Методическая разработка раздела образовательной программы
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме "Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над темой "Предложение" .Цель - показать осуществление связи теории с практикой на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик " К тайнам нашего языка 3 класс" по УМК "Гармония. Работа раскрывает необходимость формирования элементов теоретических и и практических умений по теме "Синтаксис", предлагает практический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy.docx | 73.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
им. М. Горького с углублённым изучением английского языка»
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по теме
«Активизация интереса и познавательной
деятельности на уроках русского языка
при работе над темой « Предложение»
Выполнил:
Дворянова Светлана Ивановна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Арзамас 2012 г.
Аннотация
Цель данной разработки – показать осуществление связи теории с практикой на уроках русского языка при изучении темы «Предложение» по учебнику М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко « К тайнам нашего языка» 3 класса (УМК «Гармония»).
Работа раскрывает необходимость формирования элементарных теоретических знаний и практических умений по теме «Синтаксис русского языка» у детей младшего школьного возраста, предлагает практические материалы для проведения уроков по этой теме.
-
Содержание
- Введение
- Основная часть
Глава I . Методологические основы изучения темы «Предложение»
А) теория вопроса;
Б) исторический аспект формирования методических основ изучения раздела «Синтаксис».
Глава II . Система работы по изучению синтаксиса в начальной школе
А) программы по русскому языку, использующиеся в начальной школе;
Б) система построения работы над темой «Предложение» по программе М. С. Соловейчик «Тайны нашего языка».
Глава III. Методические рекомендации по изучению темы «Предложение» в начальной школе.
А) анализ методических приёмов и видов упражнений;
Б) особенности языкового материала на уроках по изучению данного раздела;
В) роль творческих заданий при изучении темы.
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
В работе речь пойдёт о процессе преподавания темы «Предложение» в начальной школе - это объект исследования. Будут рассмотрены различные методы изучения этой темы – предмет исследования.
В своей работе я ставлю цель – показать осуществление связи теории с практикой на уроках русского языка при изучении темы «Предложение» по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
- Рассмотреть теорию вопроса
- Раскрыть методические основы изучения темы
- Проанализировать существующие современные программы и учебники
- Выработать свои практические рекомендации
Данный раздел программы выбран для подробного рассмотрения неслучайно. Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и информационно оформить мысль, используя слова и соединяя их в предложение.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место ещё и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на основе которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основных категорий.
Лексикой русского языка дети овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или предложении. Смысл слова уточняется именно в предложении.
Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, а в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приёмы, появляются новые.
Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Ф. И. Буслаев в своей работе «Преподавание отечественного языка». Он впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой.
Определяя отношение языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с 1 стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления так, что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова: а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует о том, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов для выражения мысли».[5. стр. 27]
К сожалению, сейчас дети недостаточно хорошо владеют родной речью: мал словарный запас, с трудом переводят мысли в вербальную форму, слова в словосочетании и предложении в детской речи зачастую не связаны по форме. Чтобы избежать таких оплошностей, сделать речь учеников более грамотной, синтаксически и лексически правильно оформленной и нужна кропотливая работа при изучении темы «Предложение».
При изучении этого раздела необходимо расширить знания и умения учащихся, приобретённые во 2 классе. Учащиеся уже получили более полное представление о частях речи, о формах и связях слов, о возможности «командования» одного слова другим. После того, как они узнали о падежах, были созданы достаточно надёжные предпосылки для знакомства со структурой предложения. Таким образом, учителю необходимо, опираясь на уже имеющиеся знания и умения детей, заложить прочные основы для дальнейшей работы.
В своей работе я применила следующие методы и приёмы:
- описательный метод
- изучение научной лингвистической литературы
- анализ программ (сравнительно-сопоставительный)
Новизна работы: Глубокое изучение темы с точки зрения научности и разработка собственных методических рекомендаций и упражнений для использования на уроках данного раздела.
Практическая значимость исследования в том, что его материалы можно использовать в работе учителей начальных классов, независимо от программы, по которой они работают.
Ожидаемые результаты:
- Работа обеспечит целостность восприятия темы «Синтаксис»
- Осветит некоторые спорные вопросы теории синтаксиса
- Поможет преподавателям в выборе методов и приёмов обучения
- Сделает уроки русского языка более насыщенными
- Покажет отличительные особенности методики обучения по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко « К тайнам нашего языка»
Основная часть
Глава I
Методологические основы изучения темы
А) Теория вопроса.
Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка:
- познавательная (язык как инструмент мышления)
- коммуникативная (язык как средство общения)
Специфическими признаками предложения являются
- предикативность
- модальность
- ирреальность
Предикативность, по определению Виноградова, – это «отнесённость содержания предложения к действительности».[6. стр. 59] Предикативность – отвлечённое грамматическое понятие, которое раскрывается в синтаксических категориях модальности, времени и лица. В любом предложении категории имеют то или иное проявление:
- модальность – оценка высказывания с точки зрения его реальности или ирреальности
- реальность проявляется в том случае, когда содержание предложения соответствует действительности (Жаркий летний день кончился. Наступает вечер. Тихо и спокойно вокруг.)
- ирреальность – несоответствие сообразуемого действительности, то есть сообщаемое мыслится говорящим как желаемое, требуемое, предполагаемое (Хоть бы дождь пошёл.)
Основным средством выражения модального значения реальности и ирреальности в предложении являются формы наклонения в их основных употреблениях: формой изъявительного наклонения выражается реальность сообщаемого, формой повелительного и сослагательного наклонений выражается реальность и ирреальность, поэтому таким предложениям присуща временная неопределённость, то есть отсутствует грамматическая категория времени. Кроме форм наклонения, значение реальности может быть выражено интонацией. (Тихо. Тихо!) Модальность может выражаться частицами. (Скорей бы рассвет.)
В русской синтаксической теории предложения классифицируются по структуре, модальности, цели высказывания, эмоциональной окраске.
По коммуникативной направленности предложения делятся на повествовательные, побудительные, вопросительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо факте, явлении, действии. ( Трещал мороз.) Для повествовательных предложений характерна повествовательная интонация: тон повышается на одних или нескольких членах предложения, имеющих более важное значение, и понижаются к концу предложения.
Вопросительные заключают в себе вопрос, оформлены соответственно вопросительной интонацией: повышение тона к концу предложения. (Так вы дадите этот журнал?) Универсальным средством оформления вопроса является вопросительная интонация, а ещё могут участвовать местоименные слова и наречия (кто, что, куда, зачем) и частицы (разве, неужели, ли). (Зачем обманывать себя?)
Побудительные предложения выражают различные оттенки побуждения к действию, совет, разрешение. Грамматическим средством оформления побуждения являются побудительная интонация и формы повелительного наклонения и частицы ( Хоть бы ты помог мне!)
По эмоциональной окраске все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Эмоционально насыщенные предложения называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными, если они сопровождаются дополнительной восклицательной интонацией. Самостоятельного типа восклицательных предложений нет, так как восклицание как бы накладывается на побудительность, повествовательность, вопросительность. (Ох, как пели весёлые сосны, как звенели они на ветру!)
Также предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Эта классификация связана с модальностью и опирается на связи и отношения между предложениями и их признаками в реальном мире. В утвердительных предложениях утверждается то, что высказывается о предмете речи. (Маленький медвежонок замёрз и захотел есть.) В отрицательных - отрицается то, что высказывается о предмете речи. (Созвучье слова не случайно.)
По структуре все предложения делятся на простые и сложные. Строительным материалом для простых предложений выступают словоформы и словосочетания. Для сложных – 2 и более предложений. Простые предложения включают только 1 предикативное сочетание (подлежащее + сказуемое), а сложное не менее 2. Входя в состав сложных предложений, простые теряют свою интонационную завершённость. Не редко изменяется порядок слов в них, поэтому части сложных предложений логичнее назвать предикативными единицами.
Простые предложения, в зависимости от строения предикативного центра, делятся на двусоставные и односоставные. Предложение является двусоставным, если его предикативное ядро представлено 2 позициями: подлежащим и сказуемым. (Землю вьюга белая замела снежком.) Структура односоставного предложения предполагает лишь 1 позицию главного члена. (Взгрустнулось мне.)
По наличию или отсутствию второстепенных членов все простые предложения делятся на распространённые и нераспространённые.
Подлежащее и сказуемое являютя организующими центрами двусоставного предложения. Это его предикативное ядро. Они занимают главные синтаксические позиции, причём позиции независимые и самодостаточные, то есть они составляют структурно-семантическую основу предложения. Например, предложение С моря дул влажный ветер. – можно свернуть до минимума – Дул ветер., где сохранена и формальная и смысловая основа высказывания. Между подлежащим и сказуемым возникают предикативные отношения, проявляющиеся во взаимном тяготении, то есть подлежащее предполагает сказуемое, и наоборот. Существует другое представление об отношениях между ними: некоторые лингвисты полагают, что между подлежащим и сказуемым имеет место иерархическая зависимость. Одни считают господствующим членом подлежащее, другие – сказуемое. Представляется наиболее приемлемым взгляд на подлежащее и сказуемое как на соотносительно взаимообусловленные компоненты структуры предложения. Такую взаимонаправленную связь в двусоставном предложении между главными членами называют координацией. (Я слушаю. Лес спит.)
Подлежащее и способы его выражения. Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий предмет речи. Эталоном выражения подлежащего являются имя существительное и местоимение, так как первое называет предмет речи, а второе указывает на него (Язык растёт вместе с культурой. А кто же решит этот вопрос?) Позицию подлежащего могут занимать слова других частей речи, но при этом они в той или иной степени субстантивируются, то есть приобретают признаки существительного. (Большое видится на расстоянии.) Часто подлежащее выражается инфинитивом. (Жизнь прожить – не поле перейти.) или фразеологизмом, цельным словосочетанием. (Два облака белых плывут по лазури.)
Сказуемое – одно из самых сложных понятий системы членов предложения как по значению, так и по структуре. В классификации сказуемых много спорных вопросов, по которым до сих пор нет единого мнения. Если подлежащее называет предмет речи, то сказуемое характеризует его по действию или признаку в модальном и временных планах. Для характеристики действий предметов используются спрягаемые формы глагола, а для характеристики признака предмета речи – существительные, прилагательные, реже – другие части речи. Сказуемое вместе с подлежащим устанавливает общую соотнесённость сообщения с действительностью. Иначе говоря, сказуемое выражает не простой признак (голубое небо, грозовая туча ), а признак предикативный, поэтому сказуемое в двусоставном предложении иногда коротко определяют так: это главный член предложения, выражающий предикативный признак предмета речи.
По количеству компонентов, входящих в состав сказуемого, выделяют простое и составное. Простое сказуемое в одном слове выражает и лексическое, и грамматическое значение. ( Птицы поют.) В составном сказуемом 2 части: одна из них (основная) выражает лексическое значение сказуемого, но не обозначает реальности – нереальности признака, времени его свершения и т. д., то есть не передаёт грамматического значения сказуемого. Вторая же часть (вспомогательная) предназначена в составе сказуемого для выражения его грамматического значения. Вместе с тем она может выражать и добавочные лексические значения.
Признак, выражаемый сказуемым. Может быть признаком-действием и собственно признаком, поэтому составные сказуемые бывают соответственно глагольными и именными.
По наличию/отсутствию второстепенных членов, членимые одно- и двусоставные предложения делятся на распространённые и нераспространённые. (Наступила осень. Наконец, наступила золотая осень.) В речи значительно чаще встречаются распространённые предложения. В двусоставных предложения степень распространения выше, так как с 1 стороны в них распространяются оба главных члена, а с другой стороны некоторые односоставные предложения сближаются с нечленимыми предложениями.
При первых попытках классифицировать второстепенные члены предложения наметилось противоречие между смысловым и формально-грамматическим основаниями классификации. Ф. И. Буслаев в «Исторической грамматике русского языка» рассматривал второстепенные члены предложения в «двояком отношении»[4. стр. 189]
- по типу подчинения, то есть по грамматическому признаку
- по значению
При этом отмечалось, что отнесение второстепенных членов к тому или иному разряду на основе смысла и формы может не совпадать. В дальнейшем за основу классификации принимали или 1 из сторон оценки Буслаева или делались попытки их объединить. Так сформировались следующие направления в учении о второстепенных членах:
- С середины 19 в. развивалось логическое направление, где второстепенные члены определялись по значению (А. Востоков, Н. Греч)
- К концу 19 в. развивается формальное направление. В нём второстепенные члены определяются по виду синтаксической связи с другими словами (А. А. Потебня, А. М. Тишковский)
- В современной школьной и вузовской грамматике утвердился логико-грамматический подход к второстепенным членам, при котором учитывается и значение, и синтаксические связи предложения.
- В последнее время учение о второстепенных членах всё больше связывают с учением о словосочетании. Представители этого направления полагают, что грамматические отношения, которые складываются между главными и зависимыми словами, определяются на уровне словосочетания, а не в предложении. Учение о второстепенных членах устраняется как таковое.
Б) Методические основы.
Как уже было сказано, первым систематизировал опыт преподавания синтаксиса русского языка Ф. И. Буслаев в методическом пособии «Преподавание отечественного языка»[5 cтр. 96]. В нем представлены и программа, и практические рекомендации. Знание опыта прошлого делает понятными многие современные вещи. «Программа русского языка и словесности» 1848 г. включает следующие разделы:
- подготовительный курс (практическое изучение языка)
- 1 класс общего курса (грамматика: части речи)
- 2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография)
- 3 класс общего курса (теоретическая и историческая грамматика)
- 4 класс общего курса (теория слога, теория прозаического сочинения)
- 1 спец. класс (теория поэзии)
- 2 спец. класс (история русской и иностранной словесности)
Данный принцип деления теоретического материала на тематические блоки лег в основу современного построения курса изучения русского языка. Таким образом, основные содержательные линии, выстраиваемые русскими лингвистами в XIX веке, не потеряли своего значения и сегодня.
Глава II
Система работы по изучению синтаксиса в начальной школе.
А) Современные программы для начальной школы.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Изучение синтаксиса в программе начальной школы предполагает
- различение предложений, словосочетаний, слов
- различение предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске
- нахождение главных членов предложения
- различение главных и второстепенных членов предложения
- установление связи между словами в словосочетании и предложении
- нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
Тема «Предложение» изучается в течение всех 4 лет обучения. Но знания постоянно углубляются: от элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль,(1 класс) учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.
На данном этапе в начальной школе существуют несколько программ и учебников русского языка:
№ | Программа | Авторы учебника | Класс | Кол – во часов |
1. | традиционная | Рамзаева Т. Г. | 3 класс | 11 |
2. | традиционная | Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. | 3 класс | 10 |
3. | Развивающая пр. Занкова Л. В. | Полякова А. В. | З класс | 10 |
4. | УМК «Гармония» | М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко | 3 класс | 13 |
5. | Школа 2100 | Бунеев Р. Н. | З класс | 10 |
Б) Система построения работы над темой «Предложение» по учебнику М.С. Соловейчик «Тайны нашего языка»
Поработав по учебникам Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» и Поляковой А. В. «Русский язык» и, вот уже 7 год работая по учебнику «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, делаю вывод, что теоретические сведения в данном учебнике дают более точные начальные научные знания.
Ведущую роль в учебнике играют методы и приёмы обучения, нацеленные на проявление самостоятельности мысли учащихся и осознанное усвоение знаний в их разнообразных взаимосвязях. Учебный материал направлен на организацию такой познавательной деятельности, которая отвечает задаче общего и лингвистического развития младших школьников. Новый материал подаётся в интересной форме. Для того чтобы, проверить как дети усвоили новую тему на уроке, им предлагается объяснить этот материал мальчику-иностранцу. Тем самым в ходе объяснения становится понятно: что ребёнок не совсем усвоил сам.
В методическом аппарате учебника есть условный знак «Расскажи дома». Задания, отмеченные этим значком, предлагают в ненавязчивой форме ребёнку рассказать дома родителям о том, что нового он узнал на уроке. Новый материал не просто заучивается , а проходит через сознание ребёнка.
Материал легче воспринимается, так как учебник сопровождают тетрадь-задачник с печатной основой (в 3 частях) и тетради для самостоятельной работы «Потренируйся сам». В них помещены практические материалы для каждого урока. В заданиях много вопросов для размышления, чтения вслух. У детей постоянно возникает ситуация, когда нужно решить орфографическую задачу и объяснить правильность своего выбора. Рядом с некоторыми заданиями приводятся мини-таблички «Запомни». Выполнение почти каждого письменного задания требует, чтобы ребёнок дал предварительный устный комментарий к нему.
Материал для практических упражнений взят не только из художественной литературы, много встречается примеров из научно-популярных текстов.
На уроках раздела «Предложение» в 3 классе по учебнику М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко учащиеся узнают о главных и второстепенных членах, о том что подлежащее «командует» формой сказуемого, что все члены предложения связаны между собой по форме и по смыслу, что предложения можно характеризовать в зависимости от наличия второстепенных членов как распространённые и нераспространённые.
Цели изучения раздела:
- Формирование теоретических знаний по теме «Предложение»
- Закрепление представления о предложении как группе слов, выражающей законченную мысль.
- Формирование представления о предложении как единице речи
- Привитие практических навыков работы над предложением
Задачи:
- Научить применять в речи предложения, различные по цели высказывания и интонации
- Научить выделять грамматическую основу предложения
- Привить умение распознавать второстепенные члены предложения и их зависимость от главных членов предложения
- Правильно находить пары членов предложения
- Развивать умение точно употреблять слова в предложении
- Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности
Тематическое планирование уроков раздела.
№ | Тематика уроков | Тип урока | Цели и задачи | Умения |
1. | Что ты знаешь о предложении? | Закрепление, повторение | -Вспомнить о употреблении в речи простых и сложных предложений - представление о предложении как целостной единице речи | - правильно строить предложения и последовательно употреблять их в речи - правильно оформлять предложения на письме |
2. | Как слова – части речи становятся членами предложения | Изучение нового | Ввести понятие термина «член предложения» | Уметь отличать части речи от членов предложения |
3-4 | Главные члены предложения | Изучение нового | Научить находить в предложении главные члены | - знать значения понятий «подлежащее» и «сказуемое» -уметь распознавать главные члены |
5 | Зачем другие члены предложения? | Изучение нового | Дать общее понятие о второстепенных членах | - уметь правильно строить предложения - находить в распространённых предложениях грамматическую основу |
6-7 | Устанавливаем связи слов | Изучение нового | Научить выделять другие пары членов предложения | - уметь выделять грамматическую основу и другие пары членов предложения |
8-9 | Наблюдаем и обобщаем | Закрепление изученного | Отработка алгоритма выделения пар членов предложения | - уметь выделять грамматическую основу и другие пары членов предложения |
10-11 | Проверяем свои умения | Закрепление изученного | Проверить уровень сформированности умений | - уметь выделять пары членов предложений - правильно составлять распространённые предложения |
12-13 | Рисуем словесные картины и учим друг друга | Развитие речи | Работа над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений в словесной зарисовке | - уметь составлять устное и письменное высказывание - осуществлять поиск собственных сравнений |
Глава III
Методические рекомендации к урокам по теме «Предложение»
А) анализ методических приёмов и видов упражнений
При изучении данной темы на уроках при выполнении творческих заданий следует разбирать удачные и неудачные конструкции, созданные детьми. При этом лучшие работы брать для примера, в неудачных– указывать на ошибки с чувством такта.
Для работы по редактированию предложений с однородными членами, работе по распространению предложений следует придумать вымышленного героя (горе-ученика), на которого можно списать неудачи или предлагать ребятам помогать ему. В учебнике «К тайнам нашего языка» это, как уже упоминалось, мальчик-иностранец.
Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать на конкретных примерах. Пусть ребята сами поразмышляют и скажут, что они увидели необычного, нового, и только затем открывать учебник для того, чтобы убедиться, что их собственные или коллективно сделанные выводы верны. Когда понятие укорениться в уме каждого, тогда можно приступать к рассмотрению частностей.
Приведу некоторые примеры уроков по теме «Предложение». Их материал может использоваться при работе по любому учебнику русского языка.
Урок русского языка в 3-м классе
Тема : «Проверяем свои умения»
Цели урока:
- Вспомнить уже известные сведения о предложении
- Учить детей распознавать в речи предложения разные по цели высказывания и уметь их правильно оформлять на письме.
- Развивать навык нахождения грамматической основы предложения
- Повторить ранее изученные орфограммы, вырабатывать умения и навыки по их применению.
- Работать над эмоциональностью и выразительностью речи учащихся.
Оборудование урока:
магнитная доска,
перфокарты, светофоры, индивидуальные доски.
Ход урока
1. Постановка задач урока.
- Прочитайте тему нашего урока.
- Сегодня мы должны вспомнить всё, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.
- Начнём свою работу с минутки чистописания.
Посмотрите на доску.
Задание: составить из каждой группы кружков слова.
- Прочитайте получившееся предложение.
- Как вы его понимаете?
- Записать это предложение.
Проверить по записи учителя на магнитной доске.
Письмо-одежда устной речи
2. Словарная работа.
Перед вами слово, вам уже знакомое:
п (посуда)
и (интересный)
с (сорока)
ь
м (мороз)
о (огород)
Подберите в словаре на каждую букву слова по одному слову из словаря.
(Один ученик в это время на индивидуальной доске делает фонетический разбор слова: письмо).
- Слово "интересный" - новое для вас слово, проговорим его орфографически, грамотно спишите его с доски и запомните.
Проверка: сопоставление словарных слов и звуко-буквенного разбора. Учащиеся работают со светофорами.
- Ребята, а кто-нибудь написал слово, начинающееся с буквы ь ?
- А почему нельзя этого сделать?
(Потому, что эта буква не имеет звука. )
- Какое же новое слово вам сегодня встретилось?
(интересный) Вы часто его используете в своей речи?
- Сейчас я назову вам синонимы к этому слову.
Запомните их, они сделают вашу речь точной и выразительной:
увлекательный разговор,
занимательный рассказ,
занятный ребус,
любопытный случай.
3. Работа с предложением.
- Запишем предложение с одним из этих словосочетаний с комментированием:
Ольга Шилова написала занятный рассказ.
(Ученик комментирует все встречающиеся в предложении орфограммы)
Задание: Найти главные члены предложения, стрелками показать связь слов в предложении.
(Ученики используют сигналы-светофоры, проверяя правильность выполнения задания).
ФИЗМИНУТКА.
"Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел!"
4. Прочитайте ещё раз тему нашего урока.
- Сейчас я приглашаю к доске моих помощников, и они напомнят нам, что мы знаем об этих предложениях.
"Если мысль закончил ты,
Написал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. "
"Чувства сыплются наружу,
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас -
Восклицательный здесь знак!"
"С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке. "
- Итак, ребята помогли нам вспомнить, когда какие ставить знаки в конце предложения.
А сейчас каждый из вас проверит свои знания.
5. Тестирование.
(Учитель читает задания, учащиеся выбирают верный ответ и записывают его на индивидуальных досках)
Выберите верное утверждение:
1.
а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капели
б) речь – это разговор, рассказ, письмо, вопрос;
2.
а) предложение - это набор букв и слогов;
б) предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль;
в) предложение - это группа слов, не связанных между собой по смыслу;
3.
а) в конце каждого предложения всегда ставится точка;
б) в конце каждого предложения ставится запятая;
в) в конце каждого предложения ставится или точка (. ), или восклицательный знак (!), или вопросительный знак (?).
4.
Укажите, сколько предложений в тексте:
"Вы видели лебедей? Они плавают в пруду. Какие это красивые птицы! "
а) 2;
б) 3;
в) 4;
5. Выберите нужную группу знаков для этого текста:
а) ? . !
б) ! . ?
в) . ! ?
Проверка выполняется после каждого задания, один ученик выполняет тестирование на классной доске.
- Работа с тетрадью – задачником
Откройте тетрадь-задачник (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 часть) стр. 16 , упр.455.
При проверке дети должны при чтении предложений голосом передать нужную интонацию.
7. Задание на дом:
1) Придумать 3 побудительных предложения;
2) Упр. № 456.
8. Обобщение изученного.
- Ребята, подумайте и скажите: зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(Они передают наши чувства. )
- Правильно, ребята, человек радуется и огорчается, о чём-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
Убедитесь в этом сами. Попробуйте прочитать с нужной интонацией текст упр. №450, 1минута на подготовку.
Чтение выразительное
9. Подведение итогов.
- Итак, урок подходит к концу.
Давайте его ещё раз вспомним и составим нашу "Ромашку":
- От каждого ряда приглашаю по 1 ученику для выбора лепестков и чтения этапов урока, записанных на лепестках. Все остальные учащиеся используют сигналы "Светофора", выражая своё согласие.
Лепестки "Ромашки":
Учились различать предложения по цели высказывания.
Вспомнили правила о предложении.
Выполнили тестирование на тему: "Предложение".
Повторили звуко-буквенный анализ слова.
Повторили правописание безударных гласных, парных согласных, сочетаний жи-ши.
Урок во 2 классе
Тема «Виды предложений по цели высказывания»
Цель: способствовать осознанию учащимися видов предложений по цели высказывания.
Задачи:
формировать понятие о видах предложений по цели высказывания и умение употреблять их в собственной речи;
создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности;
воспитывать нравственные качества личности на доступном учащимся философско - этическом материале.
Ход урока
I. Организационно - психологический момент.
- Здравствуйте, дети, садитесь.
II. Мотивация.
...Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!" обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха - отходили. Но один визирь внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась.
Тогда султан сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям и мне удачи.
- Приступим к работе.
Перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете сегодня работать. Положите их перед собой. Внимание на экран. В верхней строке найдите в "склеенных" словах повторяющееся слово и подчеркните его.
успехдобротасчастьемшосердиеудачасчастьерадостъмирсчастъездоровьесемъялюбовъдом
Какое слово подчеркнули? (счастье)
Какие слова ещё нашли и прочитали в этой цепочке?
- Как вы думаете, почему я включила их в этот список вместе со словом счастье? (потому что все они, так или иначе, относятся к слову Счастье) В словаре С.И. Ожегова слово счастье трактуется как:
1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача, т.е. то, о чём мы только что сказали.
- Сегодня поразмышляем о том, как вы понимаете счастье, и в этом нам помогут предложения.
III. Актуализация знаний и целеполагание.
- Внимание на экран. В каком столбике записано предложение. Зачитайте. Докажи.
Самые счастливые люди те, кто заботится о счастье других, о, самые, люди, счастье, те, счастливые, кто, других, заботится.
- Давайте вспомним, что такое предложение?
Предложение - это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль и оформленных интонационно и синтаксически. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится соответствующий знак препинания.
Итог: Чтобы донести мысль до собеседника, каждое предложение произносится с определённой целью. И сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами предложений по цели высказывания.
IV. Первичное усвоение материала.
- Сейчас вы будете не просто ученики, вы станете учёными - лингвистами, работая в группе, понаблюдаете над предложениями и постараетесь ответить на ряд вопросов. Предложения для каждой группы записаны на карточке зелёного цвета. Прочитав их:
1. Выясните, с какой целью произносятся данные предложения.
2. Предположите, как может называться данный вид предложений.
3. Какой знак ставится в конце предложения данного вида.
Ответы на вопросы вы будете оформлять на листе в виде краткой схемы. Главное - работать дружно, не очень громко, чтобы не мешать окружающим. Время работы - 2 минуты.
1-ый ряд:
Счастье дороже богатства.
Счастье не в кошельке, счастье в руках.
Счастье человека в том, чтобы дарить его другим людям.
2-ой ряд:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна?
Счастье дороже богатства?
Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?
3-ий ряд:
Будьте счастливы!
Будьте милосердны к несчастным, будьте внимательны к окружающим!
-Закончили работу, займите, пожалуйста, свои места.
-Уважаемые лингвисты, хочется обратить ваше внимание на то, что во время исследований у учёных могут возникать множество гипотез и не обязательно все они могут быть правильными. Поэтому наша задача - внимательно слушать выступающих и прийти к единому мнению.
-Итак, первая группа!
(На слайде появляются предложения, с которыми работали дети, а на доске - схема ребят)
С какой целью произносятся данные предложения?
Как называется данный вид предложений?
Какой знак препинания ставится в конце предложений данного вида?
- Есть ли вопросы к выступающему?
- Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям).
- Предложения данного вида сообщают, повествуют о чём-либо, поэтому называются повествовательные. В конце таких предложений, в зависимости от интонации, с которой произносится предложение, ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
- Совпали ли выводы учеников 1-ой группы? В чём?
- Спасибо за работу. Выступающий второй группы - пожалуйста.
- Познакомь нас с вашими предложениями и с тем, к какому выводу пришли вы.
- Вопросы, пожалуйста. (схема)
- Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям)
- Данные предложения любят задавать вопросы. Поэтому их назвали - вопросительные. В конце такого предложения ставится вопросительный знак (?).
-Совпали ли выводы учеников 2-ой группы? В чём?
-Давайте выслушаем учёных третьей группы.
-Вопросы есть? (схема)
-Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям)
- Целью таких предложений является призыв, побуждение человека к действию. Поэтому называются они побудительными. В конце таких предложений встаёт гордый восклицательный знак (!) или точка (.).
-Совпали ли выводы учеников 3-ой группы? В чём?
Итог: - Какие виды предложений бывают по цели высказывания?
- С какой целью произносится повествовательное (вопросительное, побудительное) предложение и какой знак препинания ставятся в конце предложения?
Рефлексия:
-Проверим, как вы усвоили материал. Я зачитываю предложение, если оно повествовательное по цели высказывания, то поднимите сигнал красного цвета, вопросительные - жёлтого, побудительные - зелёного.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
А разве не счастье, когда рядом близкие, дорогие люди?
Ребята, уважайте старших!
Счастье - это капли росы на траве, тёплый дождь и пение соловья.
Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?
- Ребята, а вы как думаете, что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?
Спасибо за ваши мысли. Действительно, счастье дороже богатства. Рядом с нами много несчастных, обездоленных людей. Будьте милосердны к несчастным! (готовые помочь) Будьте внимательны к окружающим!
V. Осознание и осмысление учебной информации.
- Готовясь к уроку, я прочла сказку "Встреча ребят". Герой этого произведения мальчик вашего возраста тяжело болен. Прослушав отрывок из сказки, подумайте и ответьте на вопрос - счастлив ли этот мальчик?
...Человек вошёл в дом и увидел мальчика, сидевшего на маленькой кровати в маленькой комнате. Он большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на вошедшего человека, а его ноги, укутанные мягким одеялом, неподвижно лежали на кровати. Он был очень болен.
- Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, но, наверное, я ошибся, - неуверенно произнёс человек.
- А у тебя есть счастье? - тихо спросил мальчик.
- Счастье? Что такое счастье? - усмехнулся человек.
- У тебя нет счастья, иначе ты бы знал, что это такое, - печально прошептал мальчик.
- А разве ты счастлив? Посмотри внимательно! У тебя же никого и ничего нет, абсолютно ничего. Как ты можешь быть счастлив?
- Неправда, у меня много, очень много друзей: у меня есть море и ветер, у меня есть небо, звёзды и облака, у меня есть солнце, цветы и бабочки, и они каждый день дарят мне свою радость. А ещё у меня есть улыбка, которую я могу дарить своим друзьям.
- Как вы думаете, счастлив ли был мальчик?
- В чём заключалось его счастье? в умении радоваться жизни, даже такой, какая была у него. В его доброте, отзывчивости. Ведь сама жизнь - это счастье.
- В ваших рабочих листах напечатан отрывок из этого текста. Найдите и подчеркните в нём по одному предложению каждого вида: 1 -повествовательное, 1- побудительное, 1- вопросительное.
Проверка (зачитать 2-3 человека). Докажи.
VI. Первичное закрепление учащимися материала.
- Счастье мальчика заключалось, прежде всего, в умении радоваться жизни. А как вы думаете, в чём заключается счастье человека? Какие качества личности позволят человеку по настоящему почувствовать себя счастливым?
Используя различные виды предложений по цели высказывания, попробуйте создать свой текст - размышление из 3-4 предложений, в котором отразите собственную точку зрения на понимание проблема Счастья. Начать можно с вопросительного предложения: "Что же такое счастье?"
Проверка: - Что же такое счастье? (Зачитать 3-4 сочинения)
А вот что думают об этом ваши сверстники. (Видео)
"Счастье - это не тогда, когда у тебя есть богатство, а когда есть мама, семья, друзья".
"Счастье бывает маленьким и большим. Большое счастье - это когда нет войны. Маленькое счастье мы получаем каждый день. Солнце светит - счастье, получил пятёрку - счастье, с другом помирился, сделал доброе дело кому-то - тоже счастье. И вообще жить на Земле - огромное счастье!"
VII. Итог урока:
- Счастье! Это проблема вечная, и люди по-разному понимают счастье. Но совершенно очевидно, что доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье", - уже в IV веке до н.э. утверждал древнегреческий философ Платон. Наслаждаться счастьем - величайшее благо, но дарить его другим - ещё большее.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради Счастья людей!
- Спасибо вам за урок, ребята. Будьте счастливы!
Хорошим инструментом обучения, благодаря своей структуре, являются тесты. Не обойтись без них и при изучении синтаксиса. Так, при обобщении знаний по теме «Предложение» я использую такой тест:
Тест «Предложение»
- Наша речь состоит
А) из слов
Б) из букв
В) из предложений
2. Слова в предложении связаны
А) по смыслу
Б) по вопросу
3. Сказуемое чаще всего выражено
А) местоимением
Б) глаголом
В) прилагательным
4. Определи вид предложения по цели высказывания
Береги и охраняй природу.
А) вопросительное
Б) побудительное
В) повествовательное
5. Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения
После уроков ребята пошли в библиотеку.
А) .
Б) !
В) ?
6. Укажите, какие предложения состоят только из главных членов
А) Выпал снежок.
Б) Расцвёл первый подснежник.
В) Поют птицы.
Г) В школе идёт урок.
7. Укажите предложения с однородными членами
А) Шумят деревья за моим окном.
Б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
В) Не угас ещё вдали закат, и листва сквозит узором чётким.
Г) В зеркало залива сонный лес глядит.
8. Укажи лишнее понятие
А) глагол
Б) подлежащее
В) сказуемое
Г) второстепенный член предложения
Б) Особенности языкового материала
К выбору языкового материала в начальной школе стоит подходить очень серьёзно: не нужно перегружать урок текстами, с заведомо непонятной лексикой, сложными. Ещё недоступными для понимания на данном этапе обучения конструкциями. Материал для построения предложений должен быть абсолютно понятен, вызывать интерес.
Для того чтобы сделать материал доходчивее, а уроки более интересными, полезно применять игровой материал на уроках, опираясь на эмоционально-экспрессивное восприятие учащихся начальной школы. Справиться с этой нелёгкой задачей помогут такие пособия, как, например, сборник «Это непростое простое предложение» И. И. Постниковой. Автор в простой и доступной форме рассказывает о простом предложении – центральной единице синтаксиса. Перед детьми встают интересные проблемы, над которыми следует подумать.
Поможет в работе книга Т. Угроватовой «Подсказки на каждый день», которая привнесёт к повседневные уроки русского языка немало интересного. У неё много весёлых и полезных упражнений. Есть на страницах книги даже герои-помощники Кот и Пёс.
Таким образом, можно постоянно поддерживать интерес к изучению такой сложной, на первый взгляд, темы как «Предложение».
Предлагаю фрагмент урока по обобщению знаний о предложении с использованием игрового материала.
В школе, где учился Почемучка, ребята задумали лингвистический карнавал: каждая маска должна была изображать какое-либо синтаксическое явление.
И вот бал начался. В зале было шумно и весело, но Почемучку сразу стали одолевать вопросы. Прежде всего его заинтересовали маски. Которые кружились вокруг мальчика, который держал ленты от них.
- Кто вы? – спросил Почемучка.
- Мы связаны с одним и тем же членом предложения!
- Мы играем совершенно одинаковую роль в предложении1
- У нас одинаковые имена!
- Между нами нет главных и зависимых: мы все равны!
« Всё ясно, - подумал Почемучка. – Это, конечно,…»
Тут его внимание привлекла необычная маска. Она стояла, улыбалась и кивала то одной ученице, то другой.
- Маска, кто вы? – обратился к ней Почемучка.
- молодец, мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдёшь ответ на него в своём вопросительном предложении.
-Так вас зовут…
Маска рассмеялась и ушла в зал – помогать участникам карнавала общаться друг с другом.
Почемучка хотел выйти из шумного зала. Но дорогу ему загородили две маски, крепко держащиеся за руки.
-Не выпустим тебя. Мальчик, пока ты нас не разгадаешь, - заговорили они.
- Попытаюсь, - вздохнул Почемучка, - если вы будете отвечать на мои вопросы.
- С удовольствием! Только вопросов должно быть не более трёх.
- Согласен. Итак, вы знакомы друг с другом по словосочетанию?
- Нет, наше единство возникает только в предложении.
-Как вы относитесь друг к другу?
- Одно из нас подчиняется другому.
- Как вы относитесь к другим словам в предложении?
- Другие члены предложения нам нередко помогают. Но мы можем обойтись и без них. А вот они без нас обойтись никак не могут.
- Тогда всё понятно: вы…
- Верно! – воскликнули маски и отступили в сторону.
А мы посмотрим Почемучкины отгадки:
Маска № 1 –однородные члены предложения
Маска № 2 – обращение
Маска № 3 – главные члены предложения
Почемучка правильно разгадал все маски. Если ваши догадки , ребята, совпали с его отгадками, значит вы были внимательны на уроках, усвоили много правил и теперь умеете применять их на практике.
В) Роль творческих заданий
При изучении темы, в целях развития творческой самостоятельности и инициативы, следует включать в работу задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие собственной инициативы в освоении языкового материала. Например, организовывается конкурс на лучший свод правил по теме «Предложение» или предлагается подобрать предложения с однородными членами для обучения инопланетных существ. На заключительных уроках можно создать проблемную ситуацию: предложить написать текст, состоящий только из простых предложений на определённую тему. Далее предлагается подумать, возможно ли такое в живом языке? Влияет ли это на смысловую окраску текста? Остаётся ли при этом язык так же богат и красив?
Очень важна работа с «деформированным» текстом. Использование этого вида творческих заданий позволяет учителю понять кто из детей не видит границ предложений, не улавливает границ смысловых отрезков речи, не чувствует наличия грамматических основ предложений. Выполняя такие задания, дети должны чётко осознавать, где в речи появляется другая мысль, как её грамматически правильно оформить на письме.
Для домашней работы следует пользоваться художественными произведениями, изучаемыми на уроках литературного литературного чтения. На них могут основываться такие задания:
- Выпиши из текста предложения, состоящие только из грамматической основы.
- Выпиши предложения с однородными членами
- Найди предложения с второстепенными членами, распространяющими только группу подлежащего (сказуемого)
- Найди предложение с определением и т. д.
4. Заключение.
В современной начальной школе применяются различные программы обучения русскому языку. Каждая имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому они находятся в процессе постоянного изменения и совершенствования. В результате проведённого исследования, и опираясь на собственные наблюдения в процессе практической деятельности, делаю следующие выводы:
- Методика изложения темы «Предложение» требует совершенствования, внедрения новых приёмов работы. Вслед за развитием лингвистической науки, происходят изменения и в методике преподавания. В школьной практике активно применяются новые научные теории.
- В выборе игрового материала и некоторых приёмов работы по изучению нового, закреплению и автоматизации навыков можно и нужно брать на вооружение всё новое.
- Теоретический материал разумно применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий науки о языке.
- С заинтересованными, сильными детьми при достаточном количестве времени следует рассматривать различные взгляды на теорию вопросов синтаксиса.
- Вопросу методики изучения синтаксиса в начальных классах следует уделять пристальное внимание, основываясь на теоретическом материале.
- Для уроков следует подбирать языковой материал, который близок и понятен детям.
- постоянно комментировать теоретические правила примерами детской художественной литературы.
Вот это и было задачей моей работы. Надеюсь, что работа выполнила свою задачу и станет полезным материалом в процессе обучения младших школьников.
Список литературы.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. М., Педагогика, 1977
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Методика преподавания русского языка; М.. 1990
- Белошапкова В. А., Современный русский язык, синтаксис; М., 1997
- Буслаев Ф. И., «Историческая грамматика русского языка»; М., 1971
- Буслаев Ф. И., Преподавание отечественного языка; М., 1992
- Виноградов В. В., Наука о слове; М., 1972
- Волошина О. И., Русский язык.Тесты. Начальная школа; М., Дрофа, 2000
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса; М., 1982
- Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С.; Развитие речи: теория и практика обучения; М., 1991
- Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В.; методика преподавания русского языка в начальных классах; М., Академия, 2000
- Львов М. Р.; Методика развития речи младших школьников; М., 1985
- Политова Н. И.; Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка; М., 1984
- Постникова И. И., Это непростое простое предложение; М., Просвещение, 1985
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения; Под ред. М. С. Соловейчик; М., 1993
- Современный русский литературный язык. Под ред. Н. М. Шанского., Ленинград Просвещение 1988
- Угроватова Т. Ю., Подсказки на каждый день; М., 1995
- Фомичёва Г. А., Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах; М., 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы
Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению
Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....
Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»
Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала. Для до...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"...
Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.
Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Немецкий язык. 2-4 классы».
Программа по учебнику И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой «Deutsch. Die ersten Schritte. 4 Klasse» (Немецкий язык. Первые шаги. 4 класс). « Mein Zuhause. Was gibt es da alles?» (У меня дома. Что там есть?).По...