Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Цель: 

1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси (иконой, кириллицей, летописью);

2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;

3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.

 

 

Ход урока:

I.   Организационный момент.

 

-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

 

II.   Мотивационное начало урока.

 

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Славишься сёлами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквами.

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля необъятная…

-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается именно с такого стихотворения?

-Есть времена в истории родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.

 III.   Актуализация знаний.

 - Перед тем как мы начнем, работать я  бы хотела дать индивидуальное задание Реут Жени.

- А мы продолжаем.

-Чем славилась Древняя Русь? (городами)  

 -Назовите города Древней Руси. (Новгород, Суздаль, Москва, Ярославль, Смоленск, Псков, Владимир)

                 Щелкнуть     слайд

 -Посмотрите на улицы древнего Новгорода

                щелкнуть слайд

Новгород - один из древнейших русских городов. Его ещё называли Господин Великий Новгород. Славу Новгороду составил князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей.

 

-А это Москва.

                   Щелкнуть слайд

Москва – основана князем Юрием Долгоруким. На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Удобное географическое положение и относительная защищённость от набегов кочевников – всё это позволило Москве быстро развиваться.

 

-А это Успенский собор древнего Владимира.

                   Щелкнуть слайд

Владимир находился во Владимиро-Суздальском княжестве. Владимир был общерусским политическим княжеством, в нём было развёрнуто каменное строительство. В самом Владимире были построены Успенский собор и золотые ворота.

 

-Представьте, что вы попали в один из древних городов, опишите, каким вы его представляете. (рассказ ребёнка)

-Расскажите кого вы могли встретить в древнерусском городе, чем занимались его жители. (рассказ ребёнка)

                Щелкнуть слайд

-Чем славились русские города? (памятниками культуры)

-О каких памятниках культуры мы с вами уже говорили?

                   Проверка Реут Жени

 Вывесить на доску!!!!!!!!! 

IV.   Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы продолжим путешествие вместе с нашими друзьями Анютой и Илюшей.

-Как вы думаете чем сегодня на уроке мы будем заниматься.

-Сформулируйте цели урока?

                   Щелкнуть слайд

А какова же тема урока?

                   Щелкнуть слайд

-Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира, они пропускают нас в Древнюю Русь.

-Почему ворота назвали «золотые»? (сделаны из золота)

-Вспомните выражения «золотые» руки, «золотое» сердце. Какие руки называют «золотыми»? (умеют всё делать, особенные). Почему сердце называют «золотое»? (доброе, отзывчивое, особенное).

-Почему ворота могли назвать «золотыми»? (чем-то особенны).

-Ответим на этот вопрос в конце урока. (вопрос над словом «золотые»).

 

V.  Открытие нового.

 

-Мы продолжаем путешествовать по Древней Руси. Ребята, вы слышите?  

                        Звон колоколов  

 Что это звучит? (звон колоколов). Мы с вами попали в главный храм Владимира Успенский собор

                      Щелкнуть слайд.

В храме тихо и спокойно, горят свечи, священнослужитель произносит слова молитвы, слышно красивое церковное пение.

                       Щелкнуть слайд

-А зачем люди ходят в храм?

-Да, в храм люди ходят помолиться, отдохнуть душой, каждый храм собирает в себе всё культурное богатство народа.

                     Открыть учебники

-Посмотрите в учебнике на странице 34 иллюстрацию «Служба в православном храме». Чем украшены стены храма? (мозаикой, фресками, иконами)

-Что такое фрески?

                        Повесить слово

  Проверим свой ответ с помощью текста учебника (с.34 последний абзац)

                    Щелкнуть слайд   Повесить слово мозаика

-Главной частью храма является алтарь. Найдите в тексте учебника, что такое алтарь (с.35 первый абзац).

                      Повесить слово

-Во времена Древней Руси развивалась иконопись, что такое икона?  (с.35  второй абзац).

             Повесить слово     Щелкнуть слайд

В Древней Руси труд иконописца был очень почётным, и многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.

-Ребята, можем мы храм и иконы назвать памятниками культуры? Почему?

-Какой храм есть у нас в городе?  Кто был?

                   Щелкнуть слайд

 

-Продолжаем путешествие, нас ожидает знакомство с интереснейшим памятником культуры. О котором вы узнаете, поработав  по вариантам .

- На странице36 прочитайте раздел « грамоте учится- всегда пригодиться.»

-1  вариант:

О чём узнали, Кто придумал кириллицу?

-2  вариант:

Сравнить кириллицу и современный алфавит, что заметили? (есть похожие буквы, названия сложные)

    Дети читают.

    Отвечают. Щелкнуть слайды 3

-Ребята, можем мы кириллицу отнести к памятникам культуры? Почему?   Повесить слово

 

                                                          ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!

 

                                                       Щелкнуть до бересты

-А береста это памятники культуры?    

-Давайте выясним.

-Раз люди придумали азбуку значит, писали письма и сообщения.

-Грамотой называли сообщение или письмо.

 Посмотрите, на чём она написана.

                                  Щелкнуть слайд

 - Это бумага? Почему не на бумаге? (бумагу ещё не умели изготавливать)

-Грамоты писали на берёзовой коре (береста) .

-Буквы на ней продавливали заострённой палочкой.

- Как вы думаете, легко было писать на бересте? Трудно, но это было необходимо. Кто захочет после урока может попробовать.

-Ребята, как вы думаете, древние книги тоже писали на бересте? (нет, очень трудно)

Обратитесь к учебнику  (с.36 последний абзац-), ответьте на вопрос на чём писали книги и кто их писал.

                                  (самостоятельное чтение)

-На чём писали книги? Что такое пергамент? Посмотрите на древнюю книгу

                                       Щелкнуть слайд

  -Книги делали из кожи, на одну только книгу могло уйти целое стадо. Чем украшали книги? На обложке блестели золотые и серебряные пластины и переливались драгоценные камни-самоцветы. Книги стоили очень дорого и купить их могли только очень богатые люди. Кто писал книги?

 -Монахи жили в монастыре .

                                       Щелкнуть слайд

 Посмотрите на слайд . У каждого монаха в монастыре была отдельная комната-келья.

Обратите внимание , монах в келье за работой.

-Давайте перенесёмся в келью. Чувствуете запах дымящейся свечи? Небольшое окно пропускает мало света, полумрак, тишина, слышен лишь скрип пера по пергаменту. Что пишут монахи?

- Но это не вся работа монахов. Что еще они делали, нам расскажет Даша. Она подготовила дома материал  на эту тему.

-Кроме книг монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли: строительстве храмов, военных походах, начале правления нового князя и о многом другом. Эти записи русской истории, расположенные по годам называются летописи .

                                  Щелкнуть слайд

 Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси.

-Не будем отвлекать монахов от работы, ведь труд летописца очень сложный, на пергаменте писать трудно, буквы должны быть красивые, ошибаться нельзя.

-Можем мы летописи отнести к памятникам культуры Древней Руси? Почему?

                                  Повесить слово  

 VI.  Итог урока.

 

-С какими же ещё памятниками культуры мы познакомились? Какие новые слова узнали?

-О чём нам могут рассказать эти памятники? (о временах Древней Руси).

-Как мы можем ответить на поставленный вначале урока вопрос, почему ворота в Древнюю Русь назвали «золотыми»?

                                     Щелкнуть слайд

 (во времена Древней Руси была создана богатая и яркая культура).

 

VII.  Применение новых знаний.

-Давайте проверим, что мы запомнили. Выполним  тест

-  Дети решают тест.

-  Проверка.   Щелкнуть тест

 -  Оценки

Релаксация: оцените свою работу по плану.     Руки покажите!!!!!!!

 1.Что на уроке привлекло моё внимание.

2.Что запомнилось.

3.Что удалось открыть.

4.О чём хотелось бы ещё узнать.

                                    Щелкнуть тест

VIII. Домашнее задание.

С.46-53 прочитать, задание 4,5 по выбору.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...

Презентация "Золотые ворота" в Древнюю Русь"

Эта презентация создавалась мною для урока окружающего мира по прграмме "Школа 2100" - "Золотые ворота в Древнюю Русь. Но может также использоваться и по программе "Школа России" в 4 классе на уроке и...

Конспект урока "Золотые ворота в Древнюю Русь" с презентацией

Окружающий мир. Урок по программе "Школа 2100" 3 класс. К уроку подготовлена презентация. Урок был дан в рамках методической недели и получил высокую оценку....

Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь»

Урок-презентация окружающего мира в 3 классе по теме «"Золотые ворота" в Древнюю Русь» Цель: 1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси : с древними городами, храмами, иконой...

Урок окружающего мира "Золотые ворота"в Древнюю Русь"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС...

Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"

Окружающий мир 3 класс "Золотые ворота в Древнюю Русь"...