"Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1 «Б», МБОУ «СОШ № 15».
Программа: «Школа России».
Учитель: Головачёва Н.П.
Тема: Кто такие птицы?
Дата проведения: 15.10.2014 г.
Технология: деятельностная.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Содержательная цель: формирование системы математических понятий через реализацию собственных наблюдений за внешним видом и строением тела птиц. Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий.
Задачи урока: - Формирование представления о птицах как группе животных; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения. - Развитие речи, мышления, интуиции; развитие умения определять группу животных по существенным признакам. Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Универсальные учебные действия:
Личностные: освоение личностного смысла учения; Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать; Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы: планирование своей работы; анализ, сравнение различных объектов, фактов по теме «Птицы»; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений. |
Оборудование: учебник «Окружающий мир (часть 1)» для 1 класса (А.А. Плешаков) , карточки с планом урока, рисунки с изображением животных (щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш), цветные карандаши, тетради.
Структура урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)
3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)
5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
8. Домашнее задание. (1 мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке нам понадобится не только уверенность в своих силах, но и поддержка одноклассников.
- Займите свои рабочие места, приступаем к работе.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)
- С какой группой животных познакомились на прошлом уроке? Перечислите отличительные особенности рыб?
- Игра «Найди лишнее». Посмотрите на рисунки. Определите, какое животное «лишнее» и почему. (Щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш)
- Как назвать остальных животных? К какой группе отнести пингвина?
3.Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
- Почему не смогли выполнить всё задание? Каких знаний нам не хватило?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)
- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать? Чему будем учиться? Где нам пригодятся новые знания? (Постановка учебной задачи индивидуально.)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
- Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя, выполнить задания в учебнике и в тетради.) (Карточки с планом на доске.)
5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)
1) Создание проблемной ситуации (3 мин)
-Давайте вспомним, кто из животных помогает нам познакомиться с учебником «Окружающий мир?» (Муравьишка и Черепаха) Послушайте рассказ Муравья.
- Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.
- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.
Действительно ли все они — птицы? - А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица,петух — птица, бабочка — насекомое).
- Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей? Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
2) Работа по учебнику (4 мин)
- Откройте учебник на с.36. Рассмотрите рисунки. Кого бы вы отнесли к птицам и почему?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать?
- Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Что ещё общего у всех птиц?
- Как вы считаете, какой общий признак птиц самый существенный? (перья). – Так кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).
3) Разрешение проблемной ситуации (1 мин)
- Вернёмся к началу урока. К какой группе животных отнести пингвина? Почему к птицам?
4) Физкультминутка(2 мин)
На горе стоит лесок…
- Рассмотрите изображение голубя на с.36. Прочтите название частей его тела и попробуйте объяснить, какую роль играет каждая из них. (Защита вариантов)
- Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
-Выберите любую птицу на с.36 и с.37 учебника. Кто готов дать описание птицы согласно плану со с.37?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
- Откройте тетрадь на с.26. Какая птица изображена? Воробей. Что вы можете о нём рассказать? Зарисуйте воробья в тетрадь, используя серию рисунков как образец.
8.Домашнее задание. (1 мин.)
- Дома понаблюдайте за природой и выясните, какие птицы обитают в нашей местности? Какие из них улетают в тёплые края, а какие живут у нас круглый год?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)
- Подведём итог урока. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?
- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?
- Оцените свои знания по теме урока. Поднимите руки те, кто хорошо усвоил новые понятия, сам сможет найти птиц среди других животных. Кому нужна помощь? В чём?
- Как вам кажется, удачно ли прошёл наш урок? Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....