Урок окружающего мира в 1-м классе "Признаки предметов"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Хрестина Оксана Валерьевна

Конспект урока "Признаки предметов", компьютерная презентация.. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К учебнику Окружающий мир 1 класс по программе «ГАРМОНИЯ» Авторы О.Т. Поглазова В.Д. Шилин Признаки предметов

Слайд 2

Предметы различаются по цвету : Нажми на фигуру

Слайд 3

Предметы различаются по форме : Нажми на фигуру

Слайд 4

Предметы различаются по размеру :

Слайд 5

Опиши предмет

Слайд 6

Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Один говорит, другой слушает . Работать должны оба.

Слайд 7

Проверка! Фрукт, жёлтый, овальный, кислый Ягода, круглая, большая, зелёная, полосатая, сладкая, красная внутри

Слайд 8

Проверка! Зверь, лесной, маленький, серый, колючий Рыба, морская, большая, хищная, зубастая, злая

Слайд 9

Признаки предметов Цвет Размер Форма Запах Вкус Материал и другие….

Слайд 10

Вы молодцы!!!



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра начального образования

Курсы: «Психодиагностические основы начального образования в условиях введения ФГОС»

С 7.10.2013  по 10.11 2013 года

Зачетная работа

Проект урока по теме: «Признаки предметов»

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №59 Володарского района

Хрестина Оксана Валерьевна

Стаж работы: 5 лет

Нижний Новгород

2013 год

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК: «ГАРМОНИЯ»

Тема урока: Признаки предметов.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель  урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предметов путём целенаправленного наблюдения.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  готовность преодолевать затруднения.
  • Предметные: Умение использовать отобранную информацию для решения проблемы. В  игровой форме выделять отличительные признаки предметов.
  • Познавательные: научить рассматривать предмет, анализировать, выделять главные существенные признаки предметов.
  • Регулятивные: Умение действовать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • Коммуникативные: развивать умение слышать и слушать доносить свою позицию, понимать других. Умение сотрудничать, работать в паре.

 

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс О.Т. Поглазовой, М.В. Мироновой.

 Наглядные пособия:

- презентация «Признаки предметов»

- памятка «По какому признаку характеризуют предмет?»

- памятка «Работа в паре»

 Раздаточный материал:

- конверты с заданиями

 Стикеры для обратной связи.

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный  проектор, интерактивная  доска.

Этапы урока и хронометраж

Структура урока открытия нового знания:

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (1-2 минуты)

2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 минут)

3) Этап выявления места и причины затруднения. (3-5 минут)

4) Этап построения проекта выхода из затруднения. (5-7 минут)

5) Этап реализации построенного проекта. (5 минут)

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (5 минут)

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (3 минуты)

8) Этап включения в систему знаний и повторения. (4 минуты)

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3-5 минут)


Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  

Слайд 1

Урок окружающего мира.

- Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете эти слова?

-каждая удача , пускай даже самая маленькая,  помогает человеку поверить в себя!

- Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок  поможет вам сделать новые открытия.

-Организация  своего рабочего  места.

Регулятивные УУД

- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные УУД)

2

 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.  

А начать этот урок мне хочется с загадки:

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Что это такое?

- Яблоко.

 (Показ яблока)

Вот какие молодцы! А как вы смогли догадаться, что это яблоко?

- Яблоко круглое, румяное, вкусное.

Ребята, а какие ещё особенности яблока мы не назвали? Рассмотрите его.

- Желтое, зеленоватое, у него красный бочок.

А если попробовать его на вкус? Какое оно?

- сладкое, кислое, сочное.

-Умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

(Коммуникативные УУД)

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

(Познавательные УУД)

3.

 Выявление места и причины затруднения.  

Посмотрите вокруг. Как много разных предметов окружает нас в нашей жизни! Большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, светлые и тёмные.  

  - Вот две книги на моем столе. У них, казалось бы, так много общего. Назовите, чем они похожи?

-  материал, форма.

-   И все-таки они разные. Чем они отличаются друг от друга?

 – размер.

Вы сказали о материале, форме, размере этих книг. Как назвать эти понятия одним словом?

- признаки.

- А что такое признак предмета?

- то, чем они отличаются.

Правильно, признак – это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от остальных, ему подобных. 

Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД) 

Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации    (регулятивные УУД)

4.

 Построение проекта выхода из затруднения 

 Эта  тема для нас не нова. Этот материал вы изучали в детском саду, об этом мы  говорили на уроках математики. Давайте вспомним, чем  различаются предметы?

Слайд 2,3,4.

Мы говорим, что предметы имеют:

  • Форму;
  • Цвет;
  • Размер.

Но разве это все признаки различных предметов? Наверняка есть и другие, какие?

Овощи и фрукты можем описать по каким признакам, кроме цвета и формы?

  • Вкус;
  • Запах;

Окружающие нас предметы: парты, посуда, принадлежности различаются по:

  • Материалу;
  • Твёрдости
  • Назначению и др.

(на доске выкладываем признаки).

   

Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД)

5.

Реализация построенного проекта.  

Слайд 5. 

Давайте попробуем охарактеризовать следующие предметы.

Фронтальная работа

  • Мяч: красный, круглый, резиновый, прыгучий;
  • Стакан: прозрачный, гладкий, стеклянный, хрупкий;
  • Сахар: белый, квадратный, сладкий,
  •  Груша: желтая, красная, сладкая, спелая.

Молодцы! С работой вы справились.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Работа в парах

Ну а теперь, я предлагаю вам попробовать  свои знания применить на практике,  работая в парах.

Но сначала вспомнить правила работы в парах:

Слайд 6.

- Работать должны оба;

- один говорит, другой слушает;

- своё несогласие выражай вежливо;

- если не понял,  переспроси.

Инструкция для работы в парах:

- перед вами лист с заданием, на нём предметы и их признаки перемешались, вам ребята, необходимо соединить стрелочками предметы и подходящие к ним признаки.

Ребята, умеющие читать, помогают соседу по парте, читают  признаки, далее работу выполняют вместе.

 Фронтальная работа

Давайте проверим ваши работы. Внимание на экран!

Слайд 7, 8.

- Фрукт, желтый, овальный, кислый

                                                       Лимон;

- Ягода, большая, круглая, зелёная снаружи, красная внутри, сладкая.

                                                         Арбуз.

Зверь лесной, маленький, колючий.

                                                          Ёжик.

Рыба, хищная, морская, зубастая.

                      Акула.

Очень хорошо!

Учить осуществлять анализ объектов с выделением признаков (познавательные УУД)

Учить планированию учебного сотрудничества с одноклассниками (коммуникативные УУД)

Физминутка для глаз (клип на экране)

7.

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Работа  с учебником стр.57.

- посмотрите на иллюстрации, нарисованы 2-е ребят, девочка и мальчик. Они загадали 2 предмета. Девочка – ГРАБЛИ, мальчик – МАШИНУ. Как вы думаете, ребята, какие признаки они могу назвать?

Ответы ребят:

ГРАБЛИ – серые, железные, с деревянной ручкой, длинные;

МАШИНА – грузовая, игрушечная, железная, пластмассовая, цветная и т.д.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

(познавательные УУД)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.    (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.   (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.   (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.  (Дети садятся за парты.)

8.

 Включение в систему знаний и повторение.  

Ну и последнее задание, которое я приготовила для вас ребята. У меня в руках Волшебный мешочек, в нём спрятан предмет. Каждый из вас сейчас сможет опустить в него руку, но, ВАЖНО! сразу не называть этот предмет!

Каждый из ребят трогает предмет на ощупь.

Назовите хором - что это?

Ластик.

 Какие  признаки  вы можете назвать?

- Мягкий, шершавый, резиновый.

Саморегуляция, как способность к волевому усилию.

(регуляционные УУД)

9.

 Рефлексия учебной деятельности.  

Слайд 9

И так, тема нашего урока – ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ. Не забывайте, каждый предмет имеет свои признаки.  Вспомним:

Цвет, форма, размер, вкус, запах, материал, назначение и т.д.

И дома вам необходимо закрепить свои знания, выполняя следующее задание: загадать своим близким предмет, называя 2-3 его признака. (учебник стр.57)

Ребята, сейчас мне хотелось бы увидеть, насколько этот материал вами усвоен.

У каждого на парте лежит стикер.

 На доске 3 листа А4:

  1. Я МАТЕРИАЛ ЗНАЮ.

  1. МАТЕРИАЛ ЗНАЮ, НО НУЖНО ПОВТОРИТЬ.

  1. К СОЖЕЛЕНИЮ Я НЕ ПОНЯЛ.

Какой ответ для вас наиболее подходящий, наклейте на него свой стикер.

На следующих уроках мы продолжим работать над этой темой и я думаю, что все ребята смогут с уверенностью сказать: «Я МАТЕРИАЛ ЗНАЮ!»

Слайд 10

Урок окончен! Всем спасибо!

рефлексия способов и условий действия  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(познавательные УУД)

Умение оценивать свою работу (Регулятивные УУД)


Самоанализ урока

         Учебный предмет: окружающий мир  

Тема урока: « Признаки предметов»

1 класс

Данный урок проходит в рамках учебного курса окружающий мир в 1 классе общеобразовательных школ (УМК «Гармония», учебник окружающий мир  для первого  класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1. О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. – 4-е изд. –  Смоленск «Ассоциация XXI век»)

Место и роль данного урока в курсе окружающего мира были определены правильно, урок  находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

      Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации (загадка) организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим найти признаки предметов.

В начале занятия был дан мотивационный настрой на то, что даже маленькая удача помогает человеку стать успешнее, ведёт к большим открытиям.

Урок состоял из 9 этапов:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .
  2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.  
  3. Этап выявления места и причины затруднения.  
  4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.  
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.  
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.  
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  

          Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник,  и информацию, полученную на уроке.  Работа способствовала  развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.  

     На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой.

На уроке я использовала  мультимедийную  презентацию  по теме урока «Признаки предметов», изготовила  дидактический материал для работы в паре.

  Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

  Постепенно увеличивалась степень сложности заданий.   Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.  

Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения.  Для сравнения полученных ответов  я использовала проектор, таким образом, был повышен интерес детей к выполнению заданий.

Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

    На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход. В работе в паре учитывалось умение ребят читать

    Задания  составлены с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

   При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик - ученик    (при  работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель   (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Порядок  и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с  помощью умелой организации, интересного материала.  Постоянно  приветствовала проявление  активности детей,  поощряла  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.  

        Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка учащихся  результатов урока.  

          Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.  

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.   По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.



Предварительный просмотр:

Задание http://www.akulizm.ru/gigantskaya-akula/bigimages/gigantskaya-akula-kartinki.jpg

Соедини линиями предметы и подходящие к ним признаки.

http://e.eka-mama.ru/upload/forum/upload/e27/e27526ee86aab6452dd4126f90edbc30

  1. Фрукт, жёлтый, овальный, кислый.

  1. Ягода, круглая, большая, зелёная, полосатая, садкая и красная внутри.http://copypast.ru/uploads/posts/1310737241_2.jpg

  1. Зверь, лесной, маленький, серый, колючий.

        

http://s.kvn.ru/storage/thumbs/avatars/2011/01/11/uav_7538_500x500_q95.jpg

  1. Рыба, морская, большая, хищная, зубастая, злая.

Edu005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Фрагмент урока по окружающему миру во 2-ом классе "Признаки времён года"

В этом фрагменте урока по окружающему миру во 2-ом классе показан один из приёмов обучения признакам времён года. Урок проводится после всех проведённых экскурсий на природу в течение учебного года. Н...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...