя Русь- «страна городов». -Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? -Какой возникает вопрос? | Ответы учеников. Ученики строят рассуждение от слова память. Ученики высказывают свои предположения. Учащиеся выделяют группы: «жилища», «средства передвижения», «инструменты», «хранители информации- знаний», «чувства и образы, отраженные в искусстве» . -Если предмет создан человеком, а не природой, при этом он красив и полезен, -это памятник культуры. -Посуда, мебель, одежда, транспортные средства и т.д. -Песни, танцы, сказки и т.д. -И в городах , и в деревнях. - Нет. -Городов было мало, ног Русь называли «страной городов». -Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? |
III.Актуализация знаний. | -Для того, чтобы решить поставленную проблему, можно воспользоваться приемом «знаем – не знаем». - В левую колонку таблицы внесем все, что мы знаем о городах, опираясь на ваши знания и иллюстрации. В правую колонку – то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. | Учащиеся рассматривают иллюстрации учебника на стр. 32-36, перечисляют особенности городов. Заполняется левый столбик таблицы(см. ниже). |
IV.Откры тие нового знания. | -Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? -Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника на стр. 33 от слов «иностранцы приезжали…» до «...об искусных мастерах». -зная, кем были жители древнерус- ских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем. Ученики делятся на группы, импровизируя различные ситуации: -крестьяне привезли на продажу овощи; -иногородние мастера ищут работу; - князь решает спор между «гостем» и «жителем»(например, кража товара). -А теперь представьте: все, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу? - Попробуйте объяснить теперь фразу: « В деревнях жизнь текла, а в городах – кипела». -Какие памятники культуры дошли до нас со времен Древней Руси? -Посмотрите на иллюстрацию на стр. 36 и прочитайте задание. -Вы можете его выполнить? -Давайте ответим на последний вопрос таблицы: «Чем городская жизнь была не похожа на деревенскую?» | Ученики высказывают свои предположения: князья, ремесленники, купцы, священники. -Будет шум, неразбериха и толкотня. - В города съезжалось много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади. -Изделия ремесленников, храмы, в которых можно увидеть иконы, фрески, мозаику, книги. - Нет, мы не знаем, кто такие монахи. Ученики читают по цепочке фрагмент «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». После выполняется работа фронтально. - Города были центром: -политической(князь и его помощники решали важные государственные вопросы); -экономической(ремес ленники и приезжие торговали своими товарами); -религиозной(строили большие красивые храмы); -культурной жизни страны(накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства). |
V. Выражение решения проблемы. | -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили? -Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока? | - Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? -Да, на все. Ученики совещаются в группах и предлагают свои варианты ответов: -Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражала красота, необычность русских городов, а множество людей на улицах создавало впечатление, что всё население России живет в городах. |
VI.Применение нового знания. | Выполните задания в учебнике на стр.37. | |
VII.Итог урока. | - О чем бы вы сегодня рассказали своему другу после урока? | |
VIII.Домашнее задание. | Чтение текста параграфа на стр. 32-37; выполнить одно из заданий в рабочей тетради; по желанию творческое задание: с помощью доп.литературы подготовь сообщение о том, как возник город Москва. |
Что мы знаем о городах Древней Руси? | Что не знаем о городах Древней Руси? |
1.Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами. 2.Моржно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь. 3.Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой. 4.В городах была распространена письменность. | 1.Кто постоянно жил в городе? 2.Кто и для чего приезжал в город? 3.Чем городская жизнь отличается от деревенской? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""
Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС...
Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»
Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...
Презентация "Золотые ворота" в Древнюю Русь"
Эта презентация создавалась мною для урока окружающего мира по прграмме "Школа 2100" - "Золотые ворота в Древнюю Русь. Но может также использоваться и по программе "Школа России" в 4 классе на уроке и...
Конспект урока "Золотые ворота в Древнюю Русь" с презентацией
Окружающий мир. Урок по программе "Школа 2100" 3 класс. К уроку подготовлена презентация. Урок был дан в рамках методической недели и получил высокую оценку....
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь» Цель: 1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой...
Конспект урока по истории "Золотые ворота" в Древнюю Русь.("Школа 2100")
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"
Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"...