Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотые ворота» в Древнюю Русь.
Цель:
1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси (иконой, кириллицей, летописью);
2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;
3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
II. Мотивационное начало урока.
О! Светлая-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша!
Славишься сёлами ты, городами
И златоглавыми блещешь церквами.
О! Светлая-светлая, красно-украшенная
Земля необъятная…
-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается именно с такого стихотворения?
-Есть времена в истории родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
III. Актуализация знаний.
- Перед тем как мы начнем, работать я бы хотела дать индивидуальное задание Реут Жени.
- А мы продолжаем.
-Чем славилась Древняя Русь? (городами)
-Назовите города Древней Руси. (Новгород, Суздаль, Москва, Ярославль, Смоленск, Псков, Владимир)
Щелкнуть слайд
-Посмотрите на улицы древнего Новгорода
щелкнуть слайд
Новгород - один из древнейших русских городов. Его ещё называли Господин Великий Новгород. Славу Новгороду составил князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей.
-А это Москва.
Щелкнуть слайд
Москва – основана князем Юрием Долгоруким. На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Удобное географическое положение и относительная защищённость от набегов кочевников – всё это позволило Москве быстро развиваться.
-А это Успенский собор древнего Владимира.
Щелкнуть слайд
Владимир находился во Владимиро-Суздальском княжестве. Владимир был общерусским политическим княжеством, в нём было развёрнуто каменное строительство. В самом Владимире были построены Успенский собор и золотые ворота.
-Представьте, что вы попали в один из древних городов, опишите, каким вы его представляете. (рассказ ребёнка)
-Расскажите кого вы могли встретить в древнерусском городе, чем занимались его жители. (рассказ ребёнка)
Щелкнуть слайд
-Чем славились русские города? (памятниками культуры)
-О каких памятниках культуры мы с вами уже говорили?
Проверка Реут Жени
Вывесить на доску!!!!!!!!!
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы продолжим путешествие вместе с нашими друзьями Анютой и Илюшей.
-Как вы думаете чем сегодня на уроке мы будем заниматься.
-Сформулируйте цели урока?
Щелкнуть слайд
А какова же тема урока?
Щелкнуть слайд
-Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира, они пропускают нас в Древнюю Русь.
-Почему ворота назвали «золотые»? (сделаны из золота)
-Вспомните выражения «золотые» руки, «золотое» сердце. Какие руки называют «золотыми»? (умеют всё делать, особенные). Почему сердце называют «золотое»? (доброе, отзывчивое, особенное).
-Почему ворота могли назвать «золотыми»? (чем-то особенны).
-Ответим на этот вопрос в конце урока. (вопрос над словом «золотые»).
V. Открытие нового.
-Мы продолжаем путешествовать по Древней Руси. Ребята, вы слышите?
Звон колоколов
Что это звучит? (звон колоколов). Мы с вами попали в главный храм Владимира Успенский собор
Щелкнуть слайд.
В храме тихо и спокойно, горят свечи, священнослужитель произносит слова молитвы, слышно красивое церковное пение.
Щелкнуть слайд
-А зачем люди ходят в храм?
-Да, в храм люди ходят помолиться, отдохнуть душой, каждый храм собирает в себе всё культурное богатство народа.
Открыть учебники
-Посмотрите в учебнике на странице 34 иллюстрацию «Служба в православном храме». Чем украшены стены храма? (мозаикой, фресками, иконами)
-Что такое фрески?
Повесить слово
Проверим свой ответ с помощью текста учебника (с.34 последний абзац)
Щелкнуть слайд Повесить слово мозаика
-Главной частью храма является алтарь. Найдите в тексте учебника, что такое алтарь (с.35 первый абзац).
Повесить слово
-Во времена Древней Руси развивалась иконопись, что такое икона? (с.35 второй абзац).
Повесить слово Щелкнуть слайд
В Древней Руси труд иконописца был очень почётным, и многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.
-Ребята, можем мы храм и иконы назвать памятниками культуры? Почему?
-Какой храм есть у нас в городе? Кто был?
Щелкнуть слайд
-Продолжаем путешествие, нас ожидает знакомство с интереснейшим памятником культуры. О котором вы узнаете, поработав по вариантам .
- На странице36 прочитайте раздел « грамоте учится- всегда пригодиться.»
-1 вариант:
О чём узнали, Кто придумал кириллицу?
-2 вариант:
Сравнить кириллицу и современный алфавит, что заметили? (есть похожие буквы, названия сложные)
Дети читают.
Отвечают. Щелкнуть слайды 3
-Ребята, можем мы кириллицу отнести к памятникам культуры? Почему? Повесить слово
ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!
Щелкнуть до бересты
-А береста это памятники культуры?
-Давайте выясним.
-Раз люди придумали азбуку значит, писали письма и сообщения.
-Грамотой называли сообщение или письмо.
Посмотрите, на чём она написана.
Щелкнуть слайд
- Это бумага? Почему не на бумаге? (бумагу ещё не умели изготавливать)
-Грамоты писали на берёзовой коре (береста) .
-Буквы на ней продавливали заострённой палочкой.
- Как вы думаете, легко было писать на бересте? Трудно, но это было необходимо. Кто захочет после урока может попробовать.
-Ребята, как вы думаете, древние книги тоже писали на бересте? (нет, очень трудно)
Обратитесь к учебнику (с.36 последний абзац-), ответьте на вопрос на чём писали книги и кто их писал.
(самостоятельное чтение)
-На чём писали книги? Что такое пергамент? Посмотрите на древнюю книгу
Щелкнуть слайд
-Книги делали из кожи, на одну только книгу могло уйти целое стадо. Чем украшали книги? На обложке блестели золотые и серебряные пластины и переливались драгоценные камни-самоцветы. Книги стоили очень дорого и купить их могли только очень богатые люди. Кто писал книги?
-Монахи жили в монастыре .
Щелкнуть слайд
Посмотрите на слайд . У каждого монаха в монастыре была отдельная комната-келья.
Обратите внимание , монах в келье за работой.
-Давайте перенесёмся в келью. Чувствуете запах дымящейся свечи? Небольшое окно пропускает мало света, полумрак, тишина, слышен лишь скрип пера по пергаменту. Что пишут монахи?
- Но это не вся работа монахов. Что еще они делали, нам расскажет Даша. Она подготовила дома материал на эту тему.
-Кроме книг монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли: строительстве храмов, военных походах, начале правления нового князя и о многом другом. Эти записи русской истории, расположенные по годам называются летописи .
Щелкнуть слайд
Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси.
-Не будем отвлекать монахов от работы, ведь труд летописца очень сложный, на пергаменте писать трудно, буквы должны быть красивые, ошибаться нельзя.
-Можем мы летописи отнести к памятникам культуры Древней Руси? Почему?
Повесить слово
VI. Итог урока.
-С какими же ещё памятниками культуры мы познакомились? Какие новые слова узнали?
-О чём нам могут рассказать эти памятники? (о временах Древней Руси).
-Как мы можем ответить на поставленный вначале урока вопрос, почему ворота в Древнюю Русь назвали «золотыми»?
Щелкнуть слайд
(во времена Древней Руси была создана богатая и яркая культура).
VII. Применение новых знаний.
-Давайте проверим, что мы запомнили. Выполним тест
- Дети решают тест.
- Проверка. Щелкнуть тест
- Оценки
Релаксация: оцените свою работу по плану. Руки покажите!!!!!!!
1.Что на уроке привлекло моё внимание.
2.Что запомнилось.
3.Что удалось открыть.
4.О чём хотелось бы ещё узнать.
Щелкнуть тест
VIII. Домашнее задание.
С.46-53 прочитать, задание 4,5 по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»
Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...
Презентация "Золотые ворота" в Древнюю Русь"
Эта презентация создавалась мною для урока окружающего мира по прграмме "Школа 2100" - "Золотые ворота в Древнюю Русь. Но может также использоваться и по программе "Школа России" в 4 классе на уроке и...
Конспект урока "Золотые ворота в Древнюю Русь" с презентацией
Окружающий мир. Урок по программе "Школа 2100" 3 класс. К уроку подготовлена презентация. Урок был дан в рамках методической недели и получил высокую оценку....
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»
Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь» Цель: 1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой...
Конспект урока по истории "Золотые ворота" в Древнюю Русь.("Школа 2100")
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира "Золотые ворота"в Древнюю Русь"
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС...
Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"
Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"...