Методическая разработка раздела образовательной программы.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Актуальность ориентации педагогической деятельности на сохранение здоровья обучающихся и профилактику заболеваемости сегодня очевидна. Крайне высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей указывают на приоритетность проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мы и наше здоровье235 КБ
Office presentation icon my_i_nashe_zdorove.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

 КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Веселова Елена Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ Устанская СОШ,

 Нижегородская область

Пояснительная записка

Если человек сам следит за своим здоровьем,

 то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья,

чем он сам. (Сократ)

   Самое драгоценное, что дала природа человеку от рождения  – это  здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

   Актуальность ориентации педагогической деятельности на сохранение здоровья обучающихся и профилактику заболеваемости сегодня очевидна. Крайне высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей указывают на приоритетность проблем. Решение ее только силами лечебных учреждений оказывается невозможным.

    В Законе «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 внесены изменения в связи с переходом на новые ФГОС второго  поколения, где правительство рекомендует уделить особое внимание здоровью подрастающего поколения и формированию здорового образа жизни

 учащихся общеобразовательных школ  http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6658/ 

   В настоящее время в России назрела проблема снижения уровня здоровья не только у взрослого населения, но и у детей. Появляются новые заболевания, организм человека становится очень уязвим, потому что мы ведём неправильный образ жизни и очень многого не знаем о возможностях защиты своего организма. Изучать организм человека, знать его сильные стороны, уметь использовать защитные функции и даже корректировать строение своего тела можно и нужно начинать с раннего детства.

   Основная  цель  начальной  школы -  развитие  ребенка  при  сохранении душевного, физического  здоровья  и  эмоционального  благополучия.  По данным   статистики  в  последнее  время  наблюдается  резкое  ухудшение здоровья  детей.  Причин  много -  малоподвижный  образ  жизни,  перегрузка учебного  процесса,  несбалансированное  питание,  отсутствие  здорового образа  жизни  во  многих  семьях,  неблагополучная  экологическая ситуация, а между тем, от  здоровья  детей  напрямую  зависит  их успеваемость.    Еще В.А.Сухомлинский  писал: «Опыт  убедил  нас в  том, что  примерно  у  85% всех  неуспевающих  плохое  состояние  здоровья, какое-то  недомогание или  заболевание,   чаще  всего  совершенно незаметное   и  поддающееся излечению  совместными   усилиями  матери, отца, врача  и  учителя»  Всем известно: здоровый  ребенок – лучший ученик!

   Курс «Окружающий мир» начальной школы охватывает круг вопросов, связанных с изучением организма человека, элементарных правил личной гигиены основ здорового образа жизни, а также правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

   Содержание курса  направлено на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделяется изучению и становлению ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни. Часть воспитательных задач направлена на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

  В разделах программы «Окружающий мир» УМК «Школа России» мы раскрываем детям некоторые темы, отвечаем на вопросы:

  1 класс,  раздел «Почему и зачем?»:

- «Зачем мы спим ночью?»,

- «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»,

- «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».

  2 класс, раздел «Здоровье и безопасность»:

- «Строение тела человека»,

- «Если хочешь быть здоров»,

- «Поговорим о болезнях», но не даем практических занятий и индивидуальных конкретных  рекомендаций.

   Новизна представленного раздела  программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены  школьника, ОБЖ,  и практические занятия с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого учащегося в классе.   Данная интеграция поможет сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни,  научить бережному отношению к себе и своему здоровью,  получить конкретные знания и навыки в управлении и коррекции своего здоровья,  научить приемам самопознания и саморегуляции.

   Для реализации всех вышеперечисленных задач я беру за основу изучение целого раздела программы  3 класса «Мы и наше здоровье» и дополняю её практическими занятиями внеурочной деятельности, новыми методами и приёмами работы.

   В результате изучения темы «Мы и наше здоровье » дети получат не только научные знания и представления о строении тела человека, о работе органов тела, о его здоровье, научатся регулировать соё повеление, привычки с учётом здоровье сберегающих технологий, а также получат конкретные индивидуальные рекомендации специалистов (медицинского работника, тренера по плаванию, инструктора по лечебной гимнастике), при выполнении которых,  учащиеся смогут справиться с  некоторыми проблемами здоровья.

Актуальность.

1. Федеральный образовательный стандарт нового поколения.            

   Одним из ценностных ориентиров содержания курса «Окружающий мир» http://www.rsiran.ru/page105.html является формирование здорового образа жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социальнол-нравственное.

   Одной из приоритетных задач Федерального образовательного стандарта нового поколения является воспитание духовно – нравственной личности, выполняющей правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

2. На уровне школы.

   Актуальность изучения темы продиктована необходимостью решения проблемы по снижению показателей здоровья учащихся.

   Многие дети особенно в начальной школе не знают, что здоровье человека связано с его образом жизни. А когда узнают, то появляется необходимость и интерес к  исследованию  своего образ жизни и составлению  правил и норм здорового образа жизни.

   В нашей школе по итогам диспансеризации самый большой процент заболеваемости у детей отводится нарушению осанки (сколиоз), развитию плоскостопия, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Неправильное питание, долгое сидение за компьютером, малоподвижности, неправильно подобранная обувь - всё это приводит к ухудшению физического здоровья детей.

   Решать эту проблему нужно через применение здоровье сберегающих технологий на уроках, во внеурочной деятельности (кружок «Здоровое питание», кружок «Красивая осанка»). Использованием внешних ресурсов (ФОК «Спарта», медицинский кабинет «Лечебная физкультура») И, несомненно, просвещение детей и их родителей.

3.На уровне класса.

По данным мониторинговых исследований детей в классе у 5 учащихся (33%) наблюдается нарушение осанки, у 8 учащихся (53%) – плоскостопие, у 13 учащихся (86%) – заболевания ЖКТ.

Диагностические изучения выявило недостаточный уровень сформированности знаний и представлений о здоровом образе жизни. Все знания носят теоретический характер и практически не исполняются в процессе жизнедеятельности. Причины этого для каждого ребёнка различны: несвоевременная информированность и бесконтрольность со стороны родителей, невнимательное отношение к своему здоровью, не знание способов и методов лечения, доступных самому ребёнку и просто не выполнение известных правил здорового образа жизни.

 Перечисленные выше аргументы указывают на  актуальность выбора темы методической разработки раздела образовательной программы «Формирование у младших школьников  ответственного отношения к своему здоровью,  через приобщение детей к здоровому образу жизни,  в процессе изучения  интегрированного курса «Окружающий мир» УМК «Школа России».  Реализация методической разработки раздела программы по данной теме осуществляется по УМК: учебник «Окружающий мир» (части 1,2), рабочие тетради (части 1,2), 3 класс, автор А.Плешаков, поможет повысить уровень знаний, умений и навыков в организации личной жизнедеятельности  учащихся, также сформировать представления о возможностях самостоятельно контролировать своё здоровье.      

Принцип отбора содержания.

Отбор материала в разделе соответствует возрастным особенностям третьеклассников:

 актуален;

большое внимание уделено вопросам сохранения здоровья;

материал небольшой по объему и изложен в доступной форме;

 развивает любознательность, мышление, интерес, творческий подход к изучению нового материала;

 воспитывает в детях стремление вести здоровый образ жизни.

 

Новизна разработки:

  • систематизирование и совершенствование содержания раздела программы «Мы и наше здоровье» через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями и внешними ресурсами;
  • создание  авторского поурочного планирования по разделу с обновлением содержания раздела.

Представленная  разработка, соответствует целям и задачам образовательной программы по предмету, обладает новизной для учащихся, так как включает новые знания, умения, навыки, формы работы, обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляет собой  педагогическую ценность. 

При разработке раздела образовательной программы учитываются психологические особенности младших школьников. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка младшего возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Важным условием  эффективности  при изучении раздела является  создание  положительного эмоционального  фона  при  работе  с учащимися.

Практическая значимость: материалы,  содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей, воспитателей ГПД общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования в процессе работы по воспитанию школьников здорового образа жизни.

                                     Цель  и задачи

Цель разработки: Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.

Задачи:

  • приобщать младших школьников к здоровому образу жизни  через изучение  строения, функций и возможностей нашего организма  в целом;
  • создавать условия для развития познавательного интереса и ответственного отношения  к своему здоровью;
  • развивать  самостоятельность, способность контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях, делать правильный обоснованный выбор с учётом норм ЗОЖ;
  • воспитывать ответственность и бережное  отношение к своему здоровью.

                                Ожидаемые результаты

  • в познавательной сфере: повысится познавательная мотивация к изучению своего организма, закономерностей его строения развития; учащиеся овладеют навыками исследовательской деятельности при осуществлении  единства и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;  повысится контроль за качеством своего организма;
  • в нравственной сфере: повысится уровень сформированности  духовно-нравственных качеств личности учащихся через приобщение детей к здоровому образу жизни; сформируется желание следовать правилам безопасного поведения в общественных местах.
  • в социальной сфере: сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками вне стен школы. 

В результате изучения темы « Мы и наше здоровье» учащиеся

●  должны знать:

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены;

- основы здорового питания;

- способы коррекции своей осанки (комплекс упражнений);

- основы здорового образа жизни.

●  должны уметь:

- контролировать режим дня;

- следить за осанкой;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности;

- оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Эффективность реализации данного раздела программы  будет отслеживаться через мониторинг  изучения уровня  сформированности знаний по предмету, во внеклассных мероприятиях различных форм, анкетирование детей  и  родителей с целью выявления уровня здоровья учащихся.

Педагогические технологии 

Результативность методической разработки раздела программы обеспечивается использованием педагогических технологий:

технология личностно-ориентированного подхода;

  технология деятельностного подхода;

 информационно-коммуникативные технологии;

 технология педагогики сотрудничества.

Реализация методической разработки раздела программы предполагает использование  следующих методов:

наглядные:

  • наблюдения;
  • драматизация;
  • использование   художественно-иллюстративных   пособий;
  • мультимедийные материалы;

словесные:

  • чтение научной и художественной литературы;
  • беседы с элементами диалога;
  • ответы на вопросы педагога, детей, медицинского работника;
  • проведение разнообразных игр;
  • сообщения дополнительного материала;
  • проведение тематических классных часов викторин, конкурсов рисунков, занятий на базе ФОКа «Спарта», кружковых занятий, дней здоровья с участием родителей.

практические

  • моделирование;
  • практические работы;
  • практические занятия;
  • организация тематических родительских собраний - практикумов
  • создание компьютерных презентаций.

Формы организации учебного процесса при реализации разработки могут быть разнообразными: уроки с приглашением медицинского работника, занятия в физкультурно-оздоровительном комплексе «Спарта», уроки исследования, тематические классные часы, кружковые занятия, родительские собрания-практикумы.

Предмет изучения:

Система органов человека, органы чувств и их функции, осанка, питание,  режим дня, закаливание, вредные привычки, ЗОЖ.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках и вне уроков  осуществляется с применением активных форм обучения, таких как индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, творческие работы. Система активных форм обучения предполагает организацию и развитие на уроках диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, значимых для каждого задач. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа ситуации и информации о ней, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, эффективно общаться. Активные формы обучения обеспечивают развитие системы духовно-нравственных ценностей личности ребенка, преподавателя, родителя,  а также позволяют одновременно решать несколько задач. Они развивают коммуникативные и управленческие умения и навыки, помогают установлению контакта между учениками, обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей.

Содержание педагогического опыта.

Содержание педагогического опыта  базируется на организации деятельностного подхода, связанного с изучением нашего организма, его функций способностей и возможностей на основе программного и дополнительного материала. Организация учебной и внеурочной деятельности осуществляется с применением компьютера, что дает возможность учителю более глубоко  осветить тот или иной теоретический вопрос на всех этапах процесса обучения. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся позволяет более целенаправленно решать задачи образовательного процесса, которые формируют у детей  ценностные ориентации.

В методической разработке представлено  авторское поурочное тематическое планирование по разделу «Мы и наше здоровье»  с обновлением содержания раздела за счет введения дополнительного материала.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Форма

Количество часов

наглядность

1

Организм человека

Урок открытия новых знаний

1

Таблица систем органов Презентация http://pedsovet.su/load/241-1-0-31890 

2

Органы чувств (глаза, уши, нос, язык). Способы защиты

Урок-исследование

2

ИКТ презентация http://pedsovet.su/load/241-1-0-20018 , соль, сахар, фрукты и овощи

3

Надёжная защита организма

Урок-исследование

1

ИКТ презентация http://pedsovet.su/load/241-1-0-3824 

Микроскоп, лупа

4

Первая помощь при повреждении кожи

Урок-практикум с приглашением медицинского работника

1

Аптечка, инструкция

5

Опора тела и движение

Урок открытия новых знаний

1

Таблица опорно-двигательной системы

6

Правильная осанка – залог здоровья ребёнка

Урок-практикум

1

Таблица, памятка

7

Наше питание. Пищеварительная система.

Урок открытия новых знаний

1

ИКТ презентация http://pedsovet.su/load/143-1-0-26624 ,

таблица питательных веществ

8

Пищеварительная система

Урок открытия новых знаний

1

Таблица пищеварительной системы

9

Дыхание и кровообращение

Урок открытия новых знаний

1

Таблицы дыхательной и кровеносной  системы Презентация http://pedsovet.su/load/241-1-0-27450 

Внеурочная деятельность

За страницами учебника. Несмотря на то, что раздел образовательной программы «Мы и наше здоровье» включает в себя богатый и содержательный материал по ознакомлению, изучению и практическому исследованию своего организма, усвоение и осознание учащимися базового содержания  должно происходить путем его существенного расширения и обогащения  через организацию внеклассной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет повысить  познавательную активность младших школьников,  углубить и применить на практике  знания, полученные на уроках через следующие формы реализации:

Формы работы

Название мероприятия

Наглядность

Классный час

1. «Твоё здоровье и питание»

http://pedsovet.su/load/11-1-0-12312

2. Вредные привычки и как с ними бороться.

Театрализация «Медведь - курилщик»

День здоровья

1. Внеклассное мероприятие с приглашением родителей

http://pedsovet.su/load/241-1-0-23536

Устный журнал

1. «Мы выбираем здоровый образ жизни».

http://pedsovet.su/load/143-1-0-26332

2. «Разговор о правильном питании»  

http://pedsovet.su/load/243-1-0-11451   

Занятия на базе ФОК «Спарта»

1. Плавание

2. Лечебная физкультура

Беседы медицинского работника

  1. 1. Закаливание, как способ защиты организма. Виды закаливания.

Таблицы.

  1. 2. Как правильно питаться? Гигиена питания.

Таблица «Меню школьника»

3. Профилактика  заболеваний

http://pedsovet.su/load/241-1-0-26332

Конкурс рисунков

1. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!

В 2. Вредным привычкам –

    НЕТ!

   Такие формы реализации  помогают педагогу чётко дифференцировать  и индивидуализировать свою работу по отношению к каждому учащемуся в классе, учитывая  проблемы каждого ребёнка.  Особое место в решения поставленных задач по достижении поставленной цели отводится  кружковой работе. В рамках внеурочной деятельности использую два кружка:

 

  1. УМК «Разговор о правильном питании» http://www.ivfrao.ru/publications/programms/pitanie.php  

Цель программы:

Формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Задачи:
• развитие представлений о правильном питании
• формирование полезных навыков и привычек
• формирование ответственного отношения к своему здоровью
• формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
• просвещение родителей в вопросах рациолнального питания для детей

УМК программы «Разговор о правильном питании » включает:
Рабочие тетради (3) для учащихся:
       «Разговор о правильном питании» для детей 6 - 8 лет ( 1 или 2 класс)
       «Две недели в лагере здоровья» для детей 10 -11 лет (3 или 4 класс) 
       «Формула правильного питания» для детей 12 – 13 лет ( 5 или 6 класс)
• Методические пособия для педагогов (3)
• Буклеты для родителей
• Плакаты
• Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).

  1. Дополнительную образовательную программу «Красивая осанка»   http://nsportal.ru/node/461238 .

Цель программы:

   Коррекция осанки, плоскостопия у детей младшего школьного возраста через  организацию физкультурно-оздоровительных занятий в начальной школе.

Задачи:

• Научить детей  и родителей мерам профилактики плоскостопия и сколиоза

• Работать над формированием у детей здорового образа жизни

• Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью.

• Улучшить здоровье детей методами физкультуры и спорта.

Возраст детей в реализации данной программы – от 7 до 10 лет

    Посещение данных занятий, формируют у детей определенные нравственные отношения, активную коллективную деятельность, приобретается  практический опыт. Родители являются активными участниками и помощниками во внеурочной деятельности, что способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей.

При завершении изучения раздела «Мы и наше здоровье» с целью активизации и обобщения  знаний учащихся проводится спортивный праздник «По щучьему велению!» http://nsportal.ru/node/85579, для проведения которого привлекаются родители и учащиеся других классов в качестве зрителей и участников.

                                         Результаты работы

Для выявления результативности методической разработки образовательной программы по разделу «Мы и наше здоровье» в интегрированном курсе «Окружающий мир» проведена контрольная диагностика уровня сформированности знаний и представлений о своем здоровье и здоровом образе жизни.  

 

По результатам диагностики можно сделать вывод, что дети значительно расширили свои знания о здоровом образе жизни, повысился интерес учащихся к интегрированному курсу «Окружающий мир», к изучению и ответственному отношению  к своему здоровью, к питанию.  Багаж знаний детей пополнился не только теоретическими материалами, а также практическими знаниями и умениями, касающимися личного  здоровья каждого ребёнка.  Несмотря на это, работу по формированию  здорового образа жизни  необходимо продолжать на всех направлениях урочной и внеурочной деятельности, эта работа должна быть плановой, комплексной, системной, целенаправленной.

Эффективному решению познавательных образовательных и воспитательных задач способствует создание индивидуальной карты здоровья, дневников, индивидуальных маршрутов, где систематически происходим отслеживание личных результатов каждого учащегося.    

При осуществлении  единства и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности происходит формирование ответственности и систематизации работы,  наблюдается повышение  познавательной и творческой активности, результативности участия учащихся в школьных, районных и областных конкурсах: районный конкурс «Маленькая хозяюшка» - 3 место, районный конкурс «Весёлые старты» – 2 место, районные соревнования по четырёхборью – 2 место,  районный фотоконкурс «Кулинарный шедевр» - 3 место. Исследовательские проекты учащихся-членов школьного НОУ на темы «Соль – друг или враг!», «Доктора вызывали?» получили высокую оценку на школьном смотре-конкурсе исследовательских работ учащихся и направлены на районный конкурс исследовательских проектов.

Реализация методической разработки  способствует  сохранению и укреплению здорового образа жизни в школе, семье, обществе. Отзывы родителей и учащихся, результаты анкетирования родителей свидетельствуют об эффективности изучения раздела программы «Мы и наше здоровье».

Следовательно, приобщение детей к ЗОЖ на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»  и во внеурочное время обладает значительным педагогическим потенциалом: способствует

  • углублению знаний о своем здоровье и об организме в целом;
  • усвоению правил, норм поведения в рамках ЗОЖ;
  • воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.

Таким образом, все вышеизложенное указывает на плодотворность включения в раздел программы «Мы и наше здоровье» дополнительных форм и методов работы в учебно-воспитательный процесс. Основательное исследование  личных трудностей и проблем повышает  мотивацию к изучению темы. Отсюда вытекает, что методическая разработка раздела программы по теме: «Формирование у младших школьников  ответственного отношения к своему здоровью,  через приобщение детей к здоровому образу жизни,  в процессе изучения  интегрированного курса «Окружающий мир» УМК «Школа России», представляет значительный интерес для школьной практики. Опыт работы по данной теме может быть представлен учителям  на педагогических советах, заседаниях методических объединений.

 Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми ценности здоровья. Личного осознания необходимости чуткого и  бережного отношения к своему организму, потребности в правильном питании, поведении, общении, стремлении к добру и неприятию зла.  

«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». (Сократ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела образовательной программы «Мы и наше здоровье» Курса «Окружающий мир» 3 класс УМК «Школа России» Выполнила: Веселова Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ Устанской средней общеобразовательной школы Уста 2013 г

Слайд 2

Тема: «Формирование у младших школьников ответственного отношения к своему здоровью, через приобщение детей к здоровому образу жизни, в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир» УМК «Школа России».

Слайд 3

Анализ психолого-педагогической литературы по теме Изучением и накоплением практического опыта здорового образа жизни занимались: Педагогические условия укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В. А. Сухомлинский Профессор Ю.Ф. Змановский, « К здоровью без лекарств» основами безопасности детей школьного возраста - Практический психолог В.Г. Алямовская, Программа «Здоровье детей раннего возраста» О создании в школах групп здоровья - Школьный врач Л.Н. Лагутеина. Писатель, педагог, врач Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Слайд 4

Пояснительная записка Самое драгоценное, что дала природа человеку от рождения – это здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Слайд 5

Формирование здорового образа жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Воспитание духовно–нравственной личности, выполняющей правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды . Школа Снижение показателей здоровья учащихся. 3 «Б»Класс Федеральный образовательный стандарт нового поколения Актуальность

Слайд 6

Результаты исследования перед началом изучения раздела программы Проблемы своего здоровья Знание и выполнение правил здорового образа жизни

Слайд 7

Новизна Программа объединяет в себе практические занятия с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого учащегося в классе и теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены школьника, ОБЖ. Систематизирование и совершенствование содержания раздела программы «Мы и наше здоровье» через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями и внешними ресурсами. Создание авторского поурочного планирования по разделу с обновлением содержания, а именно: - использование новых форм организации урока (урок-исследование, урок-практикум, урок с приглашением медицинского работника, урок на базе ФОКа «Спарта»); - активное использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ презентаций), а также электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Слайд 8

Практическая значимость Материалы, содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей, воспитателей ГПД общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования в процессе работы по воспитанию школьников здорового образа жизни.

Слайд 9

Цель: Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Задачи: создать условия для развития познавательного интереса и ответственного отношения к своему здоровью; приобщать младших школьников к здоровому образу жизни через изучение строения, функций и возможностей нашего организма в целом; развивать самостоятельность, способность контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях, делать правильный обоснованный выбор с учётом норм ЗОЖ; воспитывать ответственность и бережное отношение к своему здоровью.

Слайд 10

Ожидаемые результаты в познавательной сфере : повысится познавательная мотивация к изучению своего организма, закономерностей его строения развития; учащиеся овладеют навыками исследовательской деятельности при осуществлении единства и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; повысится контроль за качеством своего организма; в нравственной сфере: повысится уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся через приобщение детей к здоровому образу жизни; сформируется желание следовать правилам безопасного поведения в общественных местах. в социальной сфере: сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками вне стен школы.

Слайд 11

Содержание собственного педагогического опыта Авторское поурочное планирование внеурочной деятельности Авторское поурочное тематическое планирование Разработка уроков и внеклассных мероприятий Организация занятий на базе ФОКа «СПАРТА» Организация и проведение занятий кружков Взаимодействие с родителями

Слайд 12

Педагогические технологии технология личностно-ориентированного подхода; информационно-коммуникативные технологии; технология педагогики сотрудничества. Методы обучения наглядные; словесные; практические.

Слайд 13

Учебная деятельность Наблюдения Игры Практические занятия Исследования и открытия

Слайд 14

Внеурочная деятельность Классные часы: «Твоё здоровье и питание», «Вредные привычки и как с ними бороться?» «Разговор о правильном питании». Внеклассные мероприятия: День здоровья, Семейный праздник «Папа, Мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты» Беседы медицинского работника Профилактика заботеваний Закаливание как способ защиты организма Занятия: плавание, лечебная физкультура

Слайд 15

Кружковая работа УМК «Разговор о правильном питании» Дополнительная образовательная программа «Красивая осанка» Программа разработана педагогами школы для учащихся 1-4 классов с целью коррекции осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста через организацию физкультурно-оздоровительных занятий в начальной школе. Программа принимала участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ «Здоровое поколение». http://nsportal.ru/node/461238

Слайд 16

Работа с родителями Мониторинг здоровья детей Анкетирование Индивидуальные консультации, советы специалистов. Беседы «Вопрос-ответ» Классные родительские собрания Совместные занятия для детей и родителей Совместные спортивные праздники

Слайд 17

Результаты исследования после изучения раздела программы

Слайд 18

Отслеживание результатов Медицинский работник Дети Классный руководитель Родители

Слайд 19

Вывод: Реализация методической разработки способствует сохранению и укреплению здорового образа жизни в школе, семье, обществе. Способствует углублению знаний о своем здоровье и об организме в целом; усвоению правил, норм поведения в рамках ЗОЖ, ;воспитанию ответственного отношения к своему здоровью. представляет значительный интерес для школьной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению

Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме "Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над темой "Предложение" .Цель - показать осуще...